Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2009 по делу n А70-5268/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

20 января 2009 года

                                                        Дело №   А70-5268/2008

Резолютивная часть постановления объявлена  13 января 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме  20 января 2009 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Шиндлер Н.А.,

судей  Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Лиопа А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5653/2008) общества с ограниченной ответственностью «Кедр» на решение Арбитражного суда Тюменской области от 06.10.2008 по делу № А70-5268/2008 (судья Коряковцева О.В.), принятое по заявлению прокурора Казанского района Тюменской области к обществу с ограниченной ответственностью «Кедр» о привлечении к административной ответственности,

при участии в судебном заседании представителей: 

от общества с ограниченной ответственностью «Кедр» – не явился, извещен;

от прокурора Казанского района Тюменской области     – Пересыпкин К.С.  (удостоверение, поручение от 28.11.2008 № 8-15-08);

установил:

 

Арбитражный суд Тюменской области решением от 06.10.2008 по делу № А70-5268/2008 привлек по заявлению прокурора Казанского района Тюменской области (далее – прокурор) общество с ограниченной ответственностью «Кедр» (общество, ООО «Кедр») к административной ответственности на основании части 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) и назначил наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей с конфискацией продукции - хлеб 1 сорта в количестве 52 булки и 2 батона, оставленные на ответственное хранение протоколом осмотра и распиской от 8 августа 2008 года.

В апелляционной жалобе общество, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в привлечении общества к административной ответственности.

В обоснование своей позиции общество указывает, что ООО «Кедр» не является субъектом правонарушения, так как в силу действующего законодательства обязанность предоставлять информацию о продукции возложена на изготовителя (производителя) товаров, а продавец в силу положений правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства от 19.01.1998 № 55, обязан лишь производить маркировку товара знаком соответствия ознакомления с подтверждающим сертификацию документом.

Податель жалобы считает, что факт вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении с нарушением сроков предусмотренных статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) является основанием не позволяющим привлечь  ООО «Кедр» к административной ответственности по статье 19.19 КоАП РФ.

Согласно представленному в апелляционный суд отзыву на жалобу общества прокурор возражает против удовлетворения жалобы ООО «Кедр», считает позицию подателя жалобы не состоятельной.

Общество своего представителя в судебное заседание не направило.

Суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя ООО «Кедр», извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не заявившего ходатайства об его отложении.

Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителя прокурора, установил следующие обстоятельства.

Ответчик ООО «Кедр» зарегистрировано в качестве юридического лица, имеет ОГРН 1067205011268 и осуществляет реализацию продовольственных и промышленных товаров в магазине   «Ассорти»   по   адресу   Тюменская   область,   Казанский   район,   с. Казанское ул.Республики, д.56.

Прокуратурой Казанского района Тюменской области с привлечением сотрудников ОВД 8 августа 2008 года была проведена проверка соблюдения требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации в торговых точках, расположенных на территории с. Казанское, по результатам которой было установлено, что в указанной выше торговой точке обществом осуществляется реализация хлебобулочных изделий неупакованных (хлеб в количестве 52 булки и 2 батона). При этом на данный товар в торговом зале имеется только ценник, в котором указано «хлеб, 1с, 0.55 кг, Казанский хлебозавод, цена 14 руб.», при этом отсутствует какая - либо информация для потребителя, предусмотренная обязательными требованиями государственных стандартов, то есть сведения о наименовании и местонахождении изготовителя, пищевые добавки, пищевая ценность, час и дата изготовления, срок реализации и т.д.

По результатам проверки было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 14.08.2008 в отношении ООО «Кедр» о наличии в его действиях признаков административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ.

Прокурор, руководствуясь частью 1 статьи 28.8 КоАП РФ, в целях привлечения общества к административной ответственности за совершенное правонарушение, предусмотренное статьей 19.19 КоАП РФ, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Решением  от 06.10.2008 по делу № А70-5268/2008 суд первой инстанции привлёк ООО «Кедр» к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ.

Означенное решение суда первой инстанции обжалуется в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав нормы материального права и доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда о наличии в действиях общества состава ему вменяемого правонарушения является правильным ввиду следующего.

Частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ установлено, что нарушение обязательных требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.14, 8.23, 9.4, частью 1 статьи 12.2, частью 2 статьи 13.4, статьей 13.8, частью 1 статьи 14.4, статьей 20.4 настоящего Кодекса, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

Согласно статье 28.4 КоАП РФ прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнения законов, действующих на территории РФ, вправе возбудить дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта РФ.

В силу части 2 статьи 202 АПК РФ производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждаются на основании заявления органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности.

В соответствии со статьей 10 пункта 2 Закона РФ «О защите прав потребителей» информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях и др.

Как установлено пунктом 3 данной статьи, информация, предусмотренная пунктом 2, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).

Таким образом, из текста Закона «О защите прав потребителей» следует перечень необходимой для общего пользования информации, а также способы ее доведения (техническая документация, этикетки, маркировки или иные способы). Субъект, обязанный осуществлять указанные действия, в тексте данной статьи закона прямо не установлен.

Обязанности продавца, реализующего отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров, оговорены в специальном нормативном акте – Правилах продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 55 от 19.01.1998.

Согласно пункту 11 данных Правил продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Данная информация, в частности,  в обязательном порядке должна содержать сведения об основных потребительских свойствах товара.

Способ доведения такой информации продавцом до сведения покупателя установлен в пункте 12 Правил и  путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификат или декларация о соответствии; копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком.

Таким образом, пункт 12 указывает на обязанность продавца обеспечить доступ к документам, полученным вместе с товаром. Кроме того,  продавец должен предоставить также другую информацию о товарах, предусмотренную федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, обязательными требованиями стандартов (п.14 Правил).

Например, пункт 32 Правил указывает на то, что информация о продовольственных товарах в соответствии с обязательными требованиями стандартов в зависимости от вида товаров помимо сведений, указанных в пунктах 11, 12 и 13 настоящих Правил, должна содержать: наименование входящих в состав пищевых продуктов ингредиентов, включая пищевые добавки; сведения о пищевой ценности (калорийность продукта, содержание белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов), весе или объеме; назначение, условия и область применения (для продуктов детского, диетического питания и биологически активных добавок); способы и условия приготовления (для концентратов и полуфабрикатов) и применения (для продуктов детского и диетического питания); условия хранения (для товаров, для которых установлены обязательные требования к условиям хранения); дату изготовления и дату упаковки товара; противопоказания для употребления в пищу при отдельных видах заболеваний (для товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для употребления в пищу при отдельных видах заболеваний); сведения о государственной регистрации (для пищевых продуктов, подлежащих государственной регистрации).

Обязательные требования стандартов утверждены Постановлением Госстандарта России от 29.12.2003 № 401-ст ГОСТ 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя».

Согласно пункту 3.2 ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потре­бителя» информацию для потребителя представляют непосредственно с пищевым продук­том в виде текста, условных обозначений и рисунков на потребительской таре, этикетке, яр­лыке, пробке, листе-вкладыше способом, принятым для отдельных видов пищевых продук­тов.

В силу пункта 4.8.2. ГОСТ 51074-2003 при реализации хлебобулочных изделий неупакованных в информационном листке, представленном в торговом зале, должна содержаться следующая информация: - наименование продукта; - наименование и местонахождение изготовителя (юридический адрес, включая страну, и, при несовпадении с юридическим адресом, адрес(а) производств(а)) и организации в Российской Федерации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей на ее территории (при наличии); - масса нетто; - состав продукта: содержание витаминов (для витаминизированных продуктов); - пищевые добавки, ароматизаторы, биологически активные добавки к пище, ингредиенты продуктов нетрадиционного состава; - пищевая ценность; - содержание клетчатки, пищевых волокон и других компонентов для специальных продуктов с учетом их назначения; - час и дата изготовления; - срок реализации; - срок годности (для пирогов, пирожков, пончиков); - обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт; - информация о подтверждении соответствия.

Из означенных положений следует, что лицо, осуществляющее реализацию названных товаров, должно не только иметь в наличии информационный листок с необходимой информацией, но представить его в торговом зале.

Как усматривается из материалов дела, общество в принадлежащем ему магазине осуществляло реализацию хлеба первого сорта и батонов в неупакованном виде.

Согласно протоколу осмотра помещения магазина общества (л.д. 12) и постановлению прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 14.08.2008 (л.д. 9), которые в силу положений части 2 статьи 26.2 КоАП РФ являются доказательствами по делу об административном правонарушении, в торговом зале названного магазина информационный листок на хлеб и батоны отсутствовал. Данное обстоятельство ООО «Кедр» не опровергнуто.

Согласно пункту 2.1 КоАП РФ административным правонарушением

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2009 по делу n А46-19457/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также