Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2008 по делу n А75-2825/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/а

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

30 сентября 2008 года

Дело № А75-2825/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2008 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Шиндлер Н.А.

судей Сидоренко О.А., Золотовой Л.А.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Лиопа А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3616/2008) общества с ограниченной ответственностью «Нефтеспецстрой» на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 09.06.2008 по делу № А75-2825/2008 (судья Загоруйко Н.Б.),

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Нефтеспецстрой»

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре

о признании незаконными действий

при участии в судебном заседании представителей:

от общества с ограниченной ответственностью «Нефтеспецстрой» – Анфилофьев А.С. по доверенности от 16.01.2008 № 12 сроком действия до 31.12.2008;

от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре – Жданова С.К. по доверенности от 06.03.2008 № 03-05/1130 сроком до 06.03.2009;

УСТАНОВИЛ:

 

Решением от 09.06.2008 по делу № А75-2825/2008 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа отказал в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Нефтеспецстрой» (далее по тексту – ООО «Нефтеспецстрой», Общество, налогоплательщик) о признании незаконными действий должностного лица налогового органа – заместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее по тексту – Межрайонная ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по ХМАО-Югре, налоговый орган), выразившихся и отказе сторнировать (уменьшить) начисленные пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 686 137 руб. 84 коп., в том числе: по взносам па страховую часть трудовой пенсии в сумме 620 228 руб. 79 коп., по взносам на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 65 909 руб. 05 коп. за период с 21.01.2004 по 02.12.2005, отраженном в письме от 06.03.2008 №04-02-33/1137.

Решение суда первой инстанции мотивировано соответствием действий налогового органа нормам действующего законодательства, отсутствием у него правовых оснований для сторнирования пеней. При этом суд первой инстанции исходил из того, что порядок исчисления пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование заключающийся в том, что пени подлежат уплате только в случае неисполнения в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, в том что, исчисление пеней не ставится в зависимость от того, уплачиваются ли соответствующие авансовые платежи в течение или по итогам отчетного периода, исчисляются ли они на основе налоговой базы, определяемой и соответствии со статьями 53 и 54 Налогового кодекса Российской Федерации и отражающей реальные финансовые результаты деятельности налогоплательщика, был введен согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2007 № 47 «О порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование» только с 3-го квартала 2007 года. Пени же начислены Обществу на задолженность за 2003 год, в связи с чем, новый порядок исчисления пеней к ним не применяется.

Ранее, до июля 2007 года налоговые органы по вопросу начисления пеней за несвоевременную уплату авансовых платежей по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, руководствовались разъяснениями Федеральной налоговой службы России, (письмо от 15.02.2006г. № ГВ-6-05/165@ «О начислении пеней за несвоевременную уплату авансовых платежей по ЕСН и страховым взносам па обязательное пенсионное страхование»), и начисляли пени помесячно.

Также суд указал на то, что лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого им и во исполнение ведомственных документов. Наличие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика. Кроме того, нормативными документами не предусмотрено списание задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

В апелляционной жалобе Общество просит решение суда первой инстанции отменить, в связи с неправильным применением судом норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на следующее: полномочиями по взысканию страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и начисленных за их несвоевременную уплату пеней наделены лишь территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, налоговые органы такими полномочиями не обладают; в рамках отношений по обязательному пенсионному страхованию пени подлежат уплате только в случае неисполнения в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, то есть по итогам каждого отчетного периода – квартала.

Также Общество считает необоснованной ссылку суда первой инстанции на порядок принятия решений о признании безнадежными ко взысканию и списания недоимки и на то, что лицевой счет является формой внутреннего контроля, и его состояние не может нарушать права и законные интересы налогоплательщика. Налогоплательщик полагает, что незаконно начисленную налоговым органом сумму нельзя признать ни недоимкой, ни пеней, поскольку предусмотренных законом обязанности и оснований уплачивать данную сумму, у налогоплательщика не было и нет, эта сумма не является реальной задолженностью перед бюджетом, следовательно, и применять порядок признания ее безнадежной и списывать нельзя. Налоговым органом спорная сумма занесена в лицевые счета Общества как пени, поэтому только тот же налоговый орган, являясь администратором поступлений обязательных платежей в бюджет и уполномоченный вести лицевые счета плательщиков страховых взносов, правомочен внести туда изменения, то есть сторнировать (уменьшить) излишне начисленную сумму.

Кроме того, налогоплательщик считает необоснованным указание в тексте решения суда на отсутствие нарушения его прав, поскольку учет задолженности в Пенсионный фонд Российской Федерации не позволяет получить налогоплательщику справку об отсутствии задолженности.

Налоговый орган в соответствии с представленным суду письменным отзывом на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению. Доводы отзыва повторяют выводы суда первой инстанции.

В дополнении к отзыву налоговый орган ссылается на акты совместной сверки расчетов по налогам и сборам, пеням и штрафам между Обществом и ИФНС РФ по г. Мегиону, которые подписаны без разногласий, что, по мнению налогового органа свидетельствует о согласии Общества с задолженностью по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Представитель налогового органа пояснил, что решение суда первой инстанции считает законным, просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.

Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв (с дополнениями) на нее, установил следующие обстоятельства.

Общество 05.09.2005 предоставило в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре уточненную налоговую декларацию за 2003 год по единому социальному налогу (далее по тексту – ЕСН).

По данным налогового органа (согласно балансу расчетов но состоянию на 01.11.2005) за Обществом образовалась недоимка: по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии в сумме 771 795 руб. 67 коп.; по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть пенсии в сумме 74 597 руб. 33 коп.

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда России в г. Мегионе Ханты-Мансийского автономного округа (далее по тексту – орган Пенсионного фонда) направило в адрес Общества требование от 23.11.2005 № 20 об уплате страховых взносов по состоянию на 11.11.2005, которым предложило Обществу уплатить в срок до 05.12.2005 задолженности по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии в сумме 151 566 руб. 88 коп.; по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть пенсии в размере 8 688 руб. 28 коп.

Данное требование органа Пенсионного фонда было исполнено Обществом платежными поручениями от 02.12.2005 № 981 и № 983.

Расхождение в сумме начисленных пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по данным налогового органа и органа Пенсионного фонда составило: по пени по страховым взносам на страховую часть пенсии – 620 228 руб. 79 коп.; по пени по страховым взносам на накопительную часть пенсии – 65 909 руб. 05 коп.

Данное расхождение обусловлено применением налоговым органом и органом Пенсионного фонда разного порядка для исчисления пеней, а именно: орган Пенсионного фонда начислял пени поквартально (по окончании каждого отчетного периода), налоговый орган – помесячно (на суммы ежемесячных авансовых платежей).

Общество, полагая, что у налогового органа отсутствуют полномочия по начислению пеней, обратилось в налоговый орган с письмом о сторнировании (уменьшении) по карточке лицевого счета указанной задолженности по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Налоговый орган письмом от 06.03.2008 № 04.02-33/1137 разъяснил Обществу порядок ведения КРСБ по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Общество, полагая, что действия налогового органа (должностного лица налогового органа – заместителя начальника Межрайонной ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по ХМАО-Югре), выразившиеся в отказе сторнировать (уменьшить) начисленные пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в указанных выше суммах, отраженном в письме от 06.03.2008 №04-02-33/1137, не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права и законные интересы, обратилось в суд с требованием о признании действий незаконными.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении требований Общества отказано.

Означенное решение обжалуется Обществом в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит решение подлежащим отмене исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее по тексту – Федерального закона № 167-ФЗ) контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. Порядок осуществления контроля регулируется законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (абзац 3 статьи 2 Федерального закона №167-ФЗ). Полномочия налоговых органов по контролю за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование позволяют им в рамках мероприятий налогового контроля принимать соответствующие решения на основании статьей 31, 82, 87 и 101 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговые органы обеспечивают передачу органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также документы, подтверждающие наличие указанной задолженности, в течение двух месяцев со дня выявления указанной задолженности (статья 25 Федерального закона № 167-ФЗ).

В силу пункта 4 статьи 25 Федерального закона № 167-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона либо в судебном порядке.

Таким образом, налоговый орган вправе в рамках осуществляемого им контроля за уплатой страховых взносов выявлять и доначислять суммы неуплаченных страховых взносов, начислять пени за их несвоевременную уплату, и передавать указанную информацию органу Пенсионного фонда.

Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона № 167-ФЗ базой для начисления страховых взносов является налоговая база по единому социальному налогу, установленная главой 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона № 167-ФЗ под расчетным периодом по страховым взносам понимается календарный год. Расчетный период состоит из отчетных периодов, которыми признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года. Ежемесячно страхователь уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчетный период.

В силу статьи 24 Федерального закона № 167-ФЗ уплата сумм авансовых

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2008 по делу n   А70-3578/8-2008. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также