Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2008 по делу n А75-3868/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 08 декабря 2008 года Дело № А75-3868/2008 Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2008 года. Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2008 года. Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кливера Е.П. судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Тайченачевым П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4852/2008) Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее – Управление Ростехнадзора по ХМАО-Югре) на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 15.08.2008 по делу № А75-3868/2008 (судья Федоров А.Е.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Арсенал» (далее – ООО «Арсенал»; Общество) к Управлению Ростехнадзора по ХМАО-Югре, о признании незаконным решения и обязании совершить действия, при участии в судебном заседании: от Управления Ростехнадзора по ХМАО-Югре − Сажина С.В. по доверенности от 01.10.2008, сохраняющей силу в течение одного года (личность удостоверена паспортом гражданина РФ); от ООО «Арсенал» – представитель не явился, лицо о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, установил:
ООО «Арсенал» обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением к Управлению Ростехнадзора по ХМАО-Югре о признании решения, изложенного в письме от 14.05.2008 исх.№ 05-08/920 «О возвращении технического отчета» незаконным, а также об обязании заинтересованного лица принять технический отчет Общества о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами и подтвердить действие лимитов на размещение отходов от 30.05.2007 № 09 на следующий отчетный период с 30.05.2008. Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 15.08.2008 требования Общества удовлетворены. В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на то, что у ООО «Арсенал» в процессе производственной деятельности образуются отходы, относящиеся к 1 – 5 классам опасности. Общество осуществляет их частичное накопление и временное хранение на своей территории в специально оборудованных местах до момента их передачи соответствующим лицензируемым организациям, непосредственно занимающимся деятельностью по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов. Поскольку накопление и временное размещение отходов не являются целенаправленной самостоятельной деятельностью Общества, то оно не обязано иметь лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. В апелляционной жалобе Управление Ростехнадзора по ХМАО-Югре просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель апелляционной жалобы считает, что судом первой инстанции неверно применены нормы материального права, а выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Управление Ростехнадзора по ХМАО-Югре указывает, что Общество занималось не только сбором и размещением отходов, но и их транспортировкой. Данная деятельность юридического лица, заключает податель апелляционной жалобы, подлежит лицензированию в соответствии с положениями статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». ООО «Арсенал» в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Общество указало, что выводы Управления Ростехнадзора по ХМАО-Югре о том, что накопление и временное хранение отходов это и есть сбор и размещение отходов, не соответствует действующему законодательству Российской Федерации. Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя ООО «Арсенал», извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не заявившего ходатайства о его отложении. Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителя Управления Ростехнадзора по ХМАО-Югре, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства. Департаментом охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры 30.05.2007 ООО «Арсенал» был выдан лимит на размещение отходов № 09 со сроком действия до 30.05.2012 при условии ежегодного представления технического отчета (в соответствии с приложением № 2 к методическим указаниям по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Приказом МПР РФ от 11.03.2002 № 115), подтверждающего неизменность производственных процессов и используемого сырья, и содержащего информацию о выполнении плана мероприятий по снижению влияния образующихся отходов на окружающую среду (отчетным годом является двенадцать предыдущих месяцев с момента выдачи лимитов на размещение отходов). Основанием для установления лимитов на размещение отходов явилось уведомление по проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение № 09 от 30.05.2007. Согласно приложениям к лимитам на размещение отходов от 30.05.2007 № 13 ООО «Арсенал» осуществляет деятельность, в процессе которой образуются производственные отходы, относящиеся к 1 – 5 классам опасности в соответствии с Федеральным классификационным каталогам отходов, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов». 01.04.2008 ООО «Арсенал» обратилось в Управление Ростехнадзора по ХМАО-Югре с заявлением № 117, в котором просило рассмотреть технический отчет за отчетный период и продлить лимиты на размещение отходов № 09 от 30.05.2007 на следующий отчетный период. К указанному заявлению Общество приложило: оригинал лимитов № 09 от 30.05.2007, технический отчет, копии паспортов на отходы, копии сведений об отходах, копии справки ПЯАСЦ, копии справки МУП «Меркурий», копии акта выполненных работ ООО «Роснефтепродукт», копии счетов-фактур ООО «Роснефтепродукт», копии договоров, реквизиты потребителей, пояснительную записку. 14.05.2008 Управление Ростехнадзора по ХМАО-Югре в адрес ООО «Арсенал» направило ответ № 05-08/920 «О возвращении технического отчета», в котором сообщило, что технический отчет Общества не принят, в связи с невыполнением требований статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а именно: осуществлением юридическим лицом деятельности, связанной с обращением с опасными отходами при отсутствии лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. В этом же письме Управление Ростехнадзора по ХМАО-Югре указало на необходимость платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов с 30.05.2005 с учетом повышающего коэффициента К=5. 16.05.2008 Общество обратилось в Управление Ростехнадзора по ХМАО-Югре с письмом № 170 в котором указало на незаконность в отказе принятии технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходов в связи с отсутствием у ООО «Арсенал» обязанности по получению лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке либо размещению опасных отходов. Общество указало, что осуществление временного хранения с последующей передачей специальным организациям образовавшихся от деятельности Общества отходов не является самостоятельной деятельностью предприятия по размещению отходов, а является элементом основной производственной деятельности. В означенном письме заявитель также сослался на то, что в процессе производственной деятельности образуются отходы, относящиеся к 1 – 5 классам опасности. Организацией осуществляется их частичное накопление и временное хранение на своей территории в специально обусловленных местах до момента их передачи организациям, непосредственно занимающимся деятельностью по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов и имеющим соответствующие лицензии. В данном письме ООО «Арсенал» повторно выразило просьбу продлить лимиты № 09 от 30.05.2007 на размещение отходов на период с 30.05.2008. Управление Ростехнадзора по ХМАО-Югре письмо юридического лица от 16.05.2008 № 170 оставило без исполнения. Полагая, что данными действиями заинтересованное лицо выразило отказ в продлении срока лимитов на размещение отходов и указанный отказ нарушает права и законные интересы ООО «Арсенал», последнее обратилось в арбитражный суд первой инстанции с заявленными требованиями. 15.08.2008 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа принял обжалуемое решение. Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего. В соответствии с абзацем втором статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», опасные отходы – отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами. В абзаце третьем этой же статьи дано понятие обращения с отходами – это деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Таким образом, Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» разграничивает понятия при обращении с отходами: - деятельность, в процессе которой образуются отходы; - деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов. Согласно статье 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования. На основании статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под лимитом на размещение отходов понимается предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории. Под нормативом образования отходов понимается установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. В соответствии со статьей 18 названного Федерального закона в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации. При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальном предпринимателю. Лицензируемый вид деятельности – такой вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В соответствии со статьей 17 вышеназванного Федерального закона лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов. В результате толкования указанных норм суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что лицензированию подлежит только деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов, так как прямого указания на то, что лицензированию подлежит деятельность, в процессе которой образуются отходы, в действующем законодательстве Российской Федерации нет. Кроме того, данный вывод суда соответствует практике, формируемой арбитражным судом кассационной инстанции (см., в частности, постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.07.2008 № Ф04-3954/2008 (7407-А45-23)). Пункт 7 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 № 461, дополненный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2007 № 545, предусматривает необходимость предоставления копии лицензии только на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов. В соответствии со статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2008 по делу n А46-20510/2008. Отменить определение первой инстанции полностью или в части, Разрешить вопрос по существу (ст.272 АПК РФ) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|