Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2008 по делу n А70-2129/29-2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

30 сентября 2008 года

Дело № А70-2129/29-2008

Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме  30 сентября 2008 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Шиндлер Н.А.

судей Сидоренко О.А., Золотовой Л.А.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Лиопа А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4207/2008) закрытого акционерного общества «Сален» на решение Арбитражного суда Тюменской области от 14.07.2008 по делу № А70-2129/29-2008 (судья Тихомиров В.В.),

по заявлению закрытого акционерного общества «Сален»

к Департаменту земельных ресурсов Администрации города Тюмени

о признании незаконным действия

при участии в судебном заседании представителей:

от закрытого акционерного общества «Сален» – Куклин А.А. по доверенности от 20.06.2008 сроком действия до 20.06.2009;

от Департамента земельных ресурсов Администрации города Тюмени – не явился (извещен надлежащим образом);

УСТАНОВИЛ:

 

Решением от 14.07.2008 по делу № А70-2129/29-2008 Арбитражный суд Тюменской области отказал в удовлетворении требований закрытого акционерного общества «Сален» (далее по тексту – ЗАО «Сален», Общество, налогоплательщик) о признании незаконным действия Департамента земельных ресурсов Администрации города Тюмени (далее по тексту – Департамент), выразившегося в отказе от отнесения земельного участка с кадастровым номером 72:23:04 32 003:0182, принадлежащего ЗАО «Сален», к землям сельскохозяйственного использования (11 градостроительная зона) в период с 01.01.1993 по 18.06.2007.

Решение суда первой инстанции мотивировано тем, что земельный участок изначально в 1992 году был предоставлен для строительства базы по переработке лекарственных трав, из чего невозможно усмотреть, что целью предоставления является выращивание сельскохозяйственных культур, в силу чего в период с 01.01.1993 по 18.06.2007 участок не может относиться к категории земель сельскохозяйственного назначения, а вопросы фактического и целевого использования, находятся за рамками обозначенной возможности и оценки оспариваемого действия Департамента как незаконного. Кроме того, действующим законодательством не предусмотрено возможности изменения целевого назначения земли, перевод ее из одной категории в другую задним числом и распространения этого на прошедший период.

Также суд первой инстанции, отклонив довод Департамента о преюдициальном значении решения Арбитражного суда Тюменской области от 27.04.2006 по делу № А70-16572/29-2005, указал на то, что указанный судебный акт следует учесть как документ, в котором отражен результат оценки правомерности применения налоговым органом ставки земельного налога и соответствующей ему категории земли в обозначенный Обществом период времени. Необходимость такого учета связана с тем, что оспариваемое действие связано не только с отказом в применении иной категории, на которой настаивает Общество, но и с попыткой распространить ее на достаточно обширный период времени в прошлом, изменив тем самым и сложившиеся налоговые правоотношения и обязательства.

В апелляционной жалобе Общество просит решение суда первой инстанции отменить, как необоснованное и не соответствующее закону, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

По мнению Общества, ему изначально был предоставлен земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, который при переводе земель в городскую черту автоматически приобрел статус земель поселения сельскохозяйственного использования.

В связи с указанными обстоятельствами, Общество считает, что оно не обращалось с требованием о переводе земель в другой статус и не намерено его менять. Общество обращалось за исправлением допущенной ошибки в определении действующего, фактического статуса земельного участка, вытекающего из акта землепользования, в силу чего, Общество считает необоснованным вывод суда об отсутствии у Департамента полномочий по изменению категории земель.

Департамент в соответствии с представленным суду письменным отзывом на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению. Департамент ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. Ходатайство судом удовлетворено, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Департамента земельных ресурсов Администрации города Тюмени.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.

Суд апелляционной инстанции заслушав представителя Общества, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела на основании распоряжения Главы администрации Тюменского района от 14.05.1992 № 323 Малому предприятию «Дар» (впоследствии реорганизовавшемуся в ЗАО «Сален») было предоставлено в бессрочное (постоянное) использование земельный участок площадью 2,57 гектаров, расположенный на землях ТЭЦ-2 и Управления магистрального газопровода, для строительства базы по переработке лекарственных трав, что подтверждается Государственным актом «на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей» № ТЮ2-1700033.

В дальнейшем земельный участок был уменьшен на 0,47 га, на основании распоряжений администрации города Тюмени от 03.02.2000 №357, от 15.02.2000 № 1734.

Далее рассматриваемый участок был переведен в черту города Тюмени и отнесен к 5 зоне градостроительной ценности. В материалах дела отсутствуют документы, позволяющие точно определить дату данного перевода. При этом из справки Земельного комитета города Тюмени, датированной 13.07.2000 № 3669, адресованной Обществу, следует, что земельный участок Общества находится в 5 зоне градостроительной ценности.

Таким образом, как минимум с 2000 года земельный участок был переведен в городскую черту.

Письмом от 18.06.2007 № 699 Территориальный отдел по городу Тюмени Управления Роснедвижимости по Тюменской области уведомил Общество о том, что в экономические характеристики его земельного участка, которому был присвоен кадастровый номер 72:23:04 32 003:0182, адрес: г.Тюмень, ул. Широтная, были внесены изменения – земельный участок отнесен в 11 группе видов функционального использования земель – земли сельскохозяйственного использования, что подтверждается кадастровым планом земельного участка от 18.06.2007 № 23/07-5776.

Общество, полагая, что поскольку у него правоустанавливающие документы на землю не менялись, то отнесение земельного участка в землям сельскохозяйственного использования только с 18.06.2007, а не с момента предоставления ему этого земельного участка, является необоснованным, обратилось в Департамент с заявлением о внесении изменения для перерасчета ставки налога с начала действия правоустанавливающих документов Общества на земельный участок.

Департаментом было отказано в перерасчете ставок земельного налога.

Общество, считая действия Департамента, выразившиеся в отказе отнесения земельного участка Общества к землям сельскохозяйственного использования (11 градостроительная зона) в период с 01.01.1993 по 18.06.2007, не соответствующими закону и нарушающими его права и законные интересы, обратилось в суд с требованием о признании этих действий незаконными.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении требований Общества отказано.

Означенное решение обжалуется Обществом в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его изменения или отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.

Статья 56 Земельного кодекса РСФСР, утвержденного ВС РСФСР 25.04.1991 № 1103-1, действовавшего в период предоставления Обществу земельного участка (утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ), определяла, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей.

Согласно статье 83 Земельного кодекса РСФСР землями промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения и иного назначения признаются земли, предоставленные соответствующими Советами народных депутатов в пользование или аренду предприятиям, учреждениям и организациям для осуществления возложенных на них специальных задач.

Как было указано выше Обществу в соответствии с Актом ТЮ2-1700033, на основании распоряжения Главы администрации Тюменского района от 14.05.1992 № 323 был предоставлен земельный участок для строительства базы по переработке лекарственных трав.

Из акта выбора земельного участка от 18.10.1991 следует, что на земельном участке предусматривается строительство цеха по переработке лекарственных трав, сушилки, теплового склада, гаража для транспорта, строительство коттеджей для своих работников. Согласно экспликации земельного участка предусматривалось размещение зданий и сооружений на части земельного участка площадью 0,374 га, размещение посадок на площади 1,044 га, площадь проездов и озеленений составляла 0, 494 га, площадь под жилыми домами – 0,653 га.

Как правильно указал суд первой инстанции, из этого невозможно усмотреть, что целью предоставления являются нужды сельского хозяйства.

Согласно Общесоюзному классификатору «Отрасли народного хозяйства», утвержденному Госкомстатом СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР 01.01.1976, и действовавшему в период предоставления Обществу земельного участка (утратил силу на территории Российской Федерации с 1 января 2003 года), выращивание лекарственных трав не относится к растениеводству и к сельскохозяйственной деятельности. Данный вид деятельности скорее относится к медицинской и химико-фармацевтической промышленности.

Кроме того, из акта выбора от 18.10.1991 следует, что испрашиваемый участок расположен на землях ТЭЦ-2 и Управления магистрального газопровода, что также не свидетельствует о сельскохозяйственном назначении этих земель.

Таким образом, предоставленный в 1992 году Обществу земельный участок не был предоставлен Обществу для нужд сельского хозяйства и не предназначался для этих целей, его назначением являлось строительство базы по переработке лекарственных трав, в силу чего данный земельный участком нельзя было отнести к землям сельскохозяйственного назначения.

В связи с изложенным доводы апелляционной жалобы в этой части судом апелляционной инстанции отклоняются.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Часть 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Указанные земли в силу части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно статье 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей. Строительство вышеназванных объектов на землях сельскохозяйственного назначения не допускается. Аналогичное положение содержится и в части 2 статьи 260 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Части 1, 2 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 18.12.2006 № 232-ФЗ) предусматривают, что землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий.

Порядок использования земель поселений определяется в соответствии с зонированием их территорий. Территория поселения в пределах его административных границ делится на территориальные зоны. Документы зонирования территорий утверждаются и изменяются нормативными правовыми актами местного самоуправления (правилами землепользования и застройки).

Из смысла указанных норм следует, что земельный участок не может одновременно относиться к нескольким категориям, то есть, применительно к рассматриваемому делу если земельный участок отнесен к землям поселений, то он не может относиться к землям сельскохозяйственного назначения.

Как было указано выше, в материалах дела отсутствуют документы, определяющий период, в который спорный земельный участок был переведен в черту города Тюмени, но с 2000 года земельный участок уже находился в черте города Тюмени, в силу чего относился к категории земель поселений.

Часть 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что в состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур;

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2008 по делу n   А70-2292/8-2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также