Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2008 по делу n А46-7630/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

02 декабря 2008 года

                                                Дело №   А46-7630/2008

Резолютивная часть постановления объявлена  25 ноября 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме  02 декабря 2008 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ильницкой Д.В.

судей  Рябухиной Н.А., Гладышевой Е.В.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем судебного заседания Лепехиной М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3877/2008) товарищества собственников жилья «Левобережный-12» на решение Арбитражного суда Омской области от 20.06.2008 по делу №  А46-7630/2008 (судья Шамгонова Ж.Г.), принятое по иску товарищества собственников жилья «Левобережный-12» к открытому акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания № 11» об изменении условий договора,

при участии в судебном заседании:

от ОАО «ТГК № 11» – не явились;

от ТСЖ «Левобережный-12» – Ходоновский В.Е., доверенность от 11.01.2008; Сатлер А.И., доверенность  от 11.01.2008;

УСТАНОВИЛ:

 

Товарищество собственников жилья «Левобережный-12» (далее – ТСЖ «Левобережный-12») обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к открытому акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания № 11» (далее – ОАО «ТГК № 11») об обязании заключить соглашение от 12.03.2008 и приложение от 12.03.2008 № 1 к договору купли-продажи тепловой энергии от 30.06.2004 № 9106.

До принятия решения арбитражным судом истец в порядке ст. 49 АПК РФ просил суд внести изменения в приложение от 12.03.2008 № 1 к договору купли-продажи тепловой энергии от 30.06.2004 № 9106 (л.д. 47, 117-118).

Требования истца рассмотрены судом первой инстанции с учетом их уточнения.

Решением Арбитражного суда Омской области от 20.06.2008 по делу №  А46-7630/2008 в удовлетворении исковых требований ТСЖ «Левобережный-12» отказано.

Не соглашаясь с вынесенным решением, ТСЖ «Левобережный-12» в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

В письменном отзыве на апелляционную жалобу ОАО «ТГК № 11» просит оставить обжалуемое решение без изменения.

Представители ТСЖ «Левобережный-12» в заседании суда апелляционной инстанции 18.11.2008 доводы апелляционной жалобы поддержали.

Представитель ОАО «ТГК № 11» высказался согласно отзыву на апелляционную жалобу.

В порядке ст.ст. 163, 266 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 13час. 45мин. 25.11.2008.

Об объявлении перерыва в судебном заседании, а также времени и месте продолжения судебного заседания стороны извещены надлежащим образом путем размещения объявления на официальном сайте Восьмого арбитражного апелляционного суда в сети «Интернет».

В судебное заседание, продолженное после перерыва, представитель ответчика не явился.

В соответствии со ст.ст. 156, 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции без участия представителя ответчика.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на апелляционную жалобу и дополнения к  ним, а также выслушав представителей истца, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения.

Как следует из материалов дела, в соответствии с договором № 9106 от 30.06.2004 правопредшественник ответчика - ОАО «АК «Омскэнерго» (энергоснабжающая организация) обязался поставлять тепловую энергию на объект - жилой дом по ул. Крупской, 27/1, а абонент - ТСЖ «Левобережный-12» обязался оплачивать потребленную энергию в количестве, предусмотренном приложением № 1 к договору.

Согласно п. 4.1. договора порядок расчетов за потребляемую тепловую энергию устанавливается в соответствии с приложением № 2, являющемся неотъемлемой частью договора.

При отсутствии приборов учета у абонента учет потребляемой энергии производится по договорным величинам теплопотребления, указанным в приложении № 1 (п. 4.2. договора).

При заключении договора № 9106 от 30.06.2004 расчет объемов потребления теплой энергии осуществлялся на основании действующего постановления Мэра города Омска от 29.04.2002 № 244-П «О временных методических рекомендациях по определению муниципальных котельных расчетного расхода тепловой энергии в горячей воде на отопление и горячее водоснабжение систем теплопотребления и тепловых сетей муниципальных потребителей города Омска», а также на основании Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального водоснабжения МДС 41-4.2000, утвержденной приказом Госстроя Российской Федерации от 06.05.2000 № 105.

Из материалов дела усматривается, что в связи с изменением нормативно-правовой базы, предусматривающей порядок определения объема потребления тепловой энергии, учитываемого в расчете платы за потребленные ресурсы, истец, направил ОАО «ТГК № 11» соглашение от 12.03.2008 и новую редакцию приложения № 1 к договору № 9106 от 30.06.2004.

В новой редакции приложения № 1 истцом исключены объемы потребления тепловой энергии полотенцесушителями и изменены тепловые потери и объемы потребления тепловой энергии в горячем водоснабжении исходя из нормативов потребления, утвержденных постановлением Мэра города Омска от 05.04.2005 № 217-П, и количества проживающих жителей.

В соответствии с п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Согласно п. 6.1. договора № 9106 от 30.06.2004 все разногласия, возникшие при заключении, изменении, исполнении и расторжении договора разрешаются полномочными представителями сторон путем переговоров.

В случае невозможности разрешения разногласий путем переговоров они подлежат рассмотрению в Арбитражном суде Омской области в установленном законодательством порядке (п. 6.2. договора).

Отказ ответчика от внесения изменений в договор и необходимость приведения условий договора в соответствие с ЖК РФ, Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, а также Постановлением Мэра города Омска «Об обеспечении жителей города жилищно-коммунальными услугами» от 05.04.2005 № 217-П, послужили основанием для обращения истца с настоящим иском в суд в порядке ст.ст. 450, 452 ГК РФ.

При оценке доводов и возражений сторон по заявленным требованиям суд апелляционной инстанции принимает во внимание следующие обстоятельства.

В силу п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (п. 3 ст. 539 ГК РФ).

Правила, предусмотренные ст.ст. 539-547 ГК РФ применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть (п. 1 ст. 548 ГК РФ).

Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Как следует из материалов дела и пояснений истца, в многоквартирном жилом доме по ул. Крупская, 27, корп. 1, установлены приборы учета, фиксирующие объем принимаемой тепловой энергии.

Объем тепловой энергии, указанный в приложении № 1 к договору купли-продажи тепловой энергии № 9106 от 30.06.2004, необходим для расчета в тех случаях, когда приборы учета ТСЖ «Левобережный-12» вышли из строя или же энергоснабжающая организация не приняла их показания по другим обоснованным причинам. В этом случае расчет за принятую тепловую энергию осуществляется на основании данных, предусмотренных в приложении № 1 к указанному договору.

Согласно ст. 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Во исполнение положений ст. 157 ЖК РФ Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» и Постановление от 23.05.2006 № 307 «Об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг гражданам».

Согласно п. 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, норматив потребления коммунальных услуг представляет собой месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.

При определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технологически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, газа во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома). Коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей (п.п. 25, 26 Правил).

Установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций. Нормативы потребления устанавливаются по каждому виду и составу предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома (п.п. 8, 9 Правил).

Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами, к которым в рассматриваемом случае Правила относят органы местного самоуправления (п.п. 2, 4 Правил).

Нормативы потребления коммунальных услуг для населения г. Омска установлены Постановлением Мэра города Омска от 05.04.2005 № 217-П «Об обеспечении жителей города жилищно-коммунальными услугами» (в редакции Постановления Мэра города Омска от 20.07.2007 № 598-П), принятым в рамках полномочий, предоставленных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом города Омска.

Согласно п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных  Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления – в соответствии с пп. 1 п. 1 приложения № 2 к Правилам, то есть расчетным путем исходя из площади помещения, норматива потребления тепловой энергии на отопление и тарифа на тепловую энергию; для горячего водоснабжения – в соответствии с пп. 3 п. 1 приложения № 2 к Правилам, то есть расчетным путем исходя из количества граждан, проживающих в жилом помещении, норматива потребления соответствующей коммунальной услуги и тарифа на такую услугу. При этом исполнитель производит корректировку размера платы с периодичностью, предусмотренной Правилами.

К исполнителям названные Правила (п. 3) относят юридическое лицо, предоставляющее коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги, в том числе товарищество собственников жилья.

В соответствии с п. 8 Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями (лицами, осуществляющими продажу коммунальных ресурсов) с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Доводы ответчика о том, что положения названных Правил не подлежат применению к отношениям сторон, а установленные нормативы применяются только при осуществлении расчетов с гражданами за оказанные товариществом собственников жилья коммунальные услуги и не подлежат использованию при расчетах между энергоснабжающей организацией и исполнителем, являются ошибочными.

Товарищество собственников жилья, не относящееся к производителям (поставщикам) энергии, при заключении договора теплоснабжения жилого дома действует в интересах граждан-жильцов дома, а потому условия обеспечения их данным видом коммунальных услуг, в том числе и в отношении порядка определения количества подлежащей оплате энергии, не могут быть определены в договоре иначе, чем в нормативном акте, регулирующем предоставление коммунальных услуг гражданам как непосредственным потребителям.

Поскольку товарищество собственников жилья не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов товарищества, и обязательства товарищества собственников жилья перед организациями, непосредственно оказывающими услуги, не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами – членами товарищества, в отношениях между ресурсоснабжающей организацией и товариществом собственников жилья следует исходить из нормативов потребления, утвержденных для населения.

Согласно письмам Министерства регионального развития РФ от 13.02.2007 № 2479-РМ/07 и от

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2008 по делу n А46-9691/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также