Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2008 по делу n А46-6375/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

23 октября 2008 года

                                 Дело №   А46-6375/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме  23 октября 2008 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Семёновой Т.П.

судей  Шаровой Н.А., Гергель М.В.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Кичигиной З.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4564/2008) Министерства финансов Российской Федерации

на решение  Арбитражного суда Омской области от 31.07.2008 по делу № А46-6375/2007 (судья Мартыненко Ю.В.),

по иску муниципального  предприятия города Омска «Пассажирское автотранспортное предприятие № 4»

к Министерству финансов Российской Федерации

с участием третьих лиц: Министерства труда и социального развития Омской области, Департамента транспорта Администрации города Омска, Министерства финансов Омской области

о взыскании 81 291 300 рублей

при участии в судебном заседании представителей: 

от истца: конкурсный управляющий МП г. Омска  «Пассажирское автотранспортное предприятие     № 4» Юров С.В. паспорт 5205 240271 выдан УВД ЛАО г. Омска 30.12.2005;

от конкурсного управляющего МП г. Омска  «Пассажирское автотранспортное предприятие     № 4» Юрова С.В. – Устюжанова Е.Н. по дов. б/н от 17.09.2008 до 29.04.2009, паспорт 5205 135117 выдан ОВД Черлакского района Омской области 19.05.2005;

от ответчика: Министерства финансов Российской Федерации – Сушко А.В. по дов. б/н от 15.01.2008 до 31.12.2008, удост. 55№ 00744 от 05.03.2008;

от третьих  лиц:

от Департамента транспорта администрации г. Омска – Гирло О.П. по дов. № 01-01-04/1900 от 02.07.2008, удост. № 1154 от 11.01.2006;

от Министерства финансов Омской области – Каурова С.А. по дов. № 10-07/4497 от 06.12.2007 (один год), удост. № 5 от 30.01.2008;

от Министерства труда и социального развития Омской области – Терехова Н.Ю. по дов. № 07/мтср-6756 от 09.11.2007 по 31.12.2008, удост. № 503 от 14.03.2007 

УСТАНОВИЛ:

 

Муниципальное предприятие города Омска «Пассажирское автотранспортное предприятие № 4» (далее – МП г. Омска ПАТП-2) обратилось в арбитражный суд к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Омской области и Министерству финансов Омской области с иском о взыскании убытков, связанных с предоставлением льгот по перевозке пассажиров городским транспортом, возникших в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, в размере 97 638 280 рублей.

До принятия судебного акта истец в порядке со статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заявил отказ от исковых требований к ответчику Министерству финансов Омской области, а также уточнил исковые требования в части взыскания убытков с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, уменьшил размер исковых требований до 81 291 300 рублей.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство труда и социального развития Омской области, Департамент транспорта администрации города Омска, Министерство финансов Омской области.

 Решением Арбитражного суда Омской области от 31.07.2008 по делу № А46-6375/2007 с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу муниципального предприятия города Омска «Пассажирское автотранспортное предприятие № 4» взысканы убытки в размере 81 291 300 рублей.

Суд мотивировал свое решение тем, что истец доказал наличие у ответчика обязанности по возмещению ему расходов (убытков) в виде недополученной платы – льготы по бесплатному проезду.

Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

Податель жалобы считает, что у ответчика отсутствует вина в причинении истцу вреда, размера понесенных им расходов.

Считает, что судом первой инстанции неправильно были применены положений главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), регулирующие вопрос установления факта причинения истцу убытков (вреда) и их размера.

Считает, что суд первой инстанции необоснованно взыскал убытки не с публично-правового образования Российской Федерации, а с Министерства финансов Российской Федерации, поскольку согласно положениям пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения Арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ» убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

 Заявитель также ссылается на необоснованность применения судом первой инстанции нормы о расчете количества перевезенных пассажиров, установленной в Инструкции по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью трамвайного и троллейбусного транспорта, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 28.06.2002 № 149.

 Считает, что судом первой инстанции не исследовался факт перевозки городским транспортом пассажиров с предоставлением льготы по бесплатному проезду.

Считает, что истцом не доказан факт перехода к нему права требования убытков в размере 81 291 300 рублей от МУП «Омскпассажиртранс».

 Считает необоснованными выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для применения срока исковой давности к требованиям истца. Указывает, что истец мог узнать о нарушении своего права по окончании каждого текущего месяца при обращении к должнику с информацией о возникновении кредиторской задолженности и порядке ее погашения.

От истца и третьих лиц в порядке статьи 262 АПК РФ поступили отзывы на апелляционную жалобу, в которых они просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.

 Представители истца и третьих лиц в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в отзывах на апелляционную жалобу.

 Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.

Как следует из материалов дела, в целях эффективного использования муниципального имущества постановлением мэра города Омска от 03.08.2005 № 369-п «О реорганизации Омского муниципального унитарного предприятия «Омскпассажиртранс» было реорганизовано ОМУП «Омскпассажиртранс» путем разделения и создания муниципального предприятия города Омска «Пассажирское автотранспортное предприятие № 1», муниципального предприятия города Омска «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2», муниципального предприятия города Омска «Пассажирское автотранспортное предприятие № 3», муниципального предприятия города Омска «Пассажирское автотранспортное предприятие № 4», муниципального предприятия города Омска «Пассажирское автотранспортное предприятие № 7», муниципального предприятия города Омска «Пассажирское автотранспортное предприятие № 8».

07.10.2005 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу города Омска в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица – МП г. Омска ПАТП № 4  путем реорганизации в форме разделения, о чем выдано свидетельство серии 55 № 002114215.

 В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Согласно пункту 2.1. устава МП г. Омска ПАТП-4 предметом деятельности предприятия является реализация задачи осуществления коммерческой деятельности для удовлетворения общественных потребностей населения города Омска в области транспортного обслуживания пассажирскими перевозками.

В период с 01.01.2004  по 31.12.2004 ОМУП «Омскпассажиртранс» оказывало услуги по пассажирским перевозкам автотранспортом лицам, пользующимся правом бесплатного проезда.

Во исполнение Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О судебных приставах», Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Закона от 26.06.1992  № 3132-1 «О статусе судей в РФ», Закона РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции», Закона РФ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности», Закона РФ от 17.01.1995 «О прокуратуре», Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждения и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Федерального закона от 15.01.1993 № 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы», Федерального закона от 09.01.1997 № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям социалистического труда и полным кавалерам Ордена Трудовой славы», Федерального закона от 21.12.1996 № 3159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона РФ от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», постановления Совета Министров РСФСР от 01.07.1969 № 399 «О предоставлении права бесплатного проезда на автобусах городского и пригородного сообщений шоферам и кондукторам автобусов предприятий автомобильного транспорта общего пользования», Указа Президента РФ от 15.10.1992 № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны», Указа Президента РФ № 431 от 05.05.1992 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» ОМУП «Омскпассажиртранс» в доле приходящейся на Пассажирский автотранспортный филиал № 4 (МП г. Омска ПАТП № 4 реорганизовано с переходом прав и обязанностей, вытекающих из деятельности филиала) предоставило услуги по перевозке 29 692 человек, то есть предоставило льготы по проезду на общую сумму 89 076 000 рублей.

Как следует из материалов дела, сумма компенсации была рассчитана истцом,  следующим образом.

Муниципальный сектор пассажирского транспорта города Омска в 2004 году включал в себя четыре организации, три из которых непосредственно осуществляли пассажирские перевозки муниципальным транспортом: ОМУП «Омскпассажиртранс» (МП г. Омска ПАТП № 4 было создано в соответствии с постановлением мэра г. Омска от 03.08.2005 № 369-п в результате реорганизации путем разделения ОМУП «Омскпассажиртранс» и является его правопреемником в соответствии с уставом и разделительным балансом), ОМУП «Городской электротранспорт» и ОМУП ПАТП № 9.

С каждым из предприятий Департамент транспорта администрации города Омска (далее - Департамент) заключил договор о муниципальном заказе по организации маршрутной перевозки пассажиров в городе Омске, в соответствии  с которым Департамент утверждает объемы маршрутных перевозок в машино-часах, в сумме дохода, в количестве рейсов, а также распределяет бюджетные компенсации на пассажиров,  имеющих право на льготы по оплате проезда в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами Омской области и органов местного самоуправления города Омска, с учетом фактически выполненного объема работы по маршрутным перевозкам в машино-часах по утвержденному Департаментом расчетному тарифу. Объем выполненной работы в машино-часах оплачивается в пределах плана, формируемого Департаментом (пункты 2.1.4, 2.1.11 договора).

В соответствии с Положением о распределении средств областного и городского бюджетов по возмещению льготного проезда граждан г. Омска между ОМУП «Омскпассажиртранс», ОМУП ПАТП № 9 и ОМУП «Городской электротранспорт», утвержденным и.о. директора департамента О.И. Осинским 26.12.2003, фактически полученные денежные средства распределяются между предприятиями городского пассажирского транспорта пропорционально выполненному объему работ в машино-часах.

Таким образом, исходя из выполненного объема работы по маршрутным перевозкам в машино-часах в 2004 году (согласно отчету о выполнении м/час пассажирскими предприятиями Департамента транспорта г. Омска на маршрутных перевозках за 12 месяцев 2004 г.), ОМУП «Омскпассажиртранс» выполнено 1919,97 м/часов, что составляет 63,95% от общего количества. Доля, приходящаяся на МП г. Омска ПАТП № 4 составляет 349,32 м/часов, т.е. – 11,64 %.

Количество всех льготных категорий граждан, пользующихся правом бесплатного проезда, в 2004 году – 255 089 человек.

Указанная цифра подтверждается справками, предоставленными Министерством труда и социального развития Омской области (с разбивкой на категории, при этом одно лицо, имеющее право на льготу по нескольким категориям, учтено только по одной категории), Управления внутренних дел Омской области, Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области, Омской академии МВД, Омского линейного управления внутренних дел Западно-Сибирского Управления внутренних дел МВД, Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области, Управления федеральной службы безопасности России по Омской области, Военной комендатуры Омского гарнизона, Управления федеральной службы исполнения наказания

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2008 по делу n А75-5185/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также