Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2008 по делу n А46-3934/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

01 апреля 2008 года

                                                       Дело №   А46-3934/2007

Резолютивная часть постановления объявлена  27 марта 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме  01 апреля 2008 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Рыжикова О.Ю.,

судей  Сидоренко О.А., Золотовой Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Радченко Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-581/2008) Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 18.12.2007 по делу № А46-3934/2007 (судья Крещановская Л.А.),

принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сибирский сенат»

к  Главному управлению по земельным ресурсам Омской области, Администрации города Омска, Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Омска

о признании незаконным бездействия и обязании

при участии в судебном заседании представителей: 

от общества с ограниченной ответственностью «Сибирский сенат» – Молоков А.В. по доверенности от 19.08.2005 № 1-д, выданной сроком на 3 года (паспорт 5201 № 638374 выдан Первомайским УВД САО г. Омска 14.09.2001);

от Главного управления по земельным ресурсам Омской области – Караулов И.Т. по доверенности от 21.01.2008 № 0501/380 действительной до 31.12.2008 (удостоверение №40);

от Администрации города Омска - не явился, извещен;

от Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска – Батракова И.А. по доверенности от 04.04.2007 № 02-24/2015, выданной на один год (удостоверение № 339 от 22.12.2005 действительно до 15.04.2010).

УСТАНОВИЛ:

 

Решением от 18.12.2007 по делу № А46-3934/2007 Арбитражный суд Омской области удовлетворил требования общества с ограниченной ответственностью «Сибирский Сенат» (далее по тексту – ООО «Сибирский Сенат», Общество), признал незаконным бездействие Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска (далее – Департамент архитектуры и градостроительства) в отношении необеспечения выбора земельного участка для строительства супермаркета на пересечении улиц Южная и 5-ая Кировская города Омска, результаты которого оформляются актом о выборе участка с приложением утвержденных проектов границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.

В качестве способа восстановления права судом указано на обязание Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска в соответствии с процедурой, предусмотренной статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, обеспечить выбор земельного участка для строительства ООО «Сибирский Сенат» супермаркета и утвердить проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора; передать в Главное управление по земельным ресурсам Омской области всю необходимую документацию для принятия по результатам выбора земельного участка решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов земельного участка либо решение об отказе в размещении объекта.

            В обоснование решения суд указал на то, что Департаментом архитектуры и градостроительства в нарушение пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены доказательства рассмотрения заявления Общества в установленном Земельным кодексом Российской Федерации (далее – ЗК РФ) порядке.

Судом не принято в качестве доказательства совершения Департаментом архитектуры и градостроительства необходимых действий письмо о том, что в соответствии с транспортной схемой города Омска, рассмотренной и утвержденной 31.10.2006, испрашиваемый земельный участок определен под строительство транспортной развязки, где размещение объектов капитального строительства не допускается.

            Администрация города Омск в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО «Сибирский Сенат» по следующим основаниям. При рассмотрении заявления, поступившего из Главного управления по земельным ресурсам Омской области в Департамент архитектуры и градостроительства, департаментом установлено, что в настоящее время предусмотрены иные, нежели обозначенные в заявлении ООО «Сибирский сенат», градостроительные условия использования земельного участка на пересечении улиц Южная - 5-я Кировская. Так, в соответствии с транспортной схемой города Омска, рассмотренной и утвержденной Архитектурно-градостроительным   советом   Омской   области   31.10.2006,    испрашиваемый земельный участок определен под строительство транспортной развязки, где размещение объектов капитального строительства не допускается.

Лица, участвующие в деле, письменные отзывы на апелляционную жалобу в суд не представили.

Представитель Администрации города Омска, надлежащим образом извещенный о месте и времени проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы проведено в его отсутствие.

В судебном заседании представитель Департамента архитектуры и градостроительства поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе.

Представитель Главного управления по земельным ресурсам Омской области поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.

Представитель ООО «Сибирский сенат» с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изу­чив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.

21.06.2005 ООО «Сенат» обратилось в Администрацию города Омска с заявлением (вх. № 5951) о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства на пересечении улиц Южная и 5-я Кировская (лист дела 16).

На данное обращение был получен ответ из Главного управления архитектуры и градостроительства администрации города Омска (сейчас это Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска) № 8119-1 от 03.08.2005 (лист дела 17). В письме указано, что на комиссии по градостроительству и землепользованию рассмотрен графический материал, при­нято решение отказать в размещении объекта в связи с несоответствием градостроительной документации и нарушением санитарных норм.

Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области от 21.07.2006 по делу № 13-1550/05 заявление ООО «Сибирский Сенат» удовлетворено частично. Бездействие Администрации города Омска, выразившееся в необеспечении рассмотрения заявления ООО «Сенат» от 21.06.2005 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта капитального строитель­ства на пересечении улиц Южная и 5-я Кировская, признано незаконным. В удовлетво­рении заявления ООО «Сибирский Сенат» в остальной части отказано ввиду того, что с 01.07.2006 решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающие акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта принимает специально уполномоченный орган исполнительной власти Омской области - Главное управление по земельным ресурсам Омской области.

21.08.2006 ООО «Сибирский Сенат» обра­тилось в Главное управление по земельным ресурсам Омской области с заявлением о выборе находящего­ся в государственной собственности земельного участка, расположенного на территории города Омска, для строительства супермаркета и предварительном согласовании места размещения данного объекта (лист дела 15).

16.04.2007 в адрес Общества поступил ответ Главного управления по земельным ресурсам Омской области № 0402/4271 (лист дела 23), в котором со ссылкой на письмо Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска от 05.03.2007 № 06/3526 (лист дела 22) сказано, что «в соответствии с транспортной схемой города Омска, рассмотренной и утвержденной Архитектур­но-градостроительным советом Омской области 31.10.2006, испрашиваемый земельный участок опреде­лен под строительство перспективной транспортной развязки, где размещение объектов капитального строительства не допускается».

02.05.2007 ООО «Сибирский Сенат» обратилось с исковым заявлением в арбитражный суд,

Решением от 18.12.2007 по делу № А46-3934/2007 заявленные Обществом требования удовлетворены.

Данное решение обжалуется Администрацией города Омска в суде апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит решение законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению исходя из следующего.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции

Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности урегулирован статьей 30 ЗК РФ, согласно пункту 1 которой предоставление земельных участков осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В соответствии с пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства предшествуют процедуры подготовки акта выбора земельного участка для строительства, формирования земельного участка и государственный кадастровый учет.

Согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 30 предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта начинается с выбора земельного участка и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 6 статьи 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимают решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами (пункт 1 статьи 32 ЗК РФ).

Из пункта 2 статьи 32 ЗК РФ следует, что исполнительные органы государственной власти или органа местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.

Таким образом, действующее земельное законодательство, регламентирует последовательность определенных действий, включающую в себя осуществление выбора земельного участка, проведение работ по его формированию, государственный кадастровый учет и принятие решения о предоставлении земельного участка.

При том, на стадии утверждения акта выбора земельного участка возможно как принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, так и об отказе в размещении объекта, поскольку выбор земельного участка осуществляется на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования.

Согласно подпункту 8 пункта 18 Положения о Департаменте архитектуры и градостроительства администрации города Омска, утвержденного постановление Мэра города Омска от 10.08.2005 № 396-п, Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска организует и обеспечивает формирование земельных участков для предоставления с предварительным согласованием мест размещения объектов, принимает решения о предварительном согласовании мест размещения объектов, утверждающие акты о выборе земельного участка и утверждает проекты территориального землеустройства.

Согласно материалам дела Общество обратилось в Главное управление по земельным ресурсам Омской области с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства супермаркета 21.08.2006 (лист дела 15).

В ответ на свое заявление ООО «Сибирский Сенат» 16.04.2007 получило письмо Главного управления по земельным ресурсам Омской области № 0402/4271 (лист дела 23). В письме указано, что на основании заявления Общества было направлено обращение в Администрацию города Омска. В ответ на обращение Департамент архитектуры и градостроительства в

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2008 по делу n А46-5982/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также