Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2008 по делу n А75-7533/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 09 апреля 2008 года Дело № А75-7533/2007 Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2008 года Постановление изготовлено в полном объеме 09 апреля 2008 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Шиндлер Н.А. судей Рыжикова О.Ю., Золотовой Л.А. при ведении протокола судебного заседания: секретарем Радченко Н.Е. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-962/2008) Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 14.01.2008 по делу № А75-7533/2007 (судья Мингазетдинов М.М.), по заявлению открытого акционерного общество «Славнефть-Мегионнефтегаз» к Управлению по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре о признании незаконным постановления от 21.11.2007 № 70 при участии в судебном заседании представителей: от Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре – не явился (извещен надлежащим образом); от открытого акционерного общества «Славнефть-Мегионнефтегаз» - Гармаш С.В. по доверенности от 21.11.2007 № 24 действительной до 31.12.2008; УСТАНОВИЛ:
Решением от 14.01.2008 по делу № А75-7533/2007 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа удовлетворил требования открытого акционерного общества «Славнефть-Мегионнефтегаз» (далее по тексту – ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз», Общество, налогоплательщик), признал незаконным и отменил постановление от 21.11.2007 № 70, вынесенное Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее по тексту – Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по ХМАО-Югре, Управление, административный орган) о привлечении ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении ему административного наказания в виде наложения административного штрафа в размере 20 000 руб. за несоблюдение экологических требований при размещении опасных отходов в виде размещения в шламонакопителях в отстой жидкие фазы бурового шлама, как не соответствующее статьям 1.5, 9.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В обоснование решения суд первой инстанции указал на то, что оспариваемое постановление не является обоснованным, поскольку выводы должного лица об обстоятельствах дела не соответствуют действительному положению дела, в нем не отражены все имеющее значение для дела обстоятельства, выяснены не всесторонне и неполно, не приведены доказательства в подтверждение выводов об установленных обстоятельствах дела, правах и обязанностях нарушителя. Также суд первой инстанции указал на следующее: штраф необоснованно при отсутствии отягчающих ответственность обстоятельств назначен не в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; факт размещения в шламонакопителях в отстой жидкой фазы бурового шлама, лабораторными исследованиями или иным способом не доказан; доводы Общества о том, что в шламонакопителях находятся атмосферные осадки, а не отстой жидкой фазы бурового шлама не опровергнут; обстоятельства, свидетельствующие о наличии вины Общества, не подтверждены; полномочия Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по ХМАО-Югре по составлению протокола об административном правонарушении не подтверждены, поскольку проверяемый объект не входит в перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю; доказательств составления протокола об административном правонарушении и принятия постановления в присутствии законных представителей Общества отсутствуют. В апелляционной жалобе Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по ХМАО-Югре просит решение суда первой инстанции отменить, в связи с неправильным применением норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. При этом Управление ссылается на следующее: - протокол об административном правонарушении был составлен в присутствии представителя Общества Плешкунова В.А., действующего на основании доверенности от 28.12.2006 № 25, выданной генеральным директором ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз», в которой предусмотрено право Плешкнова В.А. подписывать протоколы об административных правонарушениях; - факт размещения бурового шлама в жидкой фазе на шламонакопителе, расположенном на Северо-Покурском м/р, находящемся в собственности Общества, зафиксирован в протоколе об административном правонарушении, и подтверждается фотоматериалами, а также информацией представленной структурным подразделением Общества – Управлением «Сервис-Нефть» (письмо от 29.08.2007 исх.№ ВК-01-1763); - отсутствие смягчающих и отягчающих обстоятельств не является основанием для установления штрафа в минимальном размере. В обоснование наличия полномочий на составление протокола об административном правонарушении Управление указывает на то, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002, приказом Ростехндзора от 20.05.2005 № 306 «Об организации работ по разработке перечней объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, по территориям субъектов Российской Федерации» руководителем Ростехнадзора и председателем Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры подписано соглашение о взаимодействии и координации Ростехнадзора и Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по вопросам разрешительной и контрольной деятельности в сфере охраны окружающей среды. Приложением № 1 к данному соглашению является список юридических лиц (субъектов), имеющих объекты негативного воздействия, подлежащие федеральному государственному экологическому контролю на территории Ханты-Мансийского автономного округа, при этом, семидесятым по списку является ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз». Управление, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечил. Общество письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило, представитель в заседании суда пояснил, что с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителя Общества, рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства. Отделом государственного экологического контроля и экологической экспертизы Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по ХМАО-Югре была проведена комплексная проверка соблюдения требований природоохранного законодательства при осуществлении деятельности ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз», в ходе которой было установлено, что у предприятия на балансе находится шламонакопитель бытовых отходов, расположенный на Северо-Прокурском месторождении нефти, при этом, в картах данного шламонакопителя, размещаются буровые отходы вместе с жидкой фазой (обводненность более 50%), в то время как проектом установлена необходимость складирования обезвоженного бурового шлама с последующим разравниванием и укладкой слоев. В связи с указанными обстоятельствами, проверяющими был сделан вывод о том, что ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» допущено нарушение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, а именно: части 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды». Факты нарушений зафиксированы в протоколе об административном правонарушении № 70 от 15.11.2007, в котором также имеется ссылка на акт проверки от 24.09.2007, и в котором действия Общества квалифицированы по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По результатам проверки и.о. начальника Отдела государственного экологического контроля и экологической экспертизы Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по ХМАО – Югре было вынесено постановление от 21.11.2007 № 70 по делу об административном правонарушении, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственности за которое предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и Обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. Общество, полагая, что постановление Управления не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в суд с требованием о признании его незаконным. Решением суда первой инстанции требования Общества удовлетворены. Означенное решение обжалуется Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по ХМАО – Югре в суд апелляционной инстанции. Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его изменения или отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего. Ответственность по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от десяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. При этом, согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту – Федерального закона № 7-ФЗ) в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц – природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в числе которых нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение. В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Согласно статье 11 и части 3 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования. Часть 1 статьи 16 Федерального закона № 7-ФЗ предусматривает, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются и утверждаются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации «О Правилах разработки и утверждения нормативов образования лимитов на их размещение» от 16.06.2000 № 461. Статья 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Из протокола об административном правонарушении от 15.11.2007 № 70 следует только то, что в ходе обследования было установлено, что буровой шлам размещается в жидкой фазе. При этом из протокола не следует то, какие именно действия Общества при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства производились Обществом с нарушением норм экологического законодательства. Из протокола об административном правонарушении следует, что данное обстоятельство подтверждается фотоматериалами и информацией, представленной Управлением «Сервис-Нефть» ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» от 29.08.2007 № ВК-01-1763. Однако, данные документы отсутствуют в материалах дела, причем определениями суда первой инстанции от 07.12.2007, от 17.12.2007 Управлению предлагалось представить суду административный материал в отношении ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз». Из приложенного к апелляционной жалобе письма Управления «Сервис-Нефть» Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2008 по делу n . Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|