Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2008 по делу n А46-11871/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/а
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 02 октября 2008 года Дело № А46-11871/2008 Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2008 года Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2008 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сидоренко О.А. судей Шиндлер Н.А., Золотовой Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Радько Ф.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4372/2008) открытого акционерного общества «Акционерный коммерческий банк «Интернациональный Торговый Банк» на решение Арбитражного суда Омской области от 16.07.2008 по делу № А46-11871/2008 (судья Суставова О.Ю.), принятое по заявлению открытого акционерного общества «Акционерный коммерческий банк «Интернациональный Торговый Банк» к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г. Омска о признании недействительным решения № 20-34/9936 от 25.04.2008 при участии в судебном заседании представителей: от открытого акционерного общества «Акционерный коммерческий банк «Интернациональный Торговый Банк» - Козаченко Т.А., паспорт, доверенность от 20.12.2007 № 110, сроком действия до 19.12.2008; от Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г. Омска – Марголенко Т.В., удостоверение УР № 338253, действительно до 31.12.2009, доверенность от 18.07.2007 № 12364, сроком действия на три года.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «Акционерный коммерческий банк «Интернациональный Торговый Банк» (далее – ОАО АКБ «ТИ Банк», общество, Банк) обратилось в арбитражный суд с требованием к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу города Омска (далее – ИФНС России по ЛАО г. Омска, инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения от 25.04.2008 № 20-34/9936 о привлечении ОАО АКБ «ИТ Банк» к ответственности за совершение налогового правонарушения. Решением Арбитражного суда Омской области от 16.07.2008 по делу № А46-11871/2008 в удовлетворении требований Банка отказано в полном объеме. ОАО АКБ «ИТ Банк» с решением суда первой инстанции не согласилось и подало апелляционную жалобу, в которой просит принятый судебный акт отменить и принять новый – об удовлетворении требований общества в полном объеме. В обоснование доводов, изложенных в жалобе, Банк указывает на следующие обстоятельства: 1. судом первой инстанции неправомерно указано, что банки, являясь юридическими лицами, относятся к категории «иных лиц» и налоговые органы при истребовании документов «информации) в предусмотренном статьей 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ, Кодекс) вправе запрашивать такие документы (информацию) у банков. По мнению общества, Банк, являясь юридическим лицом, обладает специальной правоспособностью, в связи с чем, выделен из числа других лиц и применительно к истребуемым документам не относится к иным юридическим лицам; 2. судом сделан необоснованный вывод о наличии у налогового органа полномочий по истребованию в порядке статьи 93.1 Кодекса у Банка информации о распорядителе и получателе денежных средств по чекам, а также карточек с образцами подписей и оттисками печати. Податель жалобы полагает, что названная информация относится к банковской тайне и не может быть предоставлена налоговому органу, в том числе и потому, что таковая не относится к документам бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности; 3. ОАО АКБ «ИТ Банк» находит необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что Банк не может контролировать основание и содержание проводимой проверки, в том числе, решать вопрос об относимости к предмету проверки собираемых налоговым органом доказательств.Общество полагает, что Налоговый кодекс Российской Федерации и Закон «О налоговых органах Российской Федерации» не предоставляют права налоговому органу истребовать документы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки, в то время как инспекцией запрошены документы (относительно ООО «Промтехснаб»), не относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (ООО «Апис»). 4. судом не воспринят довод Банка о том, что в требовании инспекция указала на необходимость предоставления документов (информации) в связи с проведением в отношении ООО «Апис» выездной налоговой проверки. Вместе с тем, поручение, на основании которого в адрес Банка выставлено требование о предоставлении документов (информации) такой информации не содержит. Также в требовании налоговый орган не конкретизировал документы, подлежащие представлению; не указал сведения, позволяющие идентифицировать сделку. Отсутствие указанной информации в требовании, а также противоречивая информация, указанная в требовании и поручении, создали Банку объективные препятствия в исполнении требования (имелась неясность, какой объем документов и в рамках какого мероприятия налогового контроля необходимо представлять). 5. судом неправомерно отклонен довод ОАО АКБ «ТИ Банк» о несоблюдении инспекции правил производства по делу о налоговом правонарушении. Такие нарушения, по убеждению Банка, выразились: в акте проверки указано на необходимость привлечения общества к ответственности за несвоевременное представление сведений, в то время как Банк привлечен к ответственности за неправомерное несообщение сведений; в акте проверки в нарушение статьи 101.4 НК РФ не указаны документально подтвержденные факты нарушения законодательства со стороны Банка. ИФНС России по ЛАО г. Омска представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором налоговый орган полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства. В ИФНС России по ЛАО г. Омска поступило поручение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Московской области от 05.02.2008 № 15 - 06/00143@, согласно которому ИФНС России по ЛАО г. Омска поручено истребовать у ОАО АКБ «ИТ Банк» следующие документы за период с 01.01.2005 по 31.12.2007 по ООО «Промтехснаб»: выписку по расчетному счету, копию карточки с образцами подписей и оттисками печати, информацию о распорядителе и получателе денежных средств по чекам, в связи с проведением мероприятий налогового контроля в отношении ООО «Апис», являющегося контрагентом ООО «Промтехснаб». ИФНС России по ЛАО г. Омска, руководствуясь статьей 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации, во исполнение указанного выше поручения направило в адрес ОАО АКБ «ИТ Банк» требование от 19.02.2008 № 696 о предоставлении информации (документов). 03.03.2008 ОАО АКБ «ИТ Банк» направило в адрес ИФНС по ЛАО г. Омска ответ №712 о невозможности исполнения требования. По данному факту 31.03.2008 ИФНС по ЛАО г. Омска составила акт № 89, согласно которому предлагалось привлечь ОАО АКБ «ИТ Банк» к ответственности по пункту 2 статьи 129.1 НК РФ за несвоевременное сообщение лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса, совершенные повторно в течение календарного года. ОАО АКБ «ИТ Банк» с выводами налогового органа, изложенными в акте от 31.03.2008 № 89 не согласилось, в связи с чем представило в налоговый орган возражения. По результатам рассмотрения материалов проверки ИФНС России по ЛАО г. Омска вынесла решение от 25.04.2008 № 20-34/9936 о привлечении ОАО АКБ «ИТ Банк» к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 5000 руб. за неправомерное несообщение лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса, совершенное повторно в течение календарного года. При этом налоговый орган согласился с позицией ОАО АКБ «ИТ Банк» относительно того, что истребование выписки по расчетным счетам ООО «Промтехснаб» должно осуществляться в соответствии со статьей 86 Налогового кодекса Российской Федерации по запросу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Московской области. Полагая, что решение от 25.04.2008 № 20-34/9936 о привлечении ОАО АКБ «ИТ Банк» к ответственности за совершение налогового правонарушения, не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы ОАО АКБ «ИТ Банк», последнее обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Судом первой инстанции вынесено решение об отказе в удовлетворении требований Банка, которое обосновано тем, что: 1. банки относятся к категории иных лиц (статья 11 НК РФ) и налоговые органы при истребовании документов (информации) в предусмотренном статьей 93.1 Кодекса порядке вправе запрашивать такие документы и информацию. Банк подлежит ответственности по статье 129.1 НК РФ; 2. действующее законодательство позволяет налоговым органам получать доступ к информации, составляющей банковскую тайну, в пределах, необходимых для осуществления налогового контроля; 3. банку не предоставлена возможность контролировать и разрешать вопрос об относимости к предмету проверки собираемых налоговым органом доказательств, так как решение о необходимости истребования тех или иных сведений для проведения налоговой проверки является исключительной прерогативой налоговых органов; 4. материалами дела подтверждается, что в требовании о предоставлении информации не содержится перечень подлежащих представлению документов, однако, в требование имеется ссылка на поручение Межрайонной инспекции ФНС № 19 по Московской области, где указано, какие именно документы подлежат истребованию, за какой период, в отношении какого юридического лица. На этом основании суд пришел к выводу, что формальное несоответствие требования о предоставлении документов (информации) не создало Банку препятствий для неисполнения требования и у Банка не возникло неясности в том, какие документы подлежат представлению. 5. доводы банка о нарушении инспекцией норм, регламентирующих порядок производства по делу о налоговом правонарушении, являются неубедительными. Означенное решение суда первой инстанции обжалуется ОАО АКБ «ИТ Банк» в Восьмой арбитражный апелляционный суд. Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, находит решение подлежащим отмене, апелляционную жалобу – удовлетворению, исходя из следующего. На основании пункта 1 статьи 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию). Согласно пункту 5 названной статьи, лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией). Пунктом 6 статьи 93.1 НК РФ предусмотрено также, что отказ от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 129.1 настоящего Кодекса. Согласно пункту 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 Налогового кодекса РФ, влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб. Пункт 2 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, что влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб. При этом субъекты, которые могут быть привлечены к налоговой ответственности по данной статье, в Налоговом кодексе Российской Федерации не перечислены. В силу статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации к лицам относятся организации и (или) физические лица. В этой же статье отдельно дано понятие банку как самостоятельному субъекту налогового правоотношения, являющемуся коммерческим банком или другой кредитной организацией, имеющей лицензию Центрального банка РФ. Таким образом, законодатель не включил банки в состав понятия «лица», дав им отдельное определение. При этом он вывел за рамки налоговых правонарушений совершаемые банками не в качестве самостоятельных налогоплательщиков или налоговых агентов, а в качестве агентов государства, посредством которых производятся платежи налогов в бюджет, нарушения законодательства о налогах и сборах, выделив их в главу 18. Данный вывод подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 06.12.2001 № 257-О, где указано, что правонарушения, совершаемые банками не в качестве самостоятельных налогоплательщиком или налоговых агентов, а в качестве агентов государства, посредством которых производятся платежи налогов в бюджет, выделены в особые составы правонарушения. Аналогичная позиция сформулирована и в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2008 № 3047 и 24.01.2008 № 33/08. Глава 18 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающая виды нарушений банками своих обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и их ответственность за совершение таких правонарушений, является специальной. Следовательно, банки (в случае, если они не являются налогоплательщиками и налоговыми агентами) могут быть привлечены к ответственности только по соответствующим статьям главы 18 Налогового кодекса Российской Федерации. Указанная обязанность возложена на банк, который в данном случае Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2008 по делу n А70-1165/23-2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|