Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2011 по делу n А46-13632/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

11 апреля 2011 года

                                                    Дело №   А46-13632/2010

Резолютивная часть постановления объявлена  05 апреля 2011 года

Постановление изготовлено в полном объеме  11 апреля 2011 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,

судей  Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем судебного заседания Михайловой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1395/2011) открытого акционерного общества «Арматурно-фланцевый завод» на решение Арбитражного суда Омской области от 12.01.2011 по делу № А46-13632/2010 (судья Л.Д. Ухова), принятое по заявлению открытого акционерного общества «Арматурно-фланцевый завод» к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г. Омска о признании незаконными действий по взысканию недоимок по налогам и пеней за счет денежных средств открытого акционерного общества «Арматурно-фланцевый завод», находящихся на счетах в банках, и выставлению инкассовых поручений на сумму 3 495 298 руб. 04 коп. по уплате ЕСН и пеней по решению № 119852 от 27 июля 2010 года, инкассовых поручений не подлежащих исполнению,

при участии в судебном заседании представителей:

            от открытого акционерного общества «Арматурно-фланцевый завод» - Самойленко О.В. (паспорт, по доверенности от 12.01.2011 сроком действия по 31.12.2011);

            от Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г. Омска – Лозицкая А.Ю. (паспорт, по доверенности № 15-56/03256 от 10.03.2011 сроком действия до 31.12.2011),

установил:

 

Открытое акционерное общество «Арматурно-фланцевый завод» (ОГРН 1025501397635, ИНН 5507057596) (далее по тексту - ОАО «АФЗ», общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г. Омска (далее по тексту - ИФНС России по САО г. Омска, инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения инспекции № 119852 от 27.07.2010 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в части взыскания 3 495 298 руб. 04 коп.; признании незаконными действий ИФНС России по САО г. Омска по взысканию недоимок по налогам и пеней за счет денежных средств ОАО «АФЗ», находящихся на счетах в банках, и выставлению инкассовых поручений на сумму 3 495 298 руб. 04 коп. по уплате ЕСН и пеней по решению № 119852 от 27.07.2010, а инкассовые поручения №№ 148352, 148353, 148354, 148355, 148356, 148357, 148358, 148359, 148360, 148361, 148362, 148363 признать не подлежащими исполнению (с учетом уточнения требований заявителем).

Решением по делу арбитражный суд отказал в удовлетворении заявленных ОАО «АФЗ» требований в полном объеме. Кроме того, суд отменил обеспечительные меры в виде приостановления взыскания по инкассовым поручениям по решению ИФНС России по САО г. Омска от 27.07.2010 № 119852 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, принятые на основании определения Арбитражного суда Омской области от 17.11.2010.

В обоснование принятого решения суд указал, что ОАО «АФЗ» не представлено суду доказательств, подтверждающих нарушение налоговым органом его прав как налогоплательщика при осуществлении действий по взысканию налогов, штрафов, пеней за счет денежных средств ОАО «АФЗ» на счетах в банках по инкассовым поручениям по решению ИФНС России по САО г. Омска № 119852 от 27.07.2010. Указанная обязанность по уплате доначисленных сумм налогов, пеней, штрафов установлена решением по выездной проверке № 03-21/05215 ДСП от 30.04.2010, оставленным без изменения вышестоящим налоговым органом. Указанные акты налогового органа, принятые по результатам выездной налоговой проверки и положенные в основу оспариваемого заявителем решения ИФНС России по САО г. Омска № 119852 от 27.07.2010, не признаны недействительными в установленном законом порядке. В этой связи арбитражный суд пришел к выводу, что не может быть признано нарушением прав ОАО «АФЗ» взыскание с него налога по правилам статей 45, 46 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку указанное является принудительным исполнением налогового обязательства, имевшее место по истечении срока, установленного в требовании № 6076 от 24.07.2010.

Не согласившись с принятым решением, ОАО «АФЗ» обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. ОАО «АФЗ» полагает, что в рассматриваемой ситуации основанием для доначисления инспекцией налогов, пеней и штрафов, взысканных на основании оспариваемого решения налогового органа, явилась переквалификация деятельности ОАО «АФЗ» в проверяемом периоде. А изменение статуса и характера деятельности налогоплательщика, по мнению ОАО «АФЗ», исключает бесспорный характер взыскания доначисленных налогов, пеней и штрафов. На основании подпункта 3 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации они могут быть взысканы только в судебном порядке. Налоговый орган не имел права взыскивать с общества в бесспорном порядке суммы налогов, пени и штрафов до проведения судебного контроля за законностью произведенных доначислений в результате изменения юридической квалификации сделок, характера деятельности, так как суд в этом случае определяет объем прав и обязанностей налогоплательщика, исходя из подлинного экономического содержания экономической операции.

В представленном до начала судебного заседания отзыве ИФНС России по САО г. Омска просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу ОАО «АФЗ» – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ОАО «АФЗ» поддержал требования апелляционной жалобы, представитель ИФНС России по САО г. Омска заявленные требования отклонил по основаниям, изложенным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле и присутствовавших в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

В период с 07.04.2009 по 28.01.2010 ИФНС России по САО г. Омска была проведена выездная налоговая проверка ОАО «Арматурно-фланцевый завод» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты всех налогов и сборов, а также страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2007 по 31.13.2008, налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2008 по 31.03.2009, по результатам которой составлен акт № 03-21/01845 ДСП от 24.02.2010 и принято решение о привлечении ООО «АФЗ» к ответственности за совершение налогового правонарушения от 30.03.2010 № 03-21/05215 ДСП, копия которого с приложениями №№ 5, 7, 23, 24, 25, 26, 27 на 22 листах приобщена к материалам дела.

В соответствии с актом выездной налоговой проверки № 03-21/01845 от 24.02.2010 налоговым органом в ходе проверки выявлены следующие нарушения: факты получения обществом необоснованной налоговой выгоды путем уменьшения налогооблагаемой базы по единому социальному налогу и ОПС на сумму выплаченной ООО «Центркомплект» физическим лицам заработной платы за 2007 год в сумме 5 048 627 руб., за 2008 год - в сумме 5 069 438 руб.; факты неполной уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 1 416 529 руб., в том числе: за 2007 год на сумму 706 808 руб., за 2008 год на сумму 709 721 руб.; случаи несвоевременного перечисления в бюджет сумм удержанного налога на доходы с физических лиц.

По результатам проверки с ОАО «АФЗ» предложено взыскать неполностью уплаченный единый социальный налог в сумме 2 630 698 руб., в том числе, за 2007 год - 1312 644 руб., за 2008 год - 1 318 054 руб.; неправомерно неперечисленные удержанные суммы налога на доходы физических лиц в размере 114 736 руб.; сумму пени за несвоевременную уплату единого социального налога, налога на доходы физических лиц в бюджет за период с 01.01.2008 года по 31.03.2009 в соответствии со ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации.

Кроме того, инспекцией приняты решения: об обязании общества представить  в Управление ПФ РФ  по САО г.  Омска уточненные данные по персонифицированному учету доходов за 2007, 2008 годы; о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации,   за   неполную   уплату   налогов   в   результате   занижения налогооблагаемой     базы  и  неправильного  исчисления  в  виде  взыскания  штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы единого социального налога в сумме 242 834 руб.; предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, за неправомерное неперечисление сумм налога на доходы физических лиц, удержанных и неперечисленных налоговым агентом, в виде взыскания штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога, а именно: 22 947 руб.; за непредставление запрашиваемых документов в установленный срок, в виде взыскания штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ в сумме 150 руб.

Помимо этого, налогоплательщику начислены пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в сумме 14 833 руб.; за неуплату ЕСН из расчета на 15.04.2009 в Федеральный бюджет, ФСС, ФФОМС, ТФОМС 454 796,03 руб., 75 152,66 руб., 32 576,06 руб., 59 341,29 руб. соответственно; обществу предложено уплатить недоимку в виде не полностью уплаченного единого социального налога   в сумме 2 630 698 руб., в том числе, за 2007 год - 1 312 644 руб., за 2008 год - 1 318 054 руб.

В решении № 03-21/05215 ДСП от 30.04.2010, принятом по результатам выездной налоговой проверки, также указано на бесспорное взыскание в порядке, предусмотренном статьями 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации, указанных в решении сумм налога, пени и налоговых санкций по НДФЛ, ЕСН в случае их неуплаты налогоплательщиком.

Решением от 16.06.2010 № 16-17/08172, принятым УФНС России по Омской области по апелляционной жалобе ОАО «АФЗ», означенное решение налогового органа оставлено без изменения.

Поскольку решение № 03-21/05215 ДСП от 30.04.2010 ОАО «АФЗ» самостоятельно не исполнило, инспекция направила обществу требование № 6076 по состоянию на 24.06.2010 об уплате в срок до 12.07.2010 доначисленных сумм налогов и пеней. Настоящее требование было получено обществом 07.07.2010 (вх. № 313).

Поскольку в срок, установленный в требовании, задолженность перед бюджетом погашена не была, налоговым органом в порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации принято решение № 119852 от 27.07.2010 о взыскании недоимок по налогам и пеней за счет денежных средств налогоплательщика, находящихся на счетах в банках, и выставлены инкассовые поручения №№ 148352, 148353, 148354, 148355, 148356, 148357, 148358, 148359, 148360, 148361, 148362, 148363 на сумму 3 495 296 руб. 04 коп. по уплате ЕСН и пеней по нему.

Полагая, что решение инспекции № 119852 от 27.07.2010 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в части взыскания 3 495 298 руб. 04 коп. является незаконным, равно как и действия налогового органа по выставлению инкассовых поручений на сумму 3 495 298 руб. 04 коп. во исполнение указанного решения, ОАО «АФЗ» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением (с учетом уточнения требований заявителем).

12.01.2011 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое решение.

Означенное решение обжалуется ОАО «АФЗ» в апелляционном порядке.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности

Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:

оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из материалов дела, оспариваемое ОАО «АФЗ» решение № 119852 от 27.07.2010 вынесено налоговым органом в связи с неисполнением налогоплательщиком в установленный срок требования № 6076 от 24.06.2010 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, которое, в свою очередь, направлено налогоплательщику

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2011 по делу n А70-11625/2010. Изменить решение  »
Читайте также