Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2009 по делу n А70-4429/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

29 января 2009 года

                                            Дело №   А70-4429/2008

Резолютивная часть постановления объявлена  22 января 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме  29 января 2009 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  судьи Лотова А.Н.,

судей  Шиндлер Н.А., Сидоренко О.А.,

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем судебного заседания Лиопа А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5767/2008) Отделения № 3 по г. Тюмени Управления Федерального казначейства по Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 29.09.2008 по делу №  А70-4429/2008 (судья Крюкова Л.А.), принятое по заявлению Отделения № 3 по г. Тюмени Управления Федерального казначейства по Тюменской области к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области о признании незаконным предписания от 28.04.2008 № 41,

при участии в судебном заседании  представителей:

от Отделения № 3 по г. Тюмени Управления Федерального казначейства       по Тюменской области  –  Тишаев А.В.  (доверенность № 2 от 19.01.2009 сроком действия до 31.12.2009); Суслаева С.П. (доверенность № 1 от 19.01.2009  сроком действия до 31.12.2009);

от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области – не явился, извещен;

УСТАНОВИЛ:

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 29.09.2008 по делу № А70-4429/22-2008 отказано в удовлетворении требований, заявленных Отделением № 3 по г. Тюмени Управления Федерального казначейства по Тюменской области (далее по тексту – заявитель) к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области (далее по тексту – Управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным предписания  № 41 от 28.04.2008.

Исследуя материалы дела, суд первой инстанции пришел к выводу  о том, что бюджетные средства в размере 23 000 руб. были израсходованы заявителем  на цели, не связанные с выполнением функций в установленной сфере деятельности. Суд указал, что данные денежные средства не предусмотрены сметой доходов и расходов на 2007 года, в связи с чем, суд расценил действия заявителя как незаконное расходование бюджетных средств.

Кроме того, мотивируя решение, суд указал,  что перечень мер, установленный статьей 282 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не является исчерпывающим, в связи с чем, указание в оспариваемом предписании на необходимость принятия заявителем   мер, направленных  на  удержание незаконно израсходованных денежных средств с виновных  лиц, соответствует требованиям действующего законодательства.

В апелляционной жалобе заявитель просит решение Арбитражного суда Тюменской области от 29.09.2008 по делу № А70-4429/22-2008 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований. 

В обоснование апелляционной жалобы  Отделение № 3 по г. Тюмени Управления Федерального казначейства по Тюменской области указало, что судом первой инстанции не было учтено при принятии решения, что статьей  283 Бюджетного кодекса Российской Федерации не предусмотрен такой вид нарушения, как незаконное использование денежных средств бюджетным учреждением.

По мнению подателя апелляционной жалобы, суд первой инстанции не учел то обстоятельство, что основанием для командирования сотрудников Отделения  № 3 по г. Тюмени Управления Федерального казначейства по Тюменской области  явилось распоряжение Управления № 55-р от 14.06.2007 с изменениями, внесенными распоряжением Управления № 87–р от 29.08.2007, при чем, согласно распоряжению Управления № 87–р от 29.08.2007, сотрудники Отделения  № 3 по г. Тюмени Управления Федерального казначейства по Тюменской области направлялись в командировку для участия в спартакиаде и в совещании, проводимого  на тему: «Вопросы предварительного  и текущего контроля, организации финансирования расходов федерального бюджета и учета внебюджетных средств в 2007 году».

Кроме того, в жалобе указано, что в обжалуемом предписании № 41 от 28.04.2008,  в нарушение пункта 103 Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утвержденного Приказом Минфина РФ от 04.09.2007 № 75н, не указано должностной, материально-ответственное или иное лицо проверенной организации, допустившее нарушение.

В судебном заседании представители  заявителя поддержали доводы апелляционной жалобы, считают решение суда первой инстанции незаконным и подлежащим отмене.

Заинтересованное лицо, в соответствии с представленным письменным отзывом на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считает законным, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Управление, надлежащим образом извещенное о времени  судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайство об отложении   судебного заседания не представило.

В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу Отделения  № 3 по г. Тюмени Управления Федерального казначейства по Тюменской области в отсутствие заинтересованного лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.

Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей заявителя, изу­чив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.

Управлением Федерального казначейства по Тюменской области 14.06.2007  издано распоряжение № 55-р о проведении Спартакиады органов Федерального казначейства по Тюменской области в 2007 году, посвященной 15-летию Федерального казначейства Российской Федерации.

Приказом Отделения  № 3 по г. Тюмени Управления Федерального казначейства по Тюменской области от 04.09.2007  № 40-к для участия в спартакиаде в период с 07.09.2008  по 09.09.2007  направлено 10 работников заявителя.

Данным лицам по расходным кассовым ордерам № 107- 116 от 06.09.2007  из кассы заявителя выплачены денежные средства в сумме 20 000 руб. для оплаты проживания в гостинице сотрудников, командированных для участия в спартакиаде. Кроме того,  вышеуказанным лицам  по расходным  кассовым ордерам №  124- 133 от 19.09.2007  заявителем из кассы выплачены денежные средства в виде суточных при служебных командировках в общей сумме 3 000 руб.

Управлением  в соответствии с приказом от 17.03.2008  № 65 и планом проверки, изданным во исполнение письма Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 06.02.2008, проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности заявителя как получателя бюджетных средств за 2007 год.

В ходе проверки ответчиком установлено незаконное расходование заявителем средств федерального бюджета на выплату суточных и возмещение расходов по проживанию сотрудников в гостинице в размере 23 000 руб., выделенных из федерального бюджета по подстатье 226 «Прочие услуги» (статьи 220 «Приобретение услуг») и подстатье 212 «Прочие выплаты» (статьи 210 «Оплата труда и начисление на оплату труда»). Данный факт зафиксирован в акте проверки от 11.04.2008.

По результатам проверки руководителем ответчика вынесено предписание от 28.04.2008  № 41 об устранении заявителем выявленных нарушений, согласно которому заявителю не позднее 30 календарных дней с даты получения предписания необходимо принять меры к удержанию денежных средств в сумме 23 000 руб. с виновных лиц с целью восстановления их в доход федерального бюджета.

Отделение  № 3 по г. Тюмени Управления Федерального казначейства по Тюменской области, полагая, что  указанное предписание является незаконным, нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный  суд Тюменской области с настоящим заявлением.

Решением суда первой инстанции от 29.09.2008 по делу № А70-4429/22-2008 в удовлетворении требований, заявленных Отделением  № 3 по г. Тюмени Управления Федерального казначейства по Тюменской области, отказано.

Означенное решение обжалуется  заявителем в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его изменения или отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.

Как установлено судом первой и подтверждается материалами  дела, Отделение  № 3 по г. Тюмени Управления Федерального казначейства по Тюменской области согласно пункту  1, 6 Положения об Отделении № 3 по г. Тюмени Управления Федерального казначейства по Тюменской области, утвержденного приказом Управления Федерального казначейства по Тюменской области от 31.03.2005  № 36 является органом Федерального казначейства. Финансирование расходов на содержание заявителя осуществляется за счет федерального бюджета.

Таким образом,  на заявителя, который является получателем бюджетных средств,  распространяется действие Бюджетного кодекса Российской Федерации  и нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Согласно статье 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Статьей 29 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип единства бюджетной системы Российской Федерации,   предполагающий единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Бюджетного кодекса Российской Федерации для составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации, которая представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетной системы Российской Федерации.

Определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые в соответствии с настоящим Кодексом являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляются Министерством финансов Российской Федерации (часть 2 статьи 18 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Порядок применения классификации операций сектора государственного управления в силу пункта 4 статьи 23.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.

Реализуя указанные полномочия, Министерство финансов Российской Федерации определяет порядок применения статей и подстатей классификации. В частности, Министерство финансов Российской Федерации устанавливает перечни расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, подлежащих отнесению на определенные статьи и подстатьи классификации.

Как обоснованно указал суд первой инстанции, в соответствии с частью  2 статьи  18 Бюджетного кодекса Российской Федерации  и статьей  11 Федерального от 15.08.1996  № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» Министерством финансов Российской Федерации разработаны и утверждены приказом от 08.12.2006  № 168н  «Указания о применении бюджетной классификации Российской Федерации» (далее по тексту - Указания от 08.12.2006  № 168н), которые устанавливают правила применения бюджетной классификации Российской Федерации участниками бюджетного процесса.

Согласно разделу 1 Указаний от 08.12.2006  № 168н, действовавших в проверяемом  периоде, бюджетная классификация включает в себя, в том числе функциональную и экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации, которая является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Согласно разделу III Указаний от 08.12.2006  № 168н,  функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней и отражает направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления и местного самоуправления основных функций, решение социально-экономических задач.

Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов в зависимости от экономического содержания операций, осуществляемых в секторе государственного управления (Раздел VI Указания от 08.12.2006  № 168н).

Следовательно, как верно указал суд первой инстанции, применение экономической

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2009 по делу n А46-15929/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также