Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2008 по делу n А46-15901/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

16 декабря 2008 года

                                                      Дело №   А46-15901/2008

Резолютивная часть постановления объявлена  09 декабря 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме  16 декабря 2008 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Гладышевой Е.В.

судей  Ильницкой Д.В., Рябухиной Н.А.

при ведении протокола судебного заседания: секретарём судебного заседания Лепёхиной М.А,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5311/2008) Военного комиссариата г. Калачинска, Калачинского и Оконешниковского районов Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 08 октября 2008 года по делу № А46-15901/2008 (судья Железняк Л.В.), принятое по иску Военного комиссариата г. Калачинска, Калачинского и Оконешниковского районов Омской области к муниципальному учреждению здравоохранения «Калачинская центральная больница», при участии третьего лица: Военного комиссариата Омской области

о взыскании  899 507  руб.  17 коп.,

при участии в судебном заседании представителей: 

от Военного комиссариата г. Калачинска, Калачинского и Оконешниковского районов Омской области – представитель Ботова Н.П. (доверенность от 01.09.2008), Каймаков А.И. (доверенность от 01.09.2008),

от Военного комиссариата Омской области – представитель Каймаков А.И. (доверенность от 16.04.2008),

от МУЗ «Калачинская центральная больница» – представитель Бурагина Т.Г. (доверенность от 09.09.2008), представитель Чернякова Е.В. (доверенность от 15.09.2008), представитель Котова А.Н. (доверенность от 15.09.2008),

установил:

 

Военный комиссариат г. Калачинска, Калачинского и Оконешниковского районов Омской области обратился в Арбитражный суд Омской области с иском к муниципальному учреждению здравоохранения «Калачинская центральная больница» (далее - МУЗ «Калачинская центральная больница») о взыскании 899 507 руб. 17 коп. неосновательного обогащения.

Определением Арбитражного суда Омской области от 08.08.2008 по делу № А46-15901/2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Военный комиссариат Омской области.

Решением Арбитражного суда Омской области от 08.10.2008 по делу № А46-15901/2008 в удовлетворении исковых требований отказано.

Не соглашаясь с решением суда, Военный комиссариат г. Калачинска, Калачинского и Оконешниковского районов Омской области в апелляционной жалобе  и дополнении к ней просит решение суда отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судом норм материального и процессуального права.

В обоснование апелляционной жалобы истец со ссылкой на постановление Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 № 461 «О программе   государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год» и постановление Правительства Омской области от 18.01.2006 № 5-п «О программе государственных гарантий гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Омской области, бесплатной медицинской помощи на 2006 год» указал, что услуги оказанные ответчиком входят в перечень услуг, оплачиваемых из фонда обязательного медицинского страхования.    Денежные средства в размере 899 507 руб. 17 коп., по мнению истца, перечислены на расчётный счёт ответчика необоснованно, в связи с чем на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение в указанном размере.

Военный комиссариат Омской области в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.

МУЗ «Калачинская центральная больница» в письменных пояснениях, представленных в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель Военного комиссариата г. Калачинска, Калачинского и Оконешниковского районов Омской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе и дополнении к ней, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права.

Представитель Военного комиссариата Омской области поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права.

Представители МУЗ «Калачинская центральная больница» просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

 В порядке статей 163, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв до 09.12.2008 до 10 час. 50  мин.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и дополнения к ней, отзыв на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность обжалуемого решения суда и считает его подлежащим оставлению без изменения.

Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретённое или сбережённое имущество (неосновательное обогащение).

Из материалов дела усматривается, что между Военным комиссариатом г. Калачинска, Калачинского и Оконешниковского районов Омской области (заказчик) и МУЗ «Калачинская центральная больница» (исполнитель) заключены договоры  на оказание медицинских услуг № 007 от 01.01.2006 (в редакции соглашения от 01.07.2006) и договор № 7/3 от 01.01.2007, по условиям которых исполнитель принял на себя обязательство оказывать услуги по проведению медицинского освидетельствования, а также медицинского обследования и лечебно-оздоровительных мероприятий граждан при постановке на воинский учет, призыве или поступлению на военную службу по контракту, поступления  в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, а также граждан ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, а заказчик оплачивать эти услуги.

По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги  в сроки и в  порядке, которые предусмотрены договором  (пункт 1 статьи 779, пункт 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии статьями 309-310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

Факт оказания ответчиком истцу услуг подтверждается двусторонними актами выполненных работ от 31.10.2006, 28.02.2007 и 16.11.2007 (листы дела 18, 20, 25).

На  оплату оказанных услуг ответчик выставил истцу счета-фактуры № 148 от 31.10.2006 на сумму 329 432 руб. 48 коп., № 54 от 28.02.2007 на сумму 239 472 руб. 07 коп. и № 241 от 16.11.2007 на сумму 358 394 руб. 12 коп. Всего на сумму 899 507 руб. 17 коп. (листы дела 13, 19, 24).

Платёжными поручениями № 122 от 14.05.2007, № 156 от 15.06.2007, № 246 от 27.09.2007, № 247 от 27.09.2007, № 282 от 15.11.2007, № 304 от 13.12.2007 и № 10 от 30.01.2008 истец перечислил на расчётный счёт ответчика денежные средства в размере 899 507 руб. 17 коп. (листы дела 15-17, 22-23, 27-28).

Истец считает, что вследствие изменения законодательства о воинской обязанности оплата медицинских услуг в виде медицинского обследования, оказанных ответчиком произведена Военным комиссариатом за счет средств федерального бюджета, перечисленных по соответствующей статье расходов,  необоснованно.

Оценивая приведенные доводы истца, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.

В пункте 7 статьи 18 Федерального закона Российской Федерации от 31.12.2005 № 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» признана утратившей силу статья 16 Федерального закона Российской Федерации № 53-ФЗ от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе», согласно которой финансирование медицинского освидетельствования, медицинского обследования, связанных с исполнением гражданами воинской обязанности, осуществлялось в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона Российской Федерации от 31.12.2005 № 199-ФЗ Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» дополнен статьей 5.1., из которой следует, что финансовое обеспечение медицинского обследования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Согласно статье 25 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1 военнослужащие имеют право на медицинское освидетельствование для определения годности к военной службе и досрочное увольнение с военной службы на основании заключения военно-врачебной комиссии.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу и поступающие на военную службу по контракту, проходят медицинское освидетельствование и имеют право на получение полной информации о медицинских противопоказаниях для прохождения военной службы и показаниях на отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья.

Военнослужащие, граждане, подлежащие призыву на военную службу и поступающие на военную службу по контракту, имеют право на получение медицинской помощи в учреждениях государственной системы здравоохранения.

Согласно программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 885, в рамках территориальных программ осуществляется медицинское обследование граждан при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

В программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 № 461 указанный вид медицинских услуг не предусмотрен.  

По мнению суда апелляционной инстанции, приведенные изменения федерального законодательства не исключают финансирование из федерального бюджета медицинского освидетельствования граждан при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу исходя из следующего.

Согласно пункту 7 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1999 № 1441 утверждено Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, пунктом 1 которого предусмотрено, что финансирование подготовки граждан к военной службе осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Обязательная подготовка граждан к военной службе согласно подпункту «д» пункта 2 указанного Положения включает в себя также медицинское освидетельствование и медицинское обследование.

Согласно пункту 1 статьи 5.1. Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинского учреждения) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты.

Финансовое обеспечение медицинского обследования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан (пункт 7).

Финансовое обеспечение медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 6).

В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 704, утверждены Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией указанного Федерального закона (далее -  Правила).

Согласно подпункту 5 пункта 2 Правил компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные, в том числе с прохождением медицинского освидетельствования и медицинского обследования или лечения для решения вопросов о воинском учете, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу.

Согласно пункту 3 статьи 5.1. Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» порядок организации и проведения медицинского освидетельствования

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2008 по делу n А81-2289/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также