Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2008 по делу n А75-7534/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

10 апреля 2008 года

                                                Дело №   А75-7534/2007

Резолютивная часть постановления объявлена  03 апреля 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме  10 апреля 2008 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Рыжикова О.Ю.

судей  Шиндлер Н.А., Золотовой  Л.А.

при ведении протокола судебного заседания   Радченко Н. Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  08АП-486/2008) Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 19.12.2007 по делу №  А75-7534/2007 (судья Н.Б. Загоруйко), принятое по заявлению открытого акционерного общества «Славнефть-Мегионнефтегаз» к Управлению по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре о признании незаконным и отмене постановления № 71 от 21.11.2007.

при участии в  судебном заседании  представителей:

            от Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре - не явился, извещен надлежащим образом;

            от открытого акционерного общества «Славнефть-Мегионнефтегаз» –  Гармаш С.В. по доверенности от 21.11.2007 № 24, действительной до 31.12.2008 (паспорт 6704 № 003415 выдан ОВД г. Радужного ХМАО Тюменской области 15.04.2003).

 

УСТАНОВИЛ:

           

Решением Арбитражного суда  Ханты-Мансийского автономного округа от 19.12.2007 по делу № А75-7534/2007 были удовлетворены требования, заявленные открытым  акционерным  обществом  «Славнефть-Мегионнефтегаз» (далее по тексту – ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз», Общество, заявитель) к Управлению по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее по тексту  - Управление, административный орган) о признании незаконным  и  отмене постановления от 21 ноября 2007  № 71 по делу об административном правонарушении.

В обоснование решения суд указал, что административным органом не представлено достаточных доказательств, подтверждающих вину заявителя  в совершении  вменяемого ему административного правонарушения, в связи с чем, основания полагать, что  постановление от 21 ноября 2007  № 71 является законным и обоснованным, отсутствуют.

Кроме того, суд указал, что размер штрафа (20 000 рублей), примененный к Обществу, является необоснованно завышенным.

В апелляционной жалобе Управление просит решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 19.12.2007 по делу № А75-7534/2007 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, заявленных Обществом.

В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административный орган ссылается на то, что Общество, являясь собственником сырья, в результате использования которого образовались отходы, является лицом, ответственным за размещение указанных отходов, следовательно, признание Общества виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена  статьей 8.2 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях,   является правомерным.

В жалобе также указано на необоснованность вывода суда первой инстанции о нарушении административным органом Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях  при установлении размера административного штрафа, поскольку, при рассмотрении об административном правонарушении обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность Общества действительно  не установлены, однако данное обстоятельство, по мнению подателя жалобы, не является основанием для установления минимального размера санкций.

Кроме того, административный орган в апелляционной жалобе указывает на ошибочность вывода суда первой инстанции о том, что протокол об административном правонарушении и оспариваемое  постановление составлены  неуполномоченным лицом, так как проверяемый объект не входит в перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

Между тем, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации  от 29.10.2002, Приказом Ростехнадзора от 20.05.2005 № 306 «Об организации работ по разработке перечней объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, по территориям субъектов Российской Федерации» Руководителем Ростехнадзора и Председателем Правительства  Ханты-Мансийского автономного округа подписано соглашение о взаимодействии и координации Ростехнадзора и Правительства Ханты-Мансийского автономного округа  по вопросам разрешительной и контрольной деятельности в сфере охраны окружающей среды. Приложением №1 к данному Соглашению является Список юридических лиц (субъектов), имеющих объекты негативного воздействия, подлежащие федеральному государственному экологическому контролю на территории Ханты-Мансийского автономного округа. Двадцатым по списку является юридическое лицо ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз».

Административный орган,  надлежащим образом извещенный о времени  и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайство о возможном рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя представлено не было.

Представитель ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» в судебном заседании пояснил, что считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.

В порядке  статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел жалобу в отсутствие лица, участвующего в деле и надлежащим  образом извещенного о времени и месте судебного заседания по делу. 

Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изу­чив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.

Заместителем начальника отдела государственного экологического контроля и экологической экспертизы Управления Слюсарь Е.В. в порядке статьи 28.7 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях  вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ОАО  «Славнефть - Мегионнефтегаз».

Поводом для возбуждения дела об административном правонарушении послужили    следующие обстоятельства:

- ОАО «Славнефть - Мегионнефтегаз» при размещении буровых отходов на шламонакопителе, расположенном на Северо - Покурском месторождении, не соблюдаются требования проектных решений, получивших положительное заключение № 491 от 25.04.2001, а именно в картах размещаются буровые отходы вместе с жидкой фазой (обводненность более 50%). Согласно проектных решений, утвержденных Приказом Комитета природных ресурсов № 895ээ от 25.04.2001, проектом предусмотрено строительство шламонакопителя для складирования и захоронения  обезвоженного  бурового  шлама;

- ОАО «Славнефть - Мегионнефтегаз» заключены договоры на размещение опасных отходов с предприятиями, не имеющими лицензии на соответствующий вид деятельности;

- по результатам инструментальных замеров максимально - разовые выбросы от печей ПТБ -10 №1,2 на территории ЦПС Ново - Покурского лицензионного участка превышают установленный норматив по  оксиду углерода в 1,49 раза.

Отделом государственного экологического контроля и экологической экспертизы Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по ХМАО - Югре проведена комплексная проверка соблюдения требований природоохранного законодательства при осуществлении деятельности ОАО «Славнефть - Мегионнефтегаз», по результатам которой составлен акт проверки от 24.09.2007.

 Проверкой установлено, что Обществом заключены договоры на размещение опасных отходов с организациями, не имеющими лицензии на соответствующий вид деятельности, на балансе которых находятся объекты размещения опасных отходов, что является нарушением части 3 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации  от 04.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которой собственник опасных отходов вправе отчуждать опасные отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения опасными отходами, если у этого лица имеется лицензия на осуществление деятельности в области обращения с  опасными  отходами в связи с чем, проверяющими сделан вывод о том, что юридическим лицом ОАО «Славнефть - Мегионнефтегаз» допущено нарушение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, за что статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях установлена административная  ответственность.

Факты выявленных административным органом нарушений зафиксированы в протоколе об административном правонарушении № 71 от 15 ноября 2007.

По результатам проверки административным  органом  принято постановление № 71 от 21 ноября 2007 по делу об административном правонарушении, в соответствии  с которым  ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз»  было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое  предусмотрена  статьей 8.2 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, а также назначено  административное  наказание  в виде административного   штрафа  в  размере  20 000 рублей.

ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз»  полагая, что указанное  постановление не соответствуют нормам действующего законодательства, нарушает его права и законные интересы, обратилось в суд с требованиями о признании постановления незаконным и его отмене.

Решением суда первой инстанции требования Общества удовлетворены.

Означенное решение обжалуется административным органом в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его изменения или отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.

В соответствии со статьей  8.2 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях   несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами установлены Федеральным законом № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002, Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Федеральным законом от 30.03.1999  №  52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В соответствии со статьей  1 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту – Закон № 89-ФЗ)  опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

В соответствии со статьей  11 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Согласно статье  9 Закона № 89-ФЗ  деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 74 пункта  1 статьи  17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежит лицензированию деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Статьей 1 Закона № 89-ФЗ  установлено, что обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду; размещение отходов - хранение и захоронение отходов.

Порядок лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, осуществляемой юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, определен Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2006 № 524).

Для получения лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган, в том числе: перечень опасных отходов, с которыми предполагается осуществлять

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2008 по делу n А81-1664/2007. Изменить решение  »
Читайте также