Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2008 по делу n А81-4995/2006. Отменить решение полностью и принять новый с/а

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

21 марта 2008 года

                                                      Дело №   А81-4995/2006

Резолютивная часть постановления объявлена  18 марта 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме  21 марта 2008 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Шиндлер Н.А.

судей  Рыжиков О.Ю., Золотова Л.А.

при ведении протокола судебного заседания:  Лиопа А.В,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-643/2008) Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Надыму Ямало-Ненецкого автономного округа на решение  Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.12.2007 по делу № А81-4995/2006 (судья Москвин В.С.),

по заявлению  Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Надыму Ямало-Ненецкого автономного округа

к  открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» города Москвы

3-е лицо: Управление Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, ХМАО и ЯНАО

о взыскании налоговых санкций в сумме 3 705 689 руб.

при участии в судебном заседании представителей: 

от заявителя   – Троцай О.Н. по доверенности  01/00154 от 10.01.2008;

от должника – Ахметшин П.Р. по доверенности № 43194 от 13.02.2007;

от Управления Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам – представители  не явились

УСТАНОВИЛ:

 

Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Надыму Ямало-Ненецкого автономного округа  (далее по тексту  ИФНС по г.Надыму, налоговый орган, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Ямало-ненецкого автономного округа с заявлением к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД», должник, Общество) о взыскании сумм налоговых  санкций по ст.119 п.2 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) в размере 3 705 689 руб.

Решением от 19.01.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.04.2007 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа  заявленные налоговым органом требования оставлены без удовлетворения.

Постановлением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского автономного округа от 02.08.2007  решение от 19.01.2007 и постановление от 12.04.2007 отменены, дело направлено в суд 1 инстанции на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении судом 1 инстанции к участию в деле привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Управление Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, ХМАО и ЯНАО.

Арбитражным судом Ямало-Ненецкого   автономного округа вынесено 11.12.2007 решение  об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование решения суд указал, что налогоплательщиком налоговая декларация в силу указания ст.80 НК РФ представляется в налоговый орган по месту учета, следовательно, налоговая декларация может быть представлена в налоговый орган, в котором налогоплательщик в установленном порядке поставлен на учет; не постановка на налоговый учет налоговым органом, свидетельствует об отсутствии вины Общества в непредставлении налоговой декларации; решение вынесено с нарушением требований ст.101 НК РФ.

В апелляционной жалобе ИФНС по г.Надыму просит решение суда 1 инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в связи с тем, что не постановка на налоговый учет в качестве налогоплательщиков не освобождает лицо от обязанности представления налоговой декларации; представленное уведомление и квитанция о его направлении не свидетельствуют о получении данных документов налоговым органом; нарушение процедуры привлечения к налоговой ответственности не влечет безусловной отмены данного решения.

Надлежащим образом уведомленное Управление Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, отзыв на апелляционную жалобу не представило, в связи с чем в порядке ст.156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие третьего лица без самостоятельных требований по имеющимся в деле материалам.

Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил, что ОАО «РЖД» зарегистрировано в качестве юридического лица 23.09.2003 под основным государственным регистрационным номером 1037739877295 и поставлено на налоговый учет в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №39 по г.Москве ИНН 7708503727.

ОАО «РЖД» на основании сводного передаточного акта на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемых в качестве вклада в уставной капитал ОАО «Российские железные дороги» от 30.09.2003 был приобретен в собственность земельный участок площадью 4 923 085 кв.м., расположенный в Надымском районе Ямало-Ненецкого автономного округа, относящийся к землям промышленности, имеющий кадастровый номер 89:04:000000:0054, о чем выдано 22.07.2004 свидетельство о государственной регистрации права №89 РХ 782526.

07.04.2006 ОАО «РЖД» в лице своего филиала Свердловской железной дороги обратилась в ИФНС по г.Надыму с заявлением о постановке на налоговый учет Свердловской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» по месту нахождения земельного участка площадью 4 923 085 кв.м.

25.04.2006 ОАО «РЖД» было поставлено на налоговый учет в ИФНС по г.Надыму по месту нахождения недвижимого имущества, о чем было выдано уведомление о постановке на налоговый учет и присвоен КПП 890306001.

В этот же день ОАО «РЖД» была направлена в налоговый орган налоговая декларация по земельному налогу за 2005 год, которая была получена ИФНС по г.Надыму 16.05.2006. В соответствии с данными указанной декларации  ОАО «РЖД» имеет земельный участок площадью 4 923 085 кв.м., который включен в налоговую базу 2005 года в полном объеме и с него исчислен по ставке 0,940896 коп./кв.м. налог в сумме 4 632 111 руб.

Решением №501 от 23.06.2006 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения ОАО «РЖД» признано виновным в несвоевременном представлении налоговой декларации по налогу на землю, срок представления которой 01.07.2005, т.е. позже установленного срока на 319 дней, что составляет состав налогового правонарушения, предусмотренного ст.119 п.2 НК РФ. Указанным решением на заявителя наложен штраф в размере 3 705 689 руб.

В соответствии со ст. 104 НК РФ ответчику было предложено уплатить начисленный штраф в добровольном порядке. Поскольку добровольно штраф уплачен не был, ИФНС по г.Надыму вынуждена была обратиться в арбитражный суд.

Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.12.2007 в удовлетворении заявленных требований было отказано. Восьмой арбитражный апелляционный суд считает указанное решение подлежащим отмене, а заявленные требования – удовлетворению по следующим основаниям.

Ответственность по ст. 119 п.2 НК РФ предусмотрена за непредставление налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах и сборах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.

В соответствии со ст.1  Закона РФ от 11.10.1991 №1738-1 «О плате за землю», действовавшего в 2005 году, пользование землей является платным. Ежегодным налогом облагались собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы.

Согласно ст.16 п.1 Закона №1738-1 юридические лица ежегодно представляют налоговые  декларации по данному налогу в срок не позднее  1 июля текущего года.

Статья 23 п.1 пп.4 НК РФ предусматривает, что налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета  налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.    

Таким образом, поскольку у ОАО «РЖД» в 2005 году имелось право собственности на земельный участок, т.е. он являлся налогоплательщиком, он обязан был во исполнение названной выше статьи Закона «О плате за землю» представлять налоговую декларацию по налогу за землю не позднее 01.07.2005. Из материалов дела следует, что фактически такая декларация была направлена в налоговый орган 25.04.2006, т.е. позже установленного срока более чем на 181 день, в связи с чем, налоговым органом обоснованно данное юридическое лицо привлечено к налоговой ответственности со ст.119 п.2 НК РФ.

 Не принят судом апелляционной инстанции довод ОАО «РЖД» со ссылкой на ст.23, 80, 84 НК РФ, нашедший свое отражение в решении суда 1 инстанции от 11.12.2007, о том, что, должник не мог быть  привлечен к налоговой ответственности за непредставление налоговой декларации в связи с отсутствием учета в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества.

Действительно, ст.80 п.3 НК РФ предусматривает, что налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде. Однако данная статья не увязывает возможность представления декларации с фактом постановки на налоговый учет, а лишь разъясняет в какой именно налоговый орган должна быть подана эта декларация.

Порядок учета организаций и физических  лиц регламентирован ст.83 НК РФ. В соответствии с данной статьей в целях проведения налогового контроля постановка на налоговый учет организаций и физических  лиц осуществляется:

- по месту нахождения организации;

- месту нахождения ее обособленных подразделений:

- месту жительства физического лица;

- месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств.

Местом нахождения имущества согласно ст.83 п.5 пп.3 является место фактического нахождения имущества.

Таким образом, указание на обязанность представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета означает то, что декларация за имущество в виде земельного участка в г.Надыме, принадлежащего юридическому лицу, местом расположения которого является город Москва, должна быть подана в ИФНС по г.Надыму, т.е. налоговый орган, где данный земельный участок располагается.

Немаловажным является также то, что названная ст.83 НК РФ содержит прямое указание на цель постановки на налоговый учет – проведение налогового контроля как деятельности уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов, и способы его проведения оговорены в ст.82 НК РФ. К числу данных способов относятся: проведение проверок, получение объяснений, проверки данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий и др.

Следовательно, постановка на налоговый учет влечет лишь право должностных лиц налоговых на осуществления ими мероприятий в рамкам имеющихся у них полномочий. Представление налоговой декларации никак не может быть поставлено в зависимость от постановки на налоговый учет, поскольку из смысла ст.45 НК РФ следует, что налогоплательщик самостоятельно (т.е. без применения должностными лицами налоговых органов мер налогового контроля) обязан исполнять обязанность по уплате налога. Возникновение данной обязанность в соответствии со ст.44 НК РФ связано с основаниями, предусмотренными НК и другими актами законодательства о налогах и сборах. В конкретной ситуации это ст.ст.1, 8, 15, 16 Закона РФ «О плате за землю», выразившиеся в приобретении лицом в собственность земельного участка.

Обоснованно подателем жалобы также указано на то, что ст.12 Закона «О плате за землю» предусматривает условия освобождения от уплаты земельного налога и не содержит такого условия как отсутствие учета по месту нахождения недвижимого имущества в налоговом органе.

Не соответствует буквальному смыслу ст.119 п.2 НК РФ указание ОАО «РЖД» на то, что состав данного правонарушения может быть вменен лишь в случае, когда налоговая декларация не предоставлена в установленный срок в налоговый орган по месту учета.

Указанная фраза, смысл которой был истолкован судом выше, содержится лишь в части 1 ст.119 НК РФ  и не содержится в части 2 данной статьи.

Письма МНС от 22.05.2001 №ММ-6-12/410 и №ШТ-6-09/634 от 26.06.2006 «По вопросам о постановке на учет налогоплательщиков по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества» указывают на недопустимость привлечения к налоговой ответственности за не постановку на налоговый учет по месту нахождения имущества, что является абсолютно логичным выводом из смысла ст.83 п.5 НК РФ, в котором инициатива постановки на учет по месту нахождения имущества возложена на налоговые органы. Каких-либо выводов относительно налоговой ответственности за непредставление налоговых деклараций в данных письмах не содержится.

Не принимается также судом апелляционной инстанции указание ОАО «РЖД» на пропуск предусмотренного ст.115 НК РФ срока для взыскания налоговых санкций. В соответствии со ст.115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкций). Данный срок, как следует из п.37 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ №5 от 28.02.2001 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации», должен исчисляться со дня обнаружения соответствующего правонарушения в случаях, когда Налоговый кодекс не предусматривает обязательного составления акта.

В указанной ситуации моментом обнаружения налогового правонарушения будет являться день фактического получения налоговым органом налоговой декларации, т.е. судя по входящему штампу на декларации – это 16.05.2006. Налоговый орган, судя по имеющемуся в деле конверту, обратился в суд с соблюдением установленного законом 6 месячного срока - 03.11.2006.

Не может считаться днем фактического обнаружения правонарушения следующий день после срока подачи налоговой декларации – 02.07.2005, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2008 по делу n А46-12418/2006. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также