Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2008 по делу n А46-12386/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

27 марта 2008 года

                                                Дело №   А46-12386/2007

Резолютивная часть постановления объявлена  20 марта 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме  27 марта 2008 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Сидоренко О.А.

судей  Рыжикова О.Ю., Золотовой  Л.А.

при ведении протокола судебного заседания   Радченко Н. Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-394/2008) общества с ограниченной ответственностью Производственная фирма «Октан» на решение Арбитражного суда Омской области от 12.12.2007 по делу №  А46-12386/2007 (судья Пермяков В.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью Производственная фирма «Октан» к Министерству промышленной политики, транспорта и связи Омской области

3-е лицо: Омская межрайонная природоохранная прокуратура

о признании незаконным и отмене постановления № 438 от 26.10.2007.

при участии в  судебном заседании  представителей:

            от общества с ограниченной ответственностью Производственной фирмы «Октан» - Ермаченок Ю.С. по доверенности от 09.01.2008 № 04/08 (паспорт 5203 № 179269 выдан УВД КАО г. Омска 10.10.2002);

            от Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области –  Тымчишина Т.В. по доверенности от 28.11.2007 № МПП-5254, действительной 2 года (удостоверение №100 от 08.08.2005); Кузнецова А.В. по доверенности от 04.06.2007 № МПП-2255, действительной 2 года (удостоверение № 124 от 16.06.2007);

            от Омской межрайонной природоохранной прокуратуры – помощник прокурора Полубоярова О.В. удостоверение №119707 действительно до 16.04.2010.

УСТАНОВИЛ:

           

Решением Арбитражного суда Омской области от 12.12.2007 по делу № А46-12386/2007 было отказано в удовлетворении требований, заявленных обществом с ограниченной ответственностью Производственной фирмы «Октан» (далее по тексту – ООО «ПФ «Октан», Общество, заявитель) к Министерству промышленной политики, транспорта и связи Омской области (далее по тексту – Министерство, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления № 438 от 26.10.2007.

В обоснование решения суд указал, что факт выброса вредных веществ в атмосферный воздух материалами дела подтвержден, вследствие чего ссылка заявителя на отсутствие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи   8.21 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях   несостоятельна и основания для  признания недействительным и отмене отмены постановления № 438 от 26.10.2007 отсутствуют.

В апелляционной жалобе Общество просит решение Арбитражного суда Омской области от 12.12.2007 по делу № А46-12386/2007 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении  требований, заявленных ООО «ПФ «Октан».

В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Общество ссылается на следующее.

Податель жалобы считает,  что вывод суда первой инстанции о том, что состав правонарушения, предусмотренного частью  1 статьи  8.21 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях  является формальным и выражается в выбросе вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения, вне зависимости количественных и качественных показателей этих выбросов основан на неправильном истолковании закона, поскольку прежде административный орган должен был доказать, что Обществом осуществляется выброс вредных веществ в атмосферный воздух в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха без специального разрешения.

Общество полагает, что административным органом не доказан факт совершения заявителем административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях  на основании следующего.

В постановлении о привлечении к административной ответственности указано, что  16.10.2007 при проведении проверки соблюдения требований природоохранного законодательства обнаружены нарушения требований статьи  23 пункта  4 Федерального закона  «Об охране окружающей среды», а именно: выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от деятельности предприятия производятся без специального разрешения (пункт 1 статьи  14 Федерального закона  «Об охране атмосферного воздуха»).

По мнению подателя жалобы, указанное само по себе не свидетельствует о наличии в действиях Общества состава вышеупомянутого административного правонарушения - выброса в атмосферный воздух вредных веществ в недопустимых концентрациях.

В нарушение требований части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации административным органом не представлены такие доказательства. В Постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, в постановлении о привлечении к административной ответственности вообще отсутствуют сведения о каких-либо выброшенных в атмосферу вредных веществах, сведения об их количестве и (или) концентрации, а также нормативы содержания этих веществ в атмосферном воздухе и факт их превышения. Кроме того, пробы загрязнения атмосферного воздуха не изымались, какие-либо лабораторные исследования на определение степени концентрации вредных веществ не проводились.

Отсутствие сведений о факте выброса вредных (загрязняющих) веществ,  свидетельствует об отсутствии события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях.  

Общество считает необоснованным вывод суда первой инстанции о наличии факта выброса вредных веществ в атмосферу, поскольку данный вывод  основан на протоколах анализов промышленных выбросов 346/2 и 347/2 от 19.09.2007, которые по мнению Общества, не могут быть использованы в качестве доказательств по следующим основаниям.

Данные документы не исследовались при производстве по делу об административном правонарушении и были представлены административным органом только 06.12.2007 в предварительное судебное заседание. Акт проверки соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования № 290 от 11.09.2007, распоряжения Министерства от 03.09.2007 №297, от 18.09.2007 № 320 о проведении проверок, протоколы анализов промышленных выбросов от 19.09.2007 не соответствуют нормам относимости, так как  данные документы связаны с проведением мероприятий контроля Министерством промышленной политики, транспорта и связи Омской области в сентябре 2007 и к проверке, проведенной прокуратурой в октябре 2007, по итогам которой было возбуждено дело об административном правонарушении не имеют отношения.

Во-вторых, данные документы не соответствуют нормам допустимости  доказательств, так как  нарушают требования Федерального закона Российской Федерации  «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 08.08.2001 № 134-ФЗ (далее по тексту – Закон № 134 ФЗ).

В жалобе указано, что в нарушение статьи  7 Закона № 134 ФЗ, распоряжение заместителя начальника управления государственного контроля от 03.09.2007  № 297 о проведении плановой проверки соблюдения требований природоохранного законодательства Обществу не предъявлялось.

Кроме того, в распоряжении о проведении внеплановой проверки по государственному контролю № 320 от 18.09.2007 в качестве повода для проведения проверки указан план мероприятий по отбору проб и выполнению анализов на источниках сбросов и выбросов предприятий при осуществлении государственного контроля в сфере охраны окружающей среды на объектах хозяйственной деятельности на территории   Омской   области, в то время как такой повод  проведения   внеплановой   проверки   Законом   № 134-ФЗ не предусмотрен.

Общество находит  ошибочным вывод  суда первой инстанции о том, что  оспариваемое постановление Министерства соответствует требованиям статьи  29.10 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку, в нарушение указанной нормы, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и постановление о привлечении к административной ответственности не мотивированы, а именно: отсутствуют сведения о дате и месте совершения правонарушения, отсутствует описание события административного правонарушения, отсутствуют ссылки на какие-либо доказательства, кроме того, не указано, в результате чего, в каком количестве и какие именно произведены выбросы веществ в атмосферу, отсутствуют четкие указания того, в чем именно выразилось нарушение Обществом статьи  14 Федерального закона  «Об охране атмосферного воздуха» и каким образом это нарушение было установлено.

Постановление Министерства содержит ссылку на возбуждение дела прокурором и несоблюдение норм Федеральных законов. При этом из текста постановления не следует, что органом, рассматривающим дело, устанавливались какие-либо обстоятельства совершения правонарушения и исследовались и оценивались какие-либо доказательства, постановление не содержит никакой мотивировки относительно того, почему орган, рассматривающий дело, пришел к выводу о совершении Обществом правонарушения.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции незаконным и подлежащим отмене.

Представители Министерства и Омской межрайонной природоохранной прокуратуры (далее по тексту – Прокуратура), в судебном заседании пояснили, что,   в соответствии с представленными письменными отзывами  на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считают законным, просят оставить решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.   

Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изу­чив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.

ООО «ПФ «Октан» зарегистрировано в качестве юридического лица Городской регистрационной палатой Департамента недвижимости Администрации г.Омска 21.09.1992, за основным государственным регистрационным номером 1025500513939.

16 октября 2007 года при проведении проверки соблюдения требований природоохранного законодательства ООО «ПФ «Октан» установлен факт осуществления выбросов вредных веществ в атмосферный воздух при деятельности предприятия без специального разрешения.

По результатам проверки Омским межрайонным природоохранным прокурором Германом А.А. было вынесено Постановление № 7-9-1466-07 о возбуждении дела об административном правонарушении.

На основании вышеуказанного постановления прокурора, государственным инспектором Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области Тымчишиной Т.В. было рассмотрено дело об административном правонарушении и вынесено постановление № 438 от 26.10.2007 о назначении ООО «ПФ «Октан» административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Общество, полагая, что указанное постановление Министерства, не соответствует нормам действующего законодательства, нарушает его права и законные интересы, обратилось в суд с требованиями о признании постановлении незаконным и его отмене.

Решением суда первой инстанции  от 12.12.2007 в удовлетворении требований, заявленных Обществом,  было отказано.

Означенное решение обжалуется ООО «ПФ «Октан» в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его изменения или отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.

Пунктом 1 и 4 статьи  23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии с пунктом  1 статьи  14 Федерального закона от 04.05.1999 №  96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Следовательно, наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является любой источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционируемый постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством.

Согласно части  1 статьи  8.21 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях   выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда (от 40000 рублей до 50000 рублей) или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона состава данного административного

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2008 по делу n А75-6979/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также