Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2008 по делу n   А70-3159/25-2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

10 декабря 2008 года

                           Дело №   А70-3159/25-2008

Резолютивная часть постановления объявлена  03 декабря 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме  10 декабря 2008 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Рыжикова О.Ю.

судей  Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.

при ведении протокола судебного заседания:  Тайченачевым П.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4784/2008) закрытого акционерного общества "Ремстроймонтаж" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 04.08.2008 по делу № А70-3159/25-2008 (судья Минеев О.А.), по заявлению закрытого акционерного общества "Ремстроймонтаж" к Управлению Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам

3-е лицо Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тюменской области, Тюменский межрайонный отдел Управления Роснедвижимости по Тюменской области,

о признании недействительным решения от 03.03.2008

при участии в судебном заседании представителей: 

от ЗАО «Ремстроймонтаж» – не явился, извещен;

от УФРС по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам – не явился, извещен;

от ТУ ФАУФИ по Тюменской области – не явился, извещен;

от Тюменский межрайонный отдел Управления Роснедвижимости по Тюменской области – не явился, извещен,

установил:

Решением от 04.08.2008 по делу № А70-3159/25-2008 Арбитражный суд Тюменской области отказал в удовлетворении требований закрытого акционерного общества "Ремстроймонтаж" (далее – ЗАО «Ремстроймонтаж», общество) о признании незаконным решения Управления Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам (далее – УФРС, Управление, регистрационная служба) от 03.03.2008 об отказе в государственной регистрации договора аренды № 259/з от 24.08.2005 земельного участка, расположенного по адресу: Тюменская область, г. Тюмень (кадастровый номер :72:17:13 16 002:0019), изложенное в сообщении об отказе в государственной регистрации от 06.03.2008 № 01/039/2008-391/01-44-4549/08-0-0 и об обязании Управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЗАО «Ремстроймонтаж» путем проведения государственной регистрации.

В обоснование принятого судебного акта суд первой инстанции указал на то, что изложенная позиция регистрационной службы в сообщении является верной и обоснованной, в связи с чем, отказ признанию недействительным не подлежит.

Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. При этом, ссылаясь на то, что суд первой инстанции необоснованно принял в качестве законного основания отказа – отсутствие государственной регистрации права собственности на земельный участок, поскольку государственная регистрация перехода права собственности на земельные участки из состава государственных земель осуществляется без государственной регистрации в ЕГР прав на недвижимое имущество и сделок с ним ранее возникшего права государственной собственности на земельный участок. Суд первой инстанции также необоснованно сделал вывод о том, что предоставление земельного участка сельскохозяйственного назначения для строительства невозможно, поскольку само согласование не является незаконным. Указание суда на несоответствие размеров земельного участка размерам, установленным законодательством, неправомерна - противоречит положениям нормативных актов. Вывод суда первой инстанции о том, что при издании распоряжения от 26.07.2005 № 212/з «О предварительном согласовании места размещения жилья и объектов соцкультбыта на земельном участке федеральной собственности, месторасположение Тюменская обл., Тюменский р-он, объездная дорога ул. Мельникайте - ул. Широтная» не был решен вопрос об отказе ГУСП ПЗ «Тополя» от права постоянного бессрочного пользования, не соответствует обстоятельствам дела. Не исследовалось судом такое основание отказа как непредставление заявителем документов, подтверждающих ограничение земельного участка, со всех сторон землями других категорий или ранее представленными участками.

Управление, в отзыве на апелляционную жалобу, с ее доводами не согласилось, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Считает решение законным и обоснованным. 

Тюменский межрайонный отдел Управления Роснедвижимости по Тюменской области (далее - Роснедвижимость), привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, в отзыве на апелляционную жалобу указало на то, что поскольку его интересы требованиями заявления не нарушаются, то оно каких-либо возражений не имеет и просит провести рассмотрение дела в отсутствие представителя.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тюменской области (далее – ТУ ФАУФИ, Территориальное управление), привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, отзыв на апелляционную жалобу к судебному заседанию не представило.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы проведено в их отсутствие.

Суд апелляционной инстанции, изу­чив материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы, установил следующие обстоятельства.

Распоряжением Территориального управления от 26.07.2005 №212/з заявителю предварительно согласовано место размещения жилья и объектов соцкультбыта на земельном участке федеральной собственности, местоположение: Тюменская область, Тюменский район, объездная дорога ул.Мельникайте - ул.Широтная.

Распоряжением о предварительном согласовании места размещения объектов строи­тельства заявителю предписано за счет своих средств выполнить межевание земельного уча­стка, поставить земельный участок на государственный кадастровый учет, произвести расче­ты по убыткам и потерям земель сельскохозяйственного назначения, а также оплату в соот­ветствии с установленным порядком, изменить категорию земельного участка на «земли по­селений».

За счет разделения ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 72:17:1316002:0017 был сформирован новый земельный участок с кадастровым номером 72:17:1316002:0019 и поставлен на кадастровый учет с указанием категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование (назначение) - для строительства жилья и объектов соцкультбыта.

Распоряжением Территориального управления от 24.08.2005 №433/з-1 заявителю пре­доставлен в аренду земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 72:17:13 16 002:0019, находящийся по адресу: Тюменская область, Тюменский район, объездная до­рога ул.Мельникайте - Широтная, для строительства жилья и объектов соцкультбыта, в гра­ницах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, прилагаемой к распоряжению, общей площадью 103498 кв.м. сроком на три года.

24.08.2005 между заявителем и Территориальным управлением заключен договор арен­ды названного земельного участка, подписан акт приема-передачи.

05.02.2008 заявитель обратился в регистрационную службу с заявлением о государст­венной регистрации договора аренды №259/з от 24.08.2005.

03.03.2008 регистрационной службой в государственной регистрации договора аренды земельного участка отказано со ссылкой на абзацы 4, 5, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», согласно которым в государственной регистрации может быть отказано в связи с тем, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержа­нию не соответствуют требованиям действующего законодательства, акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое иму­щество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательст­вом, действовавшим в месте его издания на момент издания, документы, необходимые в со­ответствии с настоящим Федеральным закона для государственной регистрации прав не представлены.

Заявитель с решением регистрационной службы не согласен, считает его незаконным, в связи с чем обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями.

04.08.2008 Арбитражным судом Тюменской области принято обжалуемое решение.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его изменения или отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.

Как верно установлено судом первой инстанции, одним из оснований для отказа заявителю в государственной регистрации договора аренды земельного участка явилось то, что отсутствует государственная реги­страция права собственности на данный земельный участок арендодателя - Российской Фе­дерации, данному обстоятельству дана правильная оценка данному ельство, что судом первой инстанции ной регистрации явились следующие причины:возра__________________________________.

Довод общества о том, что государственная регистрация перехода права собственности на земельные участки из состава государственных земель осуществляется без государственной регистрации в ЕГР прав на недвижимое имущество и сделок с ним ранее возникшего права государственной собственности на земельный участок, со ссылкой, как и в первичном заявлении, на пункт 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 №11 и пункт 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие земельного кодекса РФ», судом апелляционной инстанции отклоняется, как противоречащий действующим нормам законодательства.

Пунктом 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 №11 разъяснено, что при разрешении споров, связанных с государственной регистрацией перехода права собственно­сти на земельные участки из состава государственных земель при их отчуждении, государст­венной регистрации обременении (ограничений) права государственной собственности на земельные участки и сделок с такими земельными участками, следует учитывать, что указан­ная государственная регистрация осуществляется без государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ранее возникшего права государственной собственности на земельный участок. При этом до разграничения го­сударственной собственности на землю необходимо исходить из того, что соответствующий земельный участок находится в государственной собственности (пункт 2 статьи 214 Граж­данского кодекса Российской Федерации).

Данное разъяснение касается земель, государственная собственность на которые не разгра­ничена.

В соответствии с распоряжением №212-з от 26.07.2005 Территориального управления место размещения земельного участка заявителя было предварительно согласована, а затем он предоставлен в арен­ду не за счет земель, государственная собственность на которые не разграничена, а за счет части земельного участка с кадастровым номером 72:17:13 16 002:0017 общей площадью 107498 кв.м., принадлежащего на праве собственности Российской Федерации.

В едином государственным реестре прав на недвижимое имущество содержится запись о праве собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 72:17:13 16 002:0017 площадью 107498 кв.м., выдано свидетельство о государственной реги­страции права собственности Российской Федерации от 01.07.2005 серии 72 НК 049750.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект земель­ных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке. Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Статьей 14 Федерального закона «О государственном земельном кадастре» установлено, что моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр земель. Целью созда­ния и ведения государственного земельного кадастра является, в том числе и государствен­ная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Пункт 9 ст. 12 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» закрепляет, что в случае разделения, слияния или выделения объ­екта недвижимого имущества о вновь образованных объектах вносятся записи в новые раз­делы Единого государственного реестра прав и открываются новые дела правоустанавли­вающих документов с новыми кадастровыми номерами.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» кадастровый номер - уникальный, не повто­ряющийся во времени и на территории Российской Федерации номер объекта недвижимости, который присваивается ему при осуществлении кадастрового и технического учета (инвента­ризации) в соответствии с процедурой, установленной законодательством Российской Феде­рации, и сохраняется пока данный объект недвижимости существует как единый объект за­регистрированного права.

Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответ­ствии со статьями 130, 131, 132 и 164 ГК РФ. Обязательной государст­венной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие до­кументы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона (ст. 4).

Регистрация прав и сделок производится по основаниям, указанным в статье 17 Закона о государственной регистрации, к которым, в частности, относятся договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, и в порядке, предусмотренном

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2008 по делу n А46-15016/2007. Отменить определение первой инстанции полностью или в части, Разрешить вопрос по существу (ст.272 АПК РФ)  »
Читайте также