Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2011 по делу n А46-12199/2010. Отменить решение полностью и принять новый с/а

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

24 марта 2011 года

Дело № А46-12199/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2011 года

Постановление изготовлено в полном объеме 24 марта 2011 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Шиндлер Н.А.

судей Сидоренко О.А., Золотовой Л.А.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Моисеенко Н.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационные номера 08АП-978/2011, 08АП-980/2011) открытого акционерного общества «Завод сборного железобетона № 7 – Трест 4», общества с ограниченной ответственностью «Стройиндустрия» на решение Арбитражного суда Омской области от 23.12.2010 по делу № А46-12199/2010 (судья Пермяков В.В.),

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Стройиндустрия» (ОГРН 1095543023916), открытого акционерного общества «Завод сборного железобетона № 7 – Трест 4» (ИНН 5503051586)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области

3-и лица: Управление внутренних дел по Омской области, закрытое акционерное общество «Строительно-монтажная компания», Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области

о признании незаконным отказа в государственной регистрации права и обязании устранить нарушения

при участии в судебном заседании представителей:

от общества с ограниченной ответственностью «Стройиндустрия» – Черенкова С.Г. по доверенности от 01.09.2010 сроком действия 1 год;

от открытого акционерного общества «Завод сборного железобетона № 7 – Трест 4» – Мацелевич Я.В. по доверенности от 13.07.2010  сроком действия 3 года;

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области – Зинякова А.С. по доверенности от 30.12.2010 № 258 сроком действия до 31.12.2011;

от Управления внутренних дел по Омской области – Половникова О.И. (удостоверение ОМС № 045543 действительно до 13.10.2013) по доверенности от 10.01.2011 № 1/4  сроком действия до 31.12.2011;

от закрытого акционерного общества «Строительно-монтажная компания» – не явился (о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом);

от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области – не явился (о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом);

установил:

решением от 23.12.2010 по делу № А46-12199/2010 Арбитражный суд Омской области отказал в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Стройиндустрия» (далее по тексту – ООО «Стройиндустрия», заявитель), открытого акционерного общества «Завод сборного железобетона № 7 – Трест 4» (далее по тексту – ОАО «ЗСЖБ №7 – Трест 4», заявитель) о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее по тексту – Управление Росреестра по Омской области, заинтересованное лицо) в государственной регистрации права общей долевой собственности ОАО «ЗСЖБ №7 – Трест 4» и ООО «Стройиндустрия» на объект недвижимого имущества: нежилое помещение № 3П, общая площадь 351,5 кв.м, этаж 10, литера А, инвентарный номер 52:401:002:000040520:0100:20003, по адресу: город Омск, улица Учебная, дом 79; об обязании Управления Росреестра по Омской области произвести государственную регистрацию права общей долевой собственности на объект недвижимого имущества: нежилое помещение № 3П, общая площадь 351,5 кв.м, этаж 10, литера А, инвентарный номер 52:401:002:000040520:0100:20003, по адресу: город Омск, улица Учебная, дом 79.

ООО «Стройиндустрия» и ОАО «ЗСЖБ № 7 – Трест 4», не согласившись с решением суда, обратились с апелляционными жалобами в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.

06.03.2006 между УВД по Омской области и ОАО «ЗСЖБ № 7 – Трест 4» заключен договор инвестирования строительства 9-ти этажного административного здания (с двухуровневой автостоянкой) по адресу: город Омск, улица Учебная, дом 79.

06.03.2007 между ОАО «ЗСЖБ № 7 – Трест 4» и ЗАО «Строительно-монтажный трест № 4» (в настоящее время – ЗАО «Строительно-монтажная компания») заключен договор участия в инвестировании строительства административно-офисного здания по строительному адресу: город Омск, улица Учебная, дом 79.

Распоряжением Главного управления по земельным ресурсам Омской области 02.10.2007 № 2973-р земельный участок площадью 1979 кв.м, кадастровый номер 55:36:09 01 08:3059 предоставлен УВД по Омской области в постоянное (бессрочное) пользование для строительства административного здания.

16.10.2010 департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска выдано разрешение № 55-318 на строительство административного здания на указанном выше земельном участке.

21.12.2009 между ЗАО «Строительно-монтажный трест № 4» (в настоящее время ЗАО «Строительно-монтажная компания») заключен договор соинвестирования строительства административно-офисного здания по строительному адресу: город Омск, улица Учебная, дом 79.

28.12.2009 департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № 55-713 – административное здание по улице Учебная, дом 79.

Распоряжением департамента строительства Администрации города Омска от 28.12.2009 № 263-рв разрешен ввод в эксплуатацию законченного строительством административного здания, расположенного по адресу: улица Учебная, дом 79.

01.02.2010 УВД по Омской области по акту приема-передачи нежилого помещения передало в общую долевую собственность ОАО «ЗСЖБ № 7 – Трест 4» и ООО «Стройиндустрия» нежилое помещение № 3П, расположенное на 10 этаже в здании по улице Учебная, дом 79, общей проектной площадью 351,5 кв.м.

15.03.2010 ОАО «ЗСЖБ № 7 – Трест 4» и ООО «Стройиндустрия» обратились в Управление Росреестра по Омской области с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности на указанный выше объект недвижимости.

Письмом от 06.08.2010 № 01/066/2010-901 Управление Росреестра по Омской области отказало в государственной регистрации названного выше объекта недвижимости, указав в обоснование отказа, что к заключенному договору инвестирования от 06.03.2006 подлежат применению положения постановления Правительства Российской Федерации от 10.08.2007 № 505 «О порядке принятия федеральными органами исполнительной власти решений о даче согласия на заключение сделок по привлечению инвестиций в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества», в соответствии с которым согласование заключения инвестиционного договора осуществляется Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом; инвестиционный договор заключается на основании результатов аукциона, проводимого в соответствии с утверждаемым порядком организации и проведения аукционов на право заключения инвестиционных договоров в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества. Заявителями для регистрации права собственности не представлены документы, подтверждающие соблюдение указанного порядка (согласование отраслевого федерального органа исполнительной власти и Росимущества, проведение аукциона) не представлено; договор инвестирования, заключенный с нарушением указанного порядка в силу пункта 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является ничтожным.

ОАО «ЗСЖБ № 7 – Трест 4» и ООО «Стройиндустрия», полагая, что отказ в государственной регистрации права общей долевой собственности не соответствует законодательству и нарушает их права и законные интересы, обратились в Арбитражный суд Омской области с требованием о признании отказа незаконным и обязании зарегистрировать право долевой собственности.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции поддержал позицию Управления Росреестра по Омской области о несоблюдении требований Постановления Правительства РФ от 10.08.2007 № 505 о необходимости согласования с Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом заключения инвестиционного договора. При этом, суд исходил из того, что дополнительные соглашения к договору инвестирования от 06.03.2006 были подписаны 12.12.2009, то есть после принятия указанного Постановления Правительства, в связи с чем дополнительные соглашения подлежали согласованию с Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом.

Также суд пришел к выводу о том, что на момент подписания договора инвестирования от 06.03.2006 сторонами не было согласовано такое существенное условие договора как размер инвестиционных вложений.

В апелляционных жалобах заявители просят отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением судом норм материального права (неправильным истолкование закона) и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

ОАО «ЗСЖБ № 7 – Трест 4» и ООО «Стройиндустрия» в обоснование своих жалоб ссылаются на то, что условие о размере инвестиций не является существенным условием инвестиционного договора. Существенным условием такого договора является предмет (вложение инвестиций в строительство административного здания), источник финансирования. Данные условия в договоре сторонами были согласованы, определен объект инвестирования, источник и порядок финансирования строительства. Кроме того, размер инвестиционных вложений на дату заключения договора инвестирования сторонами не мог быть согласован, в силу того, что стоимость будущих затрат на этот момент нельзя определить.

Также заявители считают, что поскольку предусмотренная Постановлением Правительства РФ от 10.08.2007 № 505 обязанность согласования заключения инвестиционного договора относится именно к заключению договора, а договор инвестирования был заключен до принятия этого постановления, и, соответственно, не подлежал согласованию, то и дополнительные соглашения к договору, заключаемые согласно пункту 1 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации в той же форме, что и договор, не подлежали согласованию.

Кроме того, ОАО «ЗСЖБ №7 – Трест 4» указывает на то, что дополнительные соглашения к инвестиционному договору были направлены на согласование в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом РФ, однако до настоящего времени ответ не получен.

ООО «Стройиндустрия» полагает, что Постановление Правительства РФ от 10.08.2007 № 505 не применяется и в силу того, что исходя из его буквального толкования, если федеральные земельные участки, вовлекаемые в инвестиционный проект, предоставлены непосредственно федеральным органам государственной власти (а Управление внутренних дел по Омской области является территориальным органом Министерства внутренних дела РФ – федерального органа исполнительной власти), то Постановление на такие правоотношения не распространяется.

Управление внутренних дел по Омской области (далее по тексту – УВД по Омской области) в отзыве на апелляционные жалобы поддерживает их доводы, считает, что договор инвестирования от 06.03.2006 не подлежал согласованию в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 10.08.2007 № 505; в отношении дополнительных соглашений к инвестиционному договору порядок согласования законодательством Российской Федерации вообще не установлен; просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований ЗАО «ЗСЖБ № 7 – Трест 4» и ООО «Стройиндустрия».

Управление Росреестра по Омской области и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области (далее по тексту – ТУ Росимущества по Омской области) в соответствии с представленными суду отзывами на апелляционные жалобы считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению.

Управление Росреестра по Омской области и ТУ Росимущества по Омской области поддерживают выводы суда о необходимости согласования договора инвестирования от 06.03.2006 с учетом имеющихся дополнительных соглашений от 12.12.2009, поскольку до момента заключения дополнительных соглашений инвестиционный договор являлся незаключенным.

Закрытое акционерное общество «Строительно-монтажная компания» (далее по тексту – ЗАО «Строительно-монтажная компания) отзыв на апелляционную жалобу не представило.

ТУ Росимущества по Омской области и ЗАО «Строительно-монтажная компания», извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. Апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В заседании суда апелляционной инстанции представители заявителей поддержали доводы апелляционных жалобу, представитель УВД по Омской области поддержал доводы апелляционных жалобы, просили отменить решение суда первой инстанции.

Представитель Управления Росреестра по Омской области поддержал возражения, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил отказать в ее удовлетворении, решение суда – оставить без изменения.

Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей заявителей, Управления Росреестра по Омской области, УВД по Омской области, изучив апелляционные жалобы, отзывы, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит его подлежащим отмене исходя из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В силу статей 2, 16, 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее по тексту – Федеральный закон № 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2011 по делу n А70-10885/2010. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также