Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2008 по делу n А75-3413/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

10 ноября 2008 года

                                                       Дело №   А75-3413/2008

Резолютивная часть постановления объявлена  05 ноября 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме  10 ноября 2008 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,

судей  Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем судебного заседания

Тайченачевым П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4548/2008) общества с ограниченной ответственностью совместного предприятия «Черногорское» на решение Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа от 29.07.2008 по делу № А75-3413/2008 (судья Федоров А.Е.), принятое по заявлению  общества с ограниченной ответственностью совместного предприятия «Черногорское»

к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу

о признании недействительным решения от 31.03.2008 № 02/06-33,

при участии в судебном заседании представителей: 

от общества с ограниченной ответственностью совместного предприятия «Черногорское» – не явился, извещены надлежащим образом;

от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу – не явился, извещены надлежащим образом;

УСТАНОВИЛ:

 

Общество с ограниченной ответственностью совместное предприятие «Черногорское» (далее по тексту - ООО СП «Черногорское», общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее по тексту – МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам ХМАО-Югре, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения № 02/06-33 от 31.03.2008.

Решением от 29.07.2008 по делу № А75-3413/2008 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа отказал в удовлетворении заявленных ООО СП «Черногорское» требований.

В обоснование принятого судебного акта суд первой инстанции указал на обоснованность привлечения общества к налоговой ответственности и доказанность обстоятельств дела.

В апелляционной жалобе ООО СП «Черногорское» просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных  требований. По мнению подателя жалобы, документы, истребованные в пунктах 3, 8 требования № 307 от 17.12.2007, а именно: «пункт 3 - книгу продаж, где зарегистрированы счета-фактуры указанные в пункте 1 Требования» и «пункт 8 - регистры бухгалтерского учета, подтверждающие отражение в бухгалтерском учете указанных операций, а так же начисление и уплату в бюджет налога на добавленную стоимость», общество представлять не обязано, так как данные документы связаны лишь с исполнением обязанности общества по уплате налога на добавленную стоимость с сумм выручки от реализации товаров, работ и услуг, и к деятельности ОАО «НК «РуссНефть» никакого отношения не имеют.

Общество также указывает, что пунктом 3 требования № 307 от 17.12.2007 запрашивалась книга продаж, где зарегистрированы счета-фактуры, хотя согласно поручению № 932/26 от 26.11.2007, истребованию подлежала выписка из книги продаж с отражением соответствующих операций. В связи с этим, истребование иных документов (информации), не указанных в поручении, является самостоятельным требованием налогового органа, а значит должно быть направлено налоговым органом по правилам статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии соответствующих оснований.

Помимо этого, ООО СП «Черногорское» полагает, что неправомерно привлечено к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам ХМАО-Югре в представленном отзыве просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

От МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам ХМАО-Югре, ООО СП «Черногорское» поступили ходатайства о рассмотрение апелляционной жалобы ООО СП «Черногорское» в отсутствие представителя налогового органа, общества, которые суд апелляционной инстанции счел возможным удовлетворить.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

В связи проведением межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1 камеральной налоговой проверки декларации открытого акционерного общества «Нефтегазовая компания «РуссНефть» (далее – ОАО «НК «РуссНефть») по налогу на добавленную стоимость за сентябрь 2007 года, на основании поручения об истребования документов от 30.11.2007 № 932/26 межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1 в адрес ООО СП «Черногорское» было направлено требование № 307 от 17.12.2007 о предоставлении документов, а именно:

1. Счета-фактур № 040 от 01.04.2007, № 054 от 01.05.2007;

2. Договоров  со  всеми изменениями и приложениями в рамках, которых были выставлены счета-фактуры указанные в пункте 1;

3. Книги продаж, где зарегистрированы счета-фактуры указанные в пункте 1 (акты приема - передачи нефти, акты выполненных работ);

4. Документов, подтверждающих выполнение (работ, услуг) указанных в счетах- фактурах пункт 1 (акты приема - передачи нефти, акты выполненных работ);

5. Документов, подтверждающих факт оплаты по счетам-фактурам (платежные поручения, акты взаимозачета, выписки банка) указанных в пунткте 1.

6. Письмо в Федеральное агентство по энергетике, подтверждающее передачу права доступа к системе магистральных нефтепроводов и терминалов в морских портах открытого акционерного общества «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть» для вывоза нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации;

7. Договоров на транспортировку нефти по указанным в пункте 1. счетам-фактурам;

8. Регистров бухгалтерского учета, подтверждающих отражение в бухгалтерском учете указанных операций, а также начисление и уплату в бюджет налога на добавленную стоимость;

9. Копии приказов о назначении руководителя и главного бухгалтера, работавших в данном периоде и подписавших данные документы;

10. Маршрутных поручений на транспортировку нефти по указанному в пункте 1 счетам-фактурам;

11. Копии договоров с предыдущим продавцом, счета-фактур, платежных документов, актов приема передачи (в случае если общество является производителем или продавцом товара).

Документы, указанные в пунктах 3, 8 требования № 307 от 17.12.2007, а именно: книга продаж, где зарегистрированы счета-фактуры, указанные в пункте 1, и регистры бухгалтерского учета, подтверждающие отражение в бухгалтерском учете указанных операций, а также начисление и уплату в бюджет налога на добавленную стоимость, общество представить инспекции отказалось.

В связи с неисполнением обществом указанного требования № 307 от 17.12.2007 в установленный срок, инспекцией составлен акт от 31.01.2008 № 2.

31.03.2008 по результатам рассмотрения акта проверки, возражений общества, материалов проверки заместителем начальника  МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам ХМАО-Югре вынесено решение № 02/06-33 о привлечении общества налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

В соответствии с данным решением ООО СП «Черногорское» привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, за отказ представить имеющиеся у общества документы, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, истребованных в соответствии со статьей 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 5000 руб.

 Полагая, что решение налогового органа является незаконным, нарушающим его права и законные интересы, ООО СП «Черногорское» обратился в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.

29.07.2008 Арбитражным судом Ханты - Мансийского автономного округа принято обжалуемое решение об отказе в удовлетворении заявленных ООО СП «Черногорское» требований.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа, если такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для принятия судом решения о признании ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа недействительным необходима совокупность двух обстоятельств - несоответствие (противоречие) акта закону или иному правовому акту и нарушение актом прав и законных интересов юридического или физического лица (пункт 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

В силу пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

Согласно абзацу 2 статьи 87 Налогового кодекса Российской Федерации, если при проведении выездных и камеральных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (встречная проверка).

В силу пункта 1 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы (информацию).

Пунктом 5 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

Отказ лица от представления запрашиваемых документов при проведении налоговой проверки или непредставление их в установленный срок признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 6 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации).

В тоже время пунктом 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 Налогового кодекса Российской Федерации, влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей.

Из указанного следует, что привлечение по статье 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации возможно в отсутствие признаков правонарушения предусмотренного статьей 126 Налогового кодекса Российской Федерации.

Исходя из требований пункта 2 статьи 126 Кодекса непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей 135.1 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Так как общество отказалось представить документы, а не сведения, то данные действия подлежат квалификации по пункту 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем довод общества о неправильной квалификации правонарушения судом апелляционной инстанции отклоняется ввиду его несостоятельности.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что общество является поставщиком нефти в адрес ОАО «НК «РуссНефть» на основании заключенных договоров. Следовательно, общество предъявляет ОАО «НК «РуссНефть» счета-фактуры, составленные на основании финансово-хозяйственной операции между сторонами, в которых отражена поставка и данные об оплате продукции. В последующем счета-фактуры подлежат отражению в книге продаж и в соответствующих регистрах бухгалтерского учета. Соответственно книга продаж и регистры бухгалтерского учета, подтверждающие отражение в бухгалтерском и налоговом учете указанных операций, содержат сведения, касающиеся как поставщика, так и покупателя продукции.

Таким образом, МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам ХМАО-Югре

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2008 по делу n А46-1959/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также