Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2008 по делу n   А70-4259/15-2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

17 ноября 2008 года

                        Дело №   А70-4259/15-2008

Резолютивная часть постановления объявлена  11 ноября 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме  17 ноября 2008 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Рыжикова О.Ю.

судей  Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.

при ведении протокола судебного заседания:  Радченко Н.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5170/2008) Управления Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам на решение Арбитражного суда Тюменской области от 01.09.2008 по делу № А70-4259/15-2008 (судья Стафеев С.А.), по заявлению садоводческого потребительского кооператива "Каринка" к Управлению Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам

о признании незаконными действий, обязании совершить действия,

при участии в судебном заседании представителей: 

от заявителя –  Пашиной О.В. по доверенности от 06.06.2008, действительной до 06.06.2009 (паспорт 7104 173001 выдан УВД ЦАО г. Тюмени 19.03.2004), Старикова В.А. по доверенности от 06.06.2008¸ действительной до 06.06.2009 (паспорт 7104 095796 выдан УВД г. Тюмени 24.12.2003);

от заинтересованного лица - не явился, извещен надлежащим образом

 

УСТАНОВИЛ:

Решением по делу Арбитражный суд Тюменской области удовлетворил требования садоводческого потребительского кооператива "Каринка" (далее – СПК «Каринка», кооператив, заявитель), признал незаконными действия Управления Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам (далее – УФРС по Тюменской области, ХМАО и ЯНАО, Управление, заинтересованное лицо), выразившиеся в отказе в государственной регистрации права собственности (№ 01/057/2008-255/12493 от 02.07.2008) на земельный участок общей площадью 5 031 000 кв.м., расположенный по адресу: Тюменская область, Тюменский район, ТОО «Каменское», участок № 2, кадастровый номер 72:17:08 08 003:0319.

Обязал Управление произвести государственную регистрацию права собственности садоводческого потребительского кооператива «Каринка» на указанный земельный участок.

В обоснование принятого судебного акта суд первой инстанции указал на то, что действия Управления противоречат нормам законодательства и в принятом отказе отсутствует его обоснованная мотивировка.

Не согласившись с принятым судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. При этом, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств дела и не применение норм права, подлежащих применению, а именно Федерального закона № 66-ФЗ от 15.04.19998 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Суд первой инстанции не принял во внимание то обстоятельство, что представленный во время приостановления регистрации кооперативом устав не соответствует положениям ст. 116 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно не содержит условий о размере паевых взносов. Также податель жалобы указывает о нарушении целевого использования земельного участка при его передаче в качестве паевого взноса в СПК.

В отзыве на апелляционную жалобу заявитель с ее доводами не соглашается, считает их необоснованными, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

До начала судебного заседания от Управления Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.

Представители СПК «Каринка» с доводами апелляционной жалобы в судебном заседании не согласились по основаниям, изложенным в отзыве на  апелляционную жалобу, просили оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Суд апелляционной инстанции, изу­чив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителей заявителя, установил следующие обстоятельства.

09.04.2008 Лосев Л.В., Витязева Г.А., Андреева Н.Д., Максимкина Н.М., Тюменцева Г.В., Букина З.Я., Роммель Т.Н., Полушина Л.С. и СПК «Каринка» обратились в Управление с заявлениями о государственной регистрации перехода права и права собственности на земельный участок общей площадью 5 031 000 м², расположенный по адресу: Тюменская область, Тюменский район, ТОО «Каменское», участок № 2, кадастровый номер 72:17:08 08 003:0319 на основании Соглашения о распоряжении земельным участком, находящемся в общей долевой собственности, путем внесения в качестве паевых взносов членами СПК «Каринка».

06.05.2008 государственная регистрация прав была приостановлена по инициативе заявителей, 29.05.2008 государственная регистрация прав приостановлена государственным регистратором.

02.07.2008 сообщением № 01/057/2008-255/12493 заинтересованным лицом отказано в государственной регистрации перехода права и государственной регистрации права собственности на указанный выше земельный участок на основании абз. 4, абз. 10 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ).

Отказ мотивирован непредставлением документов по определению рыночной цены передаваемого земельного участка в качестве паевых взносов в СПК «Каринка». Кроме того, государственным регистратором установлено, что земельный участок с разрешенным использованием «земли сельскохозяйственного назначения» не может быть передан в качестве вклада в уставной капитал СПК «Каринка», поскольку данный вид разрешенного использования земельного участка не соответствует целям деятельности кооператива, предполагающего использование земельного участка для личного потребления, проведения досуга. Отказывая в государственной регистрации, Управление также ссылается на неустранение причин, повлекших ее приостановление.

СПК «Каринка» не согласившись с отказом государственной регистрации прав, считая, что действующее законодательство не ограничивает права собственников по внесению земельных участков в качестве паевых взносов в садоводческий потребительский кооператив, а органы местного самоуправления и органы государственной власти в соответствии с действующим законодательством не уполномочены принимать решения о распоряжении земельными участками, находящимися в собственности граждан, юридических лиц, кроме того не допустимо истребование у заявителя дополнительных документов, не предусмотренных ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ, обратилось в арбитражный суд.

01.09.2008 Арбитражным судом Тюменской области принято обжалуемое решение.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его изменения или отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.

Статьей 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ установлен порядок проведения государственной регистрации прав.

Согласно статье 18 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с требованиями, изложенными в абзацах 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ, указанных в отказе Управления, в государственной регистрации может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав.

Как усматривается из сообщения от 02.07.2008 № 01/057/2008-255/12493, и верно указано судом первой инстанции, государственным регистратором установлено, что в соответствии с п. 6.17 устава СПК «Каринка» паевой взнос установлен в размере 1 200 000 руб. При этом паевой взнос в виде имущества может быть внесен на сумму не более 1 000 000 руб. Однако документов по определению цены предаваемого в качестве паевого взноса земельного участка на государственную регистрацию представлено не было.

Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ предусмотрено, что в ходе проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество производится правовая экспертиза документов, представленных на государственную регистрацию, и проверка законности сделки, повлекшей возникновение, изменение или прекращение права собственности.

В соответствии с ч.1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ установлен перечень документов являющихся основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно указанной норме договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки, относятся к числу оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в предыдущем пункте, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством РФ.

Исследовав основания для отказа в государственной регистрации, суд первой инстанции правомерно установил, что истребование документов по определению цены предаваемого в качестве паевого взноса земельного участка не имеет отношения к законности сделки, повлекшей возникновение, изменение или прекращение права собственности, поскольку указанные документы, подтверждают соблюдение норм устава СПК «Каринка», регулирующих порядок образования имущества кооператива за счет паевых взносов и влечет иные последствия чем отказ в регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним.

Таким образом, документы по определению цены предаваемого в качестве паевого взноса земельного участка не относится к числу документов, необходимых для государственной регистрации в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997  № 122-ФЗ.

Ссылка апелляционной жалобы на устав кооператива в редакции от 12.05.2008 судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку ссылки на него в оспариваемом письме не имеется.

Также одним из оснований для направления сообщения об отказе в государственной регистрации послужил вывод Управление о том, что на основании ч.1 ст. 77, ч. 1 ст. 78, ч.1 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации, земельный участок с разрешенным использованием «земли сельскохозяйственного назначения» не может быть передан в качестве вклада в уставной капитал СПК «Каринка», поскольку вид разрешенного использования земельного участка не соответствует целям деятельности кооператива, предполагающего использование земельного участка в соответствии с целями и предметом деятельности, изложенными в п. 2.1, п. 2.2 устава СПК «Каринка», ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Между тем данный вывод судом апелляционной инстанции отклоняется.

Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом (часть 1 статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" к сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае, если число участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает пять, правила Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, а также статьями 13 и 14 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей для создания либо расширения личного подсобного хозяйства или крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду или распоряжения им иным образом, если это не нарушает требований статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" решение о порядке владения и пользования земельным участком, находящимся в долевой собственности, принимается общим собранием участников долевой собственности. Пункт 1.2 относит к компетенции общего собрания участников общей собственности определение условий передачи земельного участка, находящегося в долевой собственности, в аренду, уставный (складочный) капитал или доверительное управление,

В свою очередь, п. 1 ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

Пунктом 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что порядок предоставления земельных участков гражданам

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2008 по делу n А46-1050/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также