Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2008 по делу n А81-1209/2008. Разрешить вопрос по существу (ч.5 ст.270, ст. 272 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

19 декабря 2008 года

                                               Дело №   А81-1209/2008

Резолютивная часть постановления объявлена  12 декабря 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме  19 декабря 2008 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  судьи Сидоренко О.А.,

судей  Шиндлер Н.А., Золотовой Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем судебного заседания Радченко Н.Е.,  рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации муниципального образования поселок Лонгъюган к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании недействительным распоряжения от 20.12.2007 года № 782-р,

3 лицо - общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск»

при участии в  судебном заседании представителей:

от общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» – Данилочкина Т.В. (паспорт серия  4601 № 137827 выдан от 19.07.2001 Химкинским УВД Московской обл., доверенность № юр/08/86  от 07.02.2008 сроком действия на 3 года);

от Администрации муниципального образования поселок Лонгъюган – не явился,   извещен;

от Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ямало-Ненецкому автономному округу – Данилочкина Т.В. (паспорт серия  4601 № 137827 выдан от 19.07.2001 Химкинским УВД Московской обл., доверенность № 31от 08.09.2008 сроком действия до 31.12.2008);

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального образования поселок Лонгъюган обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к ТУ Росимущество по ЯНАО о признании незаконным и отмене распоряжения от 20.12.2007 № 782-р «О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования поселок Лонгъюган».

Решением от 24.06.2008 по делу № А81-1209/2008 заявленное требование удовлетворено.

В обоснование принятого решения суд первой инстанции руководствовался позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 № 8-П, Определении от 07.12.2006 № 542-О и Определении от 04.12.2007 № 828-О-П.

ООО «Газпром трансгаз Югорск», не согласившись с принятым по делу судебным актом, обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить.

Податель апелляционной жалобы указал на то, что суд принял решение о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в рассмотрении настоящего спора.

Общество указало, что решение суда первой инстанции создает препятствия для исполнения Распоряжения Министерства имущества РФ от 08.04.2004 № 1448-р, возлагающего на ООО «Газпром трансгаз Югорск» обязанность по передаче объектов в муниципальную собственность.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Восьмой арбитражный апелляционный суд принял постановление от 12.11.2008 (в полном объеме постановление изготовлено 19.11.2008) по делу № А81-1209/2008 об отмене решения Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.06.2008 по делу № А81-1209/2008 на основании пункта 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Отменяя решение арбитражного суда первой инстанции, Восьмой арбитражный апелляционный суд исходил из незаконности принятия судом решения о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле.

Указанным постановлением Восьмой арбитражный апелляционный суд постановил в соответствии с частью 5 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации перейти к рассмотрению арбитражного дела № А81-1209/2008 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, дело назначено к рассмотрению в судебном заседании Восьмого арбитражного апелляционного суда на 12.12.2008 в 11 часов 30 минут.

От Администрации поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя.

В судебном заседании представитель ТУ Росимущества по ЯНАО и ООО «Газпром трансгаз Югорск» в удовлетворении заявления Администрации просили отказать, указывая на законность и обоснованность распоряжения от 20.12.2007 № 782-р.

Рассмотрев материалы дела, заявление Администрации, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

ТУ Росимущество по ЯНАО на основании части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 122-ФЗ) издано распоряжение № 782-р от 20.12.2007 «О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации в собственность муниципального образования поселок Лонгъюган».

Указанным распоряжением указано на передачу в безвозмездную собственность муниципального образования поселок Лонгъюган, составляющее казну Российской Федерации.

Этим же распоряжением муниципальному образованию поселок Лонгъюган указано на необходимость  представления на утверждение в ТУ Росимущество по ЯНАО подписанный акт приема-передачи в течение трех недель с момента издания настоящего распоряжения.

Пунктом 5 распоряжения оговорено, что в случае, если в трехнедельный срок со дня его поступления акт приема-передачи не будет подписан муниципальным образованием, то он подлежит утверждению Управлением в одностороннем порядке. Распоряжение согласно пункту 7 является основанием для возникновения права собственности на передаваемое имущество; право собственности муниципального образования поселок Лонгъюган возникает с момента утверждения акта приема-передачи.

Администрация муниципального образования поселок Лонгъюган письмом от 29.12.2007 № 546  отказалась подписать акты приема-передачи.

11.01.2008 ТУ Росимущество по ЯНАО утверждены акты в одностороннем порядке.

ТУ Росимущество по ЯНАО 08.12.2008 издало распоряжение № 612-р «О внесении изменений в распоряжение Территориального управления от 20 декабря 2007 года № 782-р», которым пункт 2 распоряжения изложен в следующей редакции: «Передать безвозмездно в собственность муниципального образования поселок Лонгъюган имущество, составляющее казну Российской Федерации, за исключением жилых помещений, принадлежащих физическим и юридическим лицам на праве собственности, согласно приложению к настоящему распоряжению».

Полагая, что распоряжение ТУ Росимущество по ЯНАО от 20.12.2007 № 782-р нарушает права и законные интересы Администрации, последняя обратилась на настоящим заявлением в суд.

Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного Администрацией требования о признании недействительным распоряжения ТУ Росимущества по ЯНАО от 20.12.2007 № 782-р «О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования поселок  Лонгъюган», исходя из следующего.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридических лиц, может быть признан судом недействительным.

В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на нее какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Ненормативный акт, решение могут быть признаны недействительными при наличии одновременно двух условий: несоответствия данного акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушения оспариваемыми актом, решением прав заявителя.

Администрация в качестве правового обоснования недействительности оспариваемого распоряжения указывает на то, что:

- ТУ Росимущество по ЯНАО при издании обжалуемого ненормативного правового акта не учтено волеизъявление и мнение органов местного самоуправления муниципального образования поселка Лонгъюган, отсутствие согласованных действий между органами местного самоуправления и заинтересованным лицом;

- ТУ Росимуществом по ЯНАО нарушен порядок передачи спорного имущества;

- обжалуемое распоряжение не учитывает финансово-экономические интересы  Администрации;

- жилые помещения, которые принадлежат двум и более различным собственникам независимо от сведений бухгалтерского учета государственных и муниципальных предприятий или учреждений, реестра учета муниципального (государственного) имущества и от состава муниципальной (государственной) казны и не может рассматриваться как объект недвижимого имущества, передаваемый одному новому собственнику.

Арбитражный суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанной позицией заявителя, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 5.10 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.04 № 691, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом приобретает в установленном порядке имущество в федеральную собственность, осуществляет передачу имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность.

В соответствии с абзацем 21 пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 22.08.2007 № 122-ФЗ) решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

Таким образом, право принятия решения о передаче имущества в муниципальную собственность предоставлено собственнику, то есть Российской Федерации в лице территориальных управлений Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.

Порядок безвозмездной передачи имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления установлен частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ.

В силу части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ имущество, находящееся в федеральной собственности, которое может находиться в собственности муниципальных образований, подлежит безвозмездной передаче муниципальному образованию, если нахождение такого имущества в федеральной собственности не допускается. Решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в названной части решений в соответствии с передаточным актом.

Следовательно, обязанность принятия имущества, передаваемого из федеральной собственности в собственность муниципального образования, предусмотрена действующим законодательством.

Вопрос о порядке безвозмездной передачи в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 № 828-О-П).

Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования положения части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, предполагают необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2008 по делу n А70-4557/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также