Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2008 по делу n А75-5264/2007. Отменить решение полностью и принять новый с/а

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

25 сентября 2008 года

                                                       Дело №   А75-5264/2007

Резолютивная часть постановления объявлена  18 сентября 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме  25 сентября 2008 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,

судей  Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем судебного заседания

Радченко Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3244/2008) общества с ограниченной ответственностью «СУРГУТ АЗС СЕРВИС» на решение Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа  от 14.05.2008 по делу №  А75-5264/2007 (судья Кущева Т.П.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «СУРГУТ АЗС СЕРВИС» к Администрации г. Сургута, Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации г. Сургута

о признании действий незаконными

при участии в судебном заседании представителей: 

от общества с ограниченной ответственностью «СУРГУТ АЗС СЕРВИС» - Калашников Э.В. по доверенности от 01.06.2008, действительной 1 год (удостоверение № 328 от 09.12.2002);

от Администрации г. Сургута - не явился, извещены надлежащим образом;

от  Департамента имущественных и земельных отношений Администрации г. Сургута –  Прилипко О.В. по доверенности от 08.02.2008 № 14-882/8 (01), действительной 3 года (паспорт);

УСТАНОВИЛ:

 

Общество с ограниченной ответственностью «СУРГУТ АЗС СЕРВИС» (далее – ООО «СУРГУТ АЗС СЕРВИС», общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа с заявлением к администрации г. Сургута (далее - Администрация) и Департаменту имущественных и земельных отношений администрации г. Сургута (далее - ДИЗО администрации г. Сургута) о признании незаконными действий Администрации и обязании Администрации предоставить Обществу земельный участок для строительства автозаправочной станции по ул. Маяковского в г. Сургуте.

В судебном заседании суда первой инстанции ООО «СУРГУТ АЗС СЕРВИС» в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил требования и просил признать незаконными действия ДИЗО администрации г. Сургута, выразившиеся в отказе в выдаче акта о выборе земельного участка для строительства автозаправочной станции по ул. Маяковского в г. Сургуте, и обязать ДИЗО администрации г. Сургута выдать акт о выборе земельного участка, площадью 0,2 га, расположенного по адресу: г. Сургут, ул. Маяковского, для строительства автозаправочной станции.

От исковых требований к Администрации Общество отказалось, в связи с чем на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу в отношении Администрации судом прекращено.

Решением арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа от 06.11.2007 по делу №  А75-5264/2007 заявленные обществом требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.04.2008 по делу № Ф04-1800/200(2118-А75-31) решение суда первой инстанции отменено и дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа со ссылкой на не исследование судом в совокупности всех обстоятельства дела, а также при необходимости истребовать от сторон доказательства, имеющие отношение к предмету спора, и разрешить спор в соответствии с требованиями арбитражного процессуального законодательства.

При новом рассмотрении дела, 14.05.2008 принятым по делу судебным актом Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа, исследовав в совокупности все обстоятельства дела с учетом указаний Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа, отказал в удовлетворении требований ООО «СУРГУТ АЗС СЕРВИС».

В апелляционной жалобе ООО «СУРГУТ АЗС СЕРВИС» просит решение арбитражного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований со ссылкой на несоответствие выводов, изложенных в решении суда первой инстанции, обстоятельствам дела. По мнению подателя апелляционной жалобы, вывод суда о возможности предоставления спорного участка в аренду только посредством проведения торгов не основан на нормах земельного законодательства, а также не соответствует Порядку подготовки и оформления документов при предоставлении земельных участков, прекращении и переоформлении прав на них на территории города, утвержденному постановлением администрации г. Сургута № 84 от 27.06.2005 (далее - Порядок).

В судебном заседании суда апелляционной представители ООО «СУРГУТ АЗС СЕРВИС» поддержал требования, заявленные в апелляционной жалобе.

ДИЗО администрации г. Сургута отзыв на апелляционную жалобу не представил.

В устном выступлении в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ДИЗО администрации г. Сургута просит оставить решение арбитражного суда без изменения, апелляционную жалобу  – без удовлетворения. 

Администрация г. Сургута, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, отзыв на апелляционную жалобу не представила, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, ходатайств об отложении слушания по делу заявлено не было, в связи с чем суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителя Администрации.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав представителей общества, ДИЗО администрации г. Сургута, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

16.02.2007 ООО «СУРГУТ АЗС СЕРВИС» обратилось в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Сургута и одновременно в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Сургута с заявлением о выборе земельного участка площадью 0,2 га для строительства автозаправочной станции по ул. Маяковского согласно прилагаемой к заявлению схемы (л.д. 7).

Письмом от 18.05.2007 № 14-3377/7(07) Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Сургута отказал заявителю в предоставлении земельного участка по ул. Маяковского со ссылкой на то, что в соответствии с рекомендацией Федеральной антимонопольной службы от 27.07.2005 выделение земельных участков под указанные цели осуществляется исключительно на конкурсной основе.

Не согласившись с полученным отказом, ООО «СУРГУТ АЗС СЕРВИС» обратилось в арбит­ражный суд с требованием о признании отказа незаконным.

14.05.2008 Арбитражным судом Ханты - Мансийского автономного округа  принято обжалуемое решение.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит его подлежащим частичной отмене, исходя из следующего.

По смыслу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания решений и действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно пункту 11 статьи 30 Земельного кодекса предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий).

Следовательно, земельным законодательством предусмотрены два случая, когда земельный участок для строительства в аренду предоставляется без предварительного согласования, то есть на торгах:

- если земельный участок сформирован, но не закреплен за юридическим либо физическим лицом,

- в случае, когда земельный участок предоставляется под размещение объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке, которая включает в себя соответствующую документацию о градостроительном планировании развития территорий (в том числе генеральные планы городских и сельских поселений), а также аналогичную документацию о застройке (в том числе проекты планировки частей территорий городских и сельских поселений), и правилами землепользования и застройки.

В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов  государственного  земельного  кадастра и  документов  землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Порядок рассмотрения документов при предоставлении земельных участков для строительства на территории города Сургута, а также полномочия Департамента при рассмотрении заявления о выборе земельного участка регулируется Порядком подготовки и оформления документов при предоставлении земельных участков, прекращении и переоформлении прав на них на территории города, утвержденным постановлением администрации г. Сургута № 84 от 27.06.2005 (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Порядка предоставление земельных участков в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта производится в случаях отсутствия градостроительной документации и градостроительных регламентов на данную территорию.

Решением Сургутской городской Думы от 28.06.2005 № 475-Ш ГД утверждены Правила землепользования и застройки города Сургута.

В соответствии со статьей 1 Правил землепользования и застройки города Сургута градостроительная документация представляет собой документы территориального планирования, документацию по планировке территории (проект планировки, проект межевания, градостроительный план земельного участка), градостроительный регламент – устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (недвижимого имущества), предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (объектов недвижимости), а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Согласно пункту 3 статьи 6 Правил землепользования и застройки города Сургута градостроительные регламенты содержат в том числе предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов недвижимости.

Частью III «Градостроительные регламенты» статьей 51 Правил землепользования и застройки города Сургута предусмотрено, что предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства устанавливаются в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории.

Таким образом, отсутствие предельных размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства не позволяет признать градостроительный регламент сформированным.

Доказательства наличия указанной документации на спорный земельный участок, а также доказательства сформированности земельного участка, ДИЗО администрации г. Сургута в материалы дела не представлены. Следовательно, доводы ДИЗО администрации г. Сургута о том, что спорный земельный участок подлежит предоставлению без предварительного согласования мест размещения объекта и только на торгах несостоятельны.

Пунктом 4 статьи 4 Порядка предусмотрены только два основания для отказа в выдаче акта о выборе земельного участка, предоставляемого в аренду для строительства: наличие двух и более заявлений на один земельный участок, поступивших в течение семи календарных дней со дня принятия первого заявления, и отрицательное заключение Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Сургута.

В соответствии со статьей 4 Порядка Департамент обеспечивает выбор земельного участка, для чего запрашивает от Департамента архитектуры и градостроительства информацию о наличии градостроительной документации о застройке части территории города, на которой испрашивается земельный участок, ее основных положениях, о территориальной зоне и градостроительных регламентах, о пригодности земельного участка для использования в заявленных целях и т.д. и в течение пятнадцати дней с момента получения всех необходимых документов оформляет акт о выборе земельного участка, который выдается на руки заявителю для проведения процедур согласования.

В случае получения заключения уполномоченного в области архитектуры и градостроительства органа о невозможности размещения объекта, заявителю в семидневный срок направляется мотивированный отказ в выборе земельного участка.

Судом

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2008 по делу n А46-10243/2006. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения ,О восстановлении пропущенного процессуального срока,Отказать в отложении судебного разбирательства (ст.157, 158 АПК)  »
Читайте также