Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2009 по делу n А46-19172/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

20 января 2009 года

                                                    Дело №   А46-19172/2008

Резолютивная часть постановления объявлена  13 января 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме  20 января 2009 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  судьи Золотовой Л.А.

судей  Шиндлер Н.А., Сидоренко О.А.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Лиопа А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6228/2008) Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области

от 6.11.2008 по делу №  А46-19172/2008 (судья Солодкевич И.М.), принятое

по заявлению государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия»

к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области

3-е лицо: Правительство Омской области

о признании незаконными действий и обязании совершить действия,

при участии в судебном заседании представителей: 

от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области – Родина И.Б. (паспорт серия 5201 № 655981 выдан от 17.11.2001, доверенность № 2   от 11.01.2009 сроком действия до 01.06.2009); Жилинская О.И. (паспорт серия 5208 № 619520 выдан от 06.05.2008, доверенность № 1  от 11.01.2009 сроком действия до 01.06.2009); Осинцева Н.В. (паспорт серия 5207 № 571045 выдан от 11.12.2007, доверенность № 4  от 12.01.2009 сроком действия до 01.06.2009);

от государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия» - Мелихова О.В. (паспорт серия 5205  № 201151  выдан от 02.09.2005, доверенность от 13.08.2008 сроком действия на 3 года); Репина Л.Н. (паспорт серия  5205 № 348634 выдан от 15.07.2006, доверенность от 13.08.2008 сроком действия на 3 года);

от Правительства Омской области – Фетисов В.В.  (удостоверение  № 295 выдано 15.06.2006, доверенность № 08/ПП-177/01  от 11.03.2008 сроком на 3 года);

установил:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибир­ская государственная автомобильно-дорожная академия» г. Омска (далее - заявитель, ГОУ «СибАДИ», учреждение) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее - заинтересованное лицо, Управление Роснедвижимости по Омской области) о признании незаконными действий по внесению в Государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) экономических характери­стик - кадастровой стоимости в размере 230872304руб. 24коп. земельного участка с кадастровым номером 55:36:00 00 00:95, площадью 30354м2, местоположение которого установлено относитель­но 2-этажного строения (профилакторий для гаража), имеющего почтовый адрес: город Омск, Цен­тральный административный округ, улица Завертяева, дом 1 и обязании Управления Роснедвижимости исключить указанные экономические характеристики из ГКН.

До разрешения спора учреждение в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 49 Арбитраж­ного процессуального кодекса Российской Федерации, изменило предмет заявленного требования, дополнив его указанием на дату совершения оспариваемых действий и обязанием заин­тересованного лица исключить из ГКН сведения о кадастровой стоимости обозначенного земельно­го участка с момента совершения этих действий.

Определением от 13.10.2008 судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно     предмета    спора    на    стороне заинтересованного лица, привлечено Правительство Омской области.

Решением по делу №А46-19172/2008 от 06.11.2008 Арбитражный суд Омской области  удовлетворил заявленные  государственным образовательным учреждением высшего профессионального образова­ния «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия» требования в полном объеме.

При этом, суд исходил из того, что государственная кадастровая оценка земельного участка представляет собой совокупность действий, регламентированную Прави­лами проведения государственной оценки земель, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, по оценке (как таковой) и утверждению её результатов, что предполагает определение кадастровой стоимости каждого из участков с последующим утверждением ее результатов органом исполнительной власти субъекта Федерации. При этом полномочия органа исполнительной власти не могут быть ограничены утверждением лишь средних показателей кадастровой стоимости по муниципальному району, основанием для внесения соответствующих сведений в ГКН  является стоимость земельного участка определенная и утвержденная в установленном законом порядке.  

С учетом изложенного судом сформулирован вывод о том, что сведения о стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:00 00 00:95  внесены в ГКН на основании среднего уровня кадастровой стоимости земель с учетом мнения оценщика (ФГУП ФКЦ «Земля»), что не соответствует процедуре, установленной законодательством, а именно: государственная кадастровая оценка земельного участка с последующим утверждением ёё органом исполнительной власти не проводилась.

В апелляционной жалобе Управление Роснедвижимости по Омской области просит решение арбитражного суда  об удовлетворении заявленного ГОУ «СибАДИ» требования  отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции необоснованно расширительно истолковал статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации, указав на необходимость утверждения кадастровой стоимости каждого конкретного земельного участка, а не государственной кадастровой оценки земель в виде среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району.

Также,  Управление Роснедвижимости по Омской области считает, что суд принял оспариваемое решение без надлежащей проверки достоверности и полноты отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов муниципального образования г.Омск, разработанного ФГУП ФКЦ «Земля» в то время как в данном отчете была рассчитана кадастровая стоимость каждого конкретного земельного участка, на основании чего были определены средние удельные показатели кадастровой стоимости 15 видов разрешенного использования в разрезе кадастровых кварталов.

Кроме того, заинтересованное лицо убеждено, что утверждение или не утверждение кадастровой стоимости земель не является актом о налогах и сборах, и нормы Налогового кодекса Российской Федерации не применимы в рассматриваемом деле.

В заблаговременно представленном отзыве на апелляционную жалобу и выступлении в заседании суда апелляционной инстанции представитель Правительства Омской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции.

По мнению Правительства Омской области, суд, неверно истолковав положения пункта 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (далее – Федеральный закон №28-ФЗ), пришел к необоснованному выводу о невозможности внесения сведений об экономических характеристиках в государственный земельный кадастр без утверждения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В заблаговременно представленном отзыве на апелляционную жалобу и выступлении в заседании суда апелляционной инстанции представители ГОУ «СибАДИ» отклонили доводы апелляционной жалобы Управления Роснедвижимости по Омской области и отзыва Правительства Омской области, просили оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав явившихся в судебное заседание представителей сторон, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

ГОУ «СибАДИ» зарегистрировано в качестве юридического лица постановлением Городской регистрационной па­латы Департамента недвижимости администрации г. Омска 06.05.1994 за № 38603719, имеет на пра­ве бессрочного пользования земельный участок площадью 30354м2 с кадастровым номером 55:36:00 00 00:95, расположенный на землях поселений относительно 2-этажного строения (профи­лакторий для гаража), имеющего почтовый адрес: г. Омск, Центральный административный округ, ул. Завертяева, 1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 55 АА № 707671, выданным 24.10.2004 Управлением юстиции Омской области по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

13.08.2008 учреждением направлено в Управление Роснедвижимости по Омской области письмо с просьбой о предоставлении информации о дате внесения в ГКН сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:00 00 00:95, дате и форме её утвержде­ния, уполномоченного на то лица, а также прояснении на каком основании и в каком порядке рас­считан удельный показатель кадастровой стоимости этого земельного участка, составивший 948руб. 78коп. за м2, обозначенный в его кадастровом паспорте.

Письмом от 20.08.2008 заявитель дополнил содержание  предыдущего письма, запросив те же сведения в отношении частей этого земельного участка с кадастровыми номерами: 55:36:06 05 02:64, 55:36:06 05 02:65, 55:36:06 10 03:6, а также информацию об официальном источнике опубли­кования их кадастровой стоимости.

Управление Роснедвижимости по Омской области 17.09.2008 письмом за № 07-07/3940 довело до сведения учреждения, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:00 00 00:95, полученная в результате государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов по г. Омску в границах кадастрового района 55:36, утверждённая Постановлением Прави­тельства Омской области от 19.12.2007 № 174-п «Об утверждении результатов государственной ка­дастровой оценки земель населённых пунктов города Омска» (далее - Постановление Правительст­ва Омской области от 19.12.2007 № 174-п), опубликованная 25.12.2007 в № 127 печатного средства массовой информации «Омский вестник» и размещённая на официальном сайте Роснедвижимости: www.r55.kadastr.ru, составляет 230872304руб. 24коп. и складывается из кадастровой стоимости его составных частей: 4023руб. 89коп. - имеющей кадастровый номер 55:36:06 05 02:64; 2441797руб. 11коп. - имеющей кадастровый номер 55:36:06 05   02:65;   228426483руб.   24коп.   -   имеющей кадастровый номер 55:36:06 10 03:6.

ГОУ «СибАДИ», полагая действия Управления Роснедвижимости по Омской области, выра­зившиеся во внесении в ГКН сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:00 00 00:95, незаконными, а сведения, внесенные в Государственный реестр в результате указанных действий - подлежащими исключению из него, обратилось в Арбитражный суд Омской области.

06.11.2008 Арбитражный суд Омской области вынес судебный акт, являющийся предметом апелляционного обжалования по данному делу.

Восьмой арбитражный апелляционный суд, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены или изменения, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

При этом, пункт 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации указывающий, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи, наделил правомочием по установлению порядка её проведения Правительство Российской Федера­ции.

Во исполнение данного законоположения Правительством Российской Федерации постанов­лением от 08.04.2000 № 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель, ко­торыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех катего­рий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установ­ленных законом.

При этом судом первой инстанции обоснованно отмечено, что термин «проведение государственной кадастровой оценки земель» в данном случае употреблен не толь­ко в значении осуществления государственной кадастровой оценки земель, но и утверждения её ре­зультатов.

Пунктом 10 Правил проведения государственной оценки земель правомочие по утверждению результатов государственной кадастровой оценки земель возложено на органы ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации.

Пункты 1.4.2, 2.1.2, 2.2.7 Ме­тодических указаний по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, разработанных Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации во исполнение пункта 11 Правил проведения государственной оценки земель и утвержденных приказом от 15.02.2007 №39 (дела – Методические указания), а также пункты 6.2, 9.9, 11.5 и приложение № 1 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель» (далее – Административный регламент), утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 №215, содержат положения о том, что для проведения государственной кадастровой оценки земель составляется перечень с указа­нием всех земельных участков, расположенных на оцениваемой территории (пункт 2.2.1 Методиче­ских указаний, пункт 6.2. Ад­министративного регламента), что предполагает установление кадастровой стоимости каждого из них, а также указывает в качестве результата государст­венной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (пункт 9.9 Административно­го

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2009 по делу n А75-5284/2008. Изменить решение  »
Читайте также