Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2011 по делу n А75-10282/2010. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

24 марта 2011 года

                                                      Дело №   А75-10282/2010

Резолютивная часть постановления объявлена  17 марта 2011 года

Постановление изготовлено в полном объеме  24 марта 2011 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Сидоренко О.А.,

судей  Золотовой Л.А., Шиндлер Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Моисеенко Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-51/2011) общества с ограниченной ответственностью «Современные технологии» на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.12.2010 по делу № А75-10282/2010 (судья Фёдоров А.Е.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Современные технологии» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, при участии третьего лица: администрации муниципального образования город Нягань о признании незаконным отказа в государственной регистрации,

при участии в судебном заседании представителей: 

от общества с ограниченной ответственностью «Современные технологии» – Орлов А.В. по доверенности от 22.02.2011 сроком действия до 31.12.2011 (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре – Тимакова Т.Н.  по доверенности № 40  от 01.01.2011 сроком действия до 31.12.2011 (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);

от администрации муниципального образования город Нягань – не явился, извещена; 

установил:

 

общество с ограниченной ответственностью «Современные технологии» (далее - ООО «Современные технологии», общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление Росреестра по ХМАО-Югре, заинтересованное лицо) в котором просило:

признать незаконным отказ в государственной регистрации, изложенный в сообщении от 13.09.2010 № 11/014/2010-062:

- регистрация права собственности на торгово-административное здание, расположенное по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нягань, ул. Ленина, №17, помещение № 1;

- регистрация прекращение права на нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Нягань, ул. Ленина, №17, помещение № 1;

Обязать Няганьский отдел Управления Росреестра осуществить регистрацию:

- регистрация права собственности на торгово-административное здание, расположенное по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нягань, ул. Ленина, №17, помещение № 1;

-           регистрация прекращение права на нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Нягань, ул. Ленина, №17, помещение № 1.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.12.2010 по делу № А75-10282/2010 в удовлетворении требований общества отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО «Современные технологии» обжаловало его в порядке апелляционного производства в Восьмом арбитражном апелляционном суде.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.

Общество является собственником нежилого помещения для торгово– административной деятельности общей площадью 1827,9 кв.м., расположенного на 0,1,2,3,4 этаже 5 этажного торгово–административного здания, инв. № 3066-149.

Администрацией города Нягань обществу от 27.12.2007 было выдано разрешение № ru 86306000-97 на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства «Торгово–административное здание», расположенное по адресу: Тюменская область, Ханты–Мансийский автономный округ –  Югра, г. Нягань, ул. Ленина, дом 17. Срок действия разрешения установлен до 29.12.2009.

Постановлением главы администрации города Нягани от 09.12.2008 № 4585 «Об отмене разрешения на строительство от 27.12.2007 № RU 86306000-197» указанное разрешение отменено.

28.07.2010 в Няганьский отдел Управления Росреестра с заявлениями о государственной регистрации права собственности на торгово-административное здание, расположенное по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нягань, ул. Ленина, №17, помещение № 1, о прекращении права собственности на нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Нягань, ул. Ленина, №17, помещение № 1. условный номер 86:04:13600080:017:0001 обратился представитель заявителя.

Для государственной регистрации права обществом представлены следующие документы: заявление от 28.07.2010 вх. № 11/014/2010-62, заявление от 28.07.2010 вх. № 11/014/2010-62, копия доверенности на представителя от 06.08.2009, платежное поручение об уплате госпошлины от 14.07.2010, технический паспорт от 04.12.2008, акт приемки законченного строительством объекта от 14.11.2008, выписка из ЕГРЮЛ, проект от 31.05.2007. разрешение на строительство от 27.12.2007 № RU 86306000-197, распоряжение от 26.12.2007 3 1138-л/с, свидетельство о государственной регистрации права от 27.05.2010.

10.08.2010 государственная регистрация была приостановлена, обществу было предложено в срок до 10.09.2010 представить в регистрирующий орган разрешение на строительство на нежилое помещение и разрешение на ввод в эксплуатацию.

В установленный срок запрашиваемые документы обществом в регистрирующий орган представлены не были.

Сообщением от 13.09.2010 № 11/014/2010-062 регистрирующий орган уведомил общество об отказе в государственной регистрации. Основанием для отказа послужило непредставление заявителем разрешения на строительство на нежилое помещение и разрешения на ввод в эксплуатацию.

ООО «Современные технологии», полагая, что отказ регистрирующего органа является незаконным, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных требований, так как на основании положений статей 1, 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации общество для государственной регистрации должно было представить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Поскольку такое разрешение на государственную регистрацию не было представлено, суд посчитал оспариваемый отказ законным и обоснованным.

В апелляционной жалобе ООО «Современные технологии» просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Позиция заявителя сводится к тому, что для государственной регистрации права собственности (прекращения права) не требуется представление разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, так как в данном случае документом о создании объекта недвижимости служит технический паспорт.

Податель жалобы полагает, что доказательством, подтверждающим его доводы об отсутствии необходимости разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, является письмо Управления архитектуры и градостроительства администрации города Нягани от 25.11.2010 № 458.

Управление Росреестра по ХМАО-Югре представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Считает, что технический паспорт представляет собой лишь техническое описание объекта недвижимости и не свидетельствует о его соответствии градостроительным нормам и нормам безопасности. В данном случае документом, подтверждающим факт создания и реконструкции объекта недвижимости может являться лишь разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (статья 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации), так как для регистрации права собственности на объект недвижимости необходимо подтверждение в соответствии с разрешением на строительство соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.

Администрация города Нягани, привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, представила отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.

Судебное заседание апелляционного суда проведено при участии представителя общества, поддержавшего доводы жалобы, представителя Управления Росреестра по ХМАО-Югре, поддержавшего возражения отзыва на апелляционную жалобу. Администрация города Нягани, надлежащим образом уведомленная о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечила, ходатайства об отложении не заявила, что по смыслу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для проведения судебного заседания.

Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав (пункт 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Пунктом 2 статьи 16, пункта 1 статьи 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение прав.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.

Согласно пункту 7 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества, утвержденных Приказом Федеральной регистрационной службы от 08.06.2007 № 113, документом, удостоверяющим выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструируемого, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (часть 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Как видно из материалов дела, заявителю в государственной регистрации недвижимого имущества было отказано именно в связи с отсутствием разрешения на ввод реконструированного объекта в эксплуатацию.

По мнению общества, данный документ не требуется для проведения государственной регистрации.

Позиция общества является несостоятельной.

В соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.

Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (часть 2 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ).

К заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию прилагается в том числе разрешение на строительство (пункт 3 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ).

Таким образом, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается в отношении таких объектов недвижимости, которые были построены (реконструированы, отремонтированы) на основании выданного разрешения на строительство.

В силу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Исключение составляют случаи, предусмотренные частью 17 статьи 51 Кодекса, а именно:

1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;

2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);

3)

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2011 по делу n А46-14553/2010. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также