Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2011 по делу n А75-9273/2010. Отменить решение полностью и принять новый с/а

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

30 марта 2011 года

                                                 Дело №   А75-9273/2010

Резолютивная часть постановления объявлена  24 марта 2011 года

Постановление изготовлено в полном объеме  30 марта 2011 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,

судей  Кливера Е.П., Ивановой Н.Е.,

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Бондарь И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10897/2010, 08АП-10897/2010) Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12.11.2010 по делу №  А75-9273/2010 (судья Загоруйко Н.Б.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Межрегиональное агентство недвижимости» к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,

при участии в судебном заседании представителей: 

от общества с ограниченной ответственностью «Межрегиональное агентство недвижимости» - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

от Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе  - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

установил:

 

Общество с ограниченной ответственностью «Межрегиональное агентство недвижимости» (далее - ООО «МАН», Общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (далее - РО ФСФР России в УрФО, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления №62-10-516/пн от 01.09.2010, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 руб.

Решением от 12.11.2010 по делу №  А75-9273/2010т Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры  удовлетворил требования Общества.

При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что Жилищный накопительный кооператив «Молодежно – жилищный комплекс «Мегион» (далее – Кооператив, ЖНК «МЖК «Мегион») и его исполнительный орган - ООО «МАН» являются разными юридическими лицами, и поскольку предписание исх. № 62-10-СФ-05/6606 от 01.06.2010 адресовано Кооперативу, а протокол о привлечении к административной ответственности составлен в отношении Общества, из которого следует, что административное правонарушение допущено Кооперативом, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения Общества к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В апелляционной жалобе административный орган, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества.

В обоснование требований апелляционной жалобы РО ФСФР России в УрФО указывает на то, что в рассматриваемом случае не имеет правового значения факт того, что Кооператив и Общество являются разными юридическими лицами, поскольку административным органом была установлена вина конкретного должностного лица - —единоличного исполнительного органа, функции которого могло исполнять  как физическое лицо, так и юридическое лицо, в данном случае – ООО «МАН». Так как вопросы руководства текущей деятельностью организации, в том числе и контроль за соблюдением  норм  действующего законодательства, относятся к компетенции исполнительного органа, функции которого в Кооперативе исполняло ООО «МАН», следовательно, только Общество как исполнительный орган Кооператива (должностное лицо, ответственное за руководство текущей деятельностью) могло и должно было организовать принятие мер, направленных на исполнение выданного Кооперативу предписания исх. № 62-10-СФ-05/6606 от 01.06.2010. При этом Обществу было известно о выданном Кооперативу предписании.

ООО «МАН» письменного отзыва на апелляционную жалобу не представило.

РО ФСФР России в УрФО, ООО «МАН», надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие указанных лиц.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.

ООО «МАН» (управляющая организация) и ЖНК «МЖК «Мегион» (управляемая организация) заключили договор от 29.12.2006 о передачи полномочий единоличного исполнительного органа - ЖНК «МЖК «Мегион» управляющей организации - ООО «МАН», согласно которому управляемая организация поручает, а управляющая организация принимает и осуществляет  закрепленные Уставом Кооператива, иными его внутренними документами и действующим законодательством РФ полномочия единоличного исполнительного органа Кооператива в порядке и на условиях данного договора.

Разделом 3 договора определены права и обязанности в том числе и управляющей организации. В частности, пунктом 3.1 договора установлено, что управляющая организация осуществляет оперативное руководство деятельностью Кооператива; обеспечивает законность деятельности Кооператива, в том числе соблюдение ограничений и нормативов, установленных законодательством; представляет интересы Кооператива в отношениях: с физическими (в первую очередь - пайщиками) и юридическими лицами, а также организациями, не имеющими такого статуса; с государствами (в первую очередь – Российской Федерацией) в лице уполномоченных органов; муниципальными образованиями (в первую очередь город Мегион) в лице уполномоченных органов; организует ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности Кооператива; исполняет другие функции, необходимые для достижения целей деятельности Кооператива и обеспечения его анормальной работы в соответствии с действующим законодательством и его Уставом, за исключением функций, закрепленных Уставом Кооператива за другими органами управления (л.д.51-52).

05.02.2007 Кооператив и Общество подписали дополнительное соглашение № 1  к договору о передаче полномочий единоличного исполнительного органа  управляющей организации от 29.12.2006, которое является неотъемлемой его частью (л.д.53).

В ходе осуществлении проверки ежеквартальных отчетов за 4 квартал 2009 года и 1 квартал 2010 года, представленных Кооперативом в РО ФСФР России в УрФО, последним вынесено предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 01.06.2010 исх. №62-10-СФ-05/6606 за подписью руководителя С.В. Фурдуй (л.д. 9, 25,54).

01.06.2010 РО ФСФР России в УрФО направило в адрес Кооператива предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации исх. №62-10-СФ-05/6606, согласно которому Кооперативу  было предписано:

1. Устранить нарушения требований законодательства РФ, а именно:

1.1. представить в РО ФСФР России в УрФО отчет об изменениях капитала (форма №3), отчет о движении денежных средств (форма № 4), приложение к бухгалтерскому балансу  (форма № 5), а в случае не составления Кооперативом указанных форм - отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6), входящих в состав годовой бухгалтерской отчетности за 2009 год на бумажном и магнитном носителях к ежеквартальному отчету за квартал 2009 года, в соответствии с требованиями п.3 Порядка;

1.2. представить в РО ФСФР России в УрФО Формы 3 «Сведения о финансовой устойчивости деятельности жилищного накопительного кооператива (приложение 3 к Порядку и Формы 4 «Сведения о нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности жилищного накопительного кооператива» (приложение 4 к Порядку) к ежеквартальным отчетам за 4 квартал 2009 года и за 1 квартал 2010 года, в соответствии с п. 2, 9 Порядка требований Форм, установленных данным Порядком;

1.3. представить в РО ФСФР России в УрФО расчет нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности Кооператива (приложение к Форме 4 «Сведения о финансовой устойчивости деятельности жилищного накопительного кооператива» (приложение -Порядку)), в соответствии с п. 10 Порядка;

1.4. привести величину норматива текущей обеспеченности обязательств кооператива, в  соответствие с требованиями Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 46 « О нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности жилищных накопительных  кооперативов».

2. Представить в РО ФСФР России в УрФО:

2.1. информацию о причинах нарушения соблюдения нормативов оценки финансовой устойчивости, а именно норматива текущей обеспеченности обязательств кооператива;

2.2 расчет норматива текущей обеспеченности обязательств кооператива на дату исполнения настоящего Предписания.

Предписание получено Кооперативом 07.06.11, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении (л.д. 26,55). Данное предписание необходимо было исполнить до 07.07.2010 включительно.

При проведении мероприятий по контролю за исполнением предписания от 01.06.2010 исх. №62-10-СФ-05/6606 административным органом выявлено:

27.07.2010 в РО ФСФР России в УрФО во исполнение Предписания поступили документы от Кооператива, направленные почтой 20.07.2010, исх. сопроводительного  письма от 01.07.2010 № 363/2, при рассмотрении которых установлено, что Кооператив представил лишь часть испрашиваемых в Предписании от 01.06.2010 исх. №62-10-СФ-05/6606 документов.

Сопроводительное письмо от 01.07.2010 № 363/2 к документам Кооператива подписано Куприянчук О.В., действующим по доверенности управляющей организации ООО «МАН» (л.д. 21).

РО ФСФР России в УрФО в связи с наличием данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, управляющей организации Кооператива ООО «МАН» было направлено уведомление исх. 62-10-05/8576 от 16.07.2010 о необходимости явиться 17.08.2010 с 09 час. 00 мин до 12 час 00 мин.  на составление протокола.

Уведомление о времени и месте составления протокола было направлено по двум адресам: 628681, ХМАО-Югра, г. Мегион ул. Сутормина, 12, 2 - место нахождения Общества (л.д. 27); 628681, ХМАО – Югра, г. Мегион, ул. Советская, 23 – место нахождения Кооператива (л.д.49), которое было получено Обществом 27.07.2010 (57,58).

17.08.2010 в отношении ООО «МАН» - управляющей организации ЖНК «МЖК «Мегион» составлен протокол об административном правонарушении № 62-10-613/пр-ап в отсутствие законного представителя Общества, надлежащим образом извещенного о данном процессуальном действии.

Копия протокола была направлена ООО «МАН» - управляющей организации ЖНК «МЖК «Мегион» по месту нахождения Общества и месту нахождения Кооператива (62-64).

О рассмотрении материалов административного дела, назначенного на 01.09.2010 на 14 час. 00 мин. ООО «МАН» - управляющая организация ЖНК «МЖК «Мегион» извещена определением от 18.08.2010, направленным по месту нахождения как Общества, так и Кооператива (л.д.65-67).

Постановлением от 01.09.2010 № 62-10-516/ПН ООО «МАН» - управляющая организация ЖНК «МЖК «Мегион» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на Общество наложен штраф в размере 500 000 руб.

Общество, полагая, что данное постановление не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.

Решением суда первой инстанции от 12.11.2010 требование Общества удовлетворено.

Означенное решение обжалуется РО ФСФР России в УрФО в суд апелляционной инстанции.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит его подлежащим отмене, исходя из следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Часть 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

Объектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена данной статьей, выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного контроля (надзора).

Объективной стороной указанного правонарушения является неисполнение в установленный срок законного предписания, вынесенного уполномоченным органом.

Для правильного определения наличия события вменяемого административного правонарушения необходимым условием является законность выданного административным органом предписания.

В соответствии с

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2011 по делу n А46-12488/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также