Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2008 по делу n А75-3868/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

08 декабря 2008 года

                                                        Дело №   А75-3868/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2008 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2008 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Кливера Е.П.

судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Тайченачевым П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4852/2008) Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее – Управление Ростехнадзора по ХМАО-Югре)

на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 15.08.2008 по делу № А75-3868/2008 (судья Федоров А.Е.), принятое

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Арсенал» (далее – ООО «Арсенал»; Общество)

к Управлению Ростехнадзора по ХМАО-Югре,

о признании незаконным решения и обязании совершить действия,

при участии в судебном заседании:

от Управления Ростехнадзора по ХМАО-Югре − Сажина С.В. по доверенности от 01.10.2008, сохраняющей силу в течение одного года (личность удостоверена паспортом гражданина РФ);

от ООО «Арсенал» – представитель не явился, лицо о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом,

установил:

 

ООО «Арсенал» обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением к Управлению Ростехнадзора по ХМАО-Югре о признании решения, изложенного в письме от 14.05.2008 исх.№ 05-08/920 «О возвращении технического отчета» незаконным, а также об обязании заинтересованного лица принять технический отчет Общества о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами и подтвердить действие лимитов на размещение отходов от 30.05.2007 № 09 на следующий отчетный период с 30.05.2008.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 15.08.2008 требования Общества удовлетворены.

В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на то, что у ООО «Арсенал» в процессе производственной деятельности образуются отходы, относящиеся к 1 – 5 классам опасности. Общество осуществляет их частичное накопление и временное хранение на своей территории в специально оборудованных местах до момента их передачи соответствующим лицензируемым организациям, непосредственно занимающимся деятельностью по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов.

Поскольку накопление и временное размещение отходов не являются целенаправленной самостоятельной деятельностью Общества, то оно не обязано иметь лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

В апелляционной жалобе Управление Ростехнадзора по ХМАО-Югре просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.

Податель апелляционной жалобы считает, что судом первой инстанции неверно применены нормы материального права, а выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Управление Ростехнадзора по ХМАО-Югре указывает, что Общество занималось не только сбором и размещением отходов, но и их транспортировкой.

Данная деятельность юридического лица, заключает податель апелляционной жалобы, подлежит лицензированию в соответствии с положениями статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

ООО «Арсенал» в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Общество указало, что выводы Управления Ростехнадзора по ХМАО-Югре о том, что накопление и временное хранение отходов это и есть сбор и размещение отходов, не соответствует действующему законодательству Российской Федерации.

Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя ООО «Арсенал», извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не заявившего ходатайства о его отложении.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителя Управления Ростехнадзора по ХМАО-Югре, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

Департаментом охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры 30.05.2007 ООО «Арсенал» был выдан лимит на размещение отходов № 09 со сроком действия до 30.05.2012 при условии ежегодного представления технического отчета (в соответствии с приложением № 2 к методическим указаниям по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Приказом МПР РФ от 11.03.2002 № 115), подтверждающего неизменность производственных процессов и используемого сырья, и содержащего информацию о выполнении плана мероприятий по снижению влияния образующихся отходов на окружающую среду (отчетным годом является двенадцать предыдущих месяцев с момента выдачи лимитов на размещение отходов).

Основанием для установления лимитов на размещение отходов явилось уведомление по проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение № 09 от 30.05.2007.

Согласно приложениям к лимитам на размещение отходов от 30.05.2007 № 13 ООО «Арсенал» осуществляет деятельность, в процессе которой образуются производственные отходы, относящиеся к 1 – 5 классам опасности в соответствии с Федеральным классификационным каталогам отходов, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов».

01.04.2008 ООО «Арсенал» обратилось в Управление Ростехнадзора по ХМАО-Югре с заявлением № 117, в котором просило рассмотреть технический отчет за отчетный период и продлить лимиты на размещение отходов № 09 от 30.05.2007 на следующий отчетный период.

К указанному заявлению Общество приложило: оригинал лимитов № 09 от 30.05.2007, технический отчет, копии паспортов на отходы, копии сведений об отходах, копии справки ПЯАСЦ, копии справки МУП «Меркурий», копии акта выполненных работ ООО «Роснефтепродукт», копии счетов-фактур ООО «Роснефтепродукт», копии договоров, реквизиты потребителей, пояснительную записку.

14.05.2008 Управление Ростехнадзора по ХМАО-Югре в адрес ООО «Арсенал» направило ответ № 05-08/920 «О возвращении технического отчета», в котором сообщило, что технический отчет Общества не принят, в связи с невыполнением требований статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а именно: осуществлением юридическим лицом деятельности, связанной с обращением с опасными отходами при отсутствии лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

В этом же письме Управление Ростехнадзора по ХМАО-Югре указало на необходимость платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов с 30.05.2005 с учетом повышающего коэффициента К=5.

16.05.2008 Общество обратилось в Управление Ростехнадзора по ХМАО-Югре с письмом № 170 в котором указало на незаконность в отказе принятии технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходов в связи с отсутствием у ООО «Арсенал» обязанности по получению лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке либо размещению опасных отходов. Общество указало, что осуществление временного хранения с последующей передачей специальным организациям образовавшихся от деятельности Общества отходов не является самостоятельной деятельностью предприятия по размещению отходов, а является элементом основной производственной деятельности.

В означенном письме заявитель также сослался на то, что в процессе производственной деятельности образуются отходы, относящиеся к 1 – 5 классам опасности. Организацией осуществляется их частичное накопление и временное хранение на своей территории в специально обусловленных местах до момента их передачи организациям, непосредственно занимающимся деятельностью по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов и имеющим соответствующие лицензии.

В данном письме ООО «Арсенал» повторно выразило просьбу продлить лимиты № 09 от 30.05.2007 на размещение отходов на период с 30.05.2008.

Управление Ростехнадзора по ХМАО-Югре письмо юридического лица от 16.05.2008 № 170 оставило без исполнения.

Полагая, что данными действиями заинтересованное лицо выразило отказ в продлении срока лимитов на размещение отходов и указанный отказ нарушает права и законные интересы ООО «Арсенал», последнее обратилось в арбитражный суд первой инстанции с заявленными требованиями.

15.08.2008 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа принял обжалуемое решение.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

В соответствии с абзацем втором статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998           № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», опасные отходы – отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

В абзаце третьем этой же статьи дано понятие обращения с отходами – это деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Таким образом, Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» разграничивает понятия при обращении с отходами:

- деятельность, в процессе которой образуются отходы;

- деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов.

Согласно статье 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

На основании статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под лимитом на размещение отходов понимается предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.

Под нормативом образования отходов понимается установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.

В соответствии со статьей 18 названного Федерального закона в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации.

При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальном предпринимателю.

Лицензируемый вид деятельности – такой вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В соответствии со статьей 17 вышеназванного Федерального закона лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов.

В результате толкования указанных норм суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что лицензированию подлежит только деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов, так как прямого указания на то, что лицензированию подлежит деятельность, в процессе которой образуются отходы, в действующем законодательстве Российской Федерации нет.

Кроме того, данный вывод суда соответствует практике, формируемой арбитражным судом кассационной инстанции (см., в частности, постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.07.2008 № Ф04-3954/2008 (7407-А45-23)).

Пункт 7 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 № 461, дополненный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2007 № 545, предусматривает необходимость предоставления копии лицензии только на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов.

В соответствии со статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2008 по делу n А46-20510/2008. Отменить определение первой инстанции полностью или в части, Разрешить вопрос по существу (ст.272 АПК РФ)  »
Читайте также