Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2011 по делу n А75-8198/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

21 марта 2011 года

Дело № А75-8198/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2011 года

Постановление изготовлено в полном объеме  21 марта 2011 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Шиндлер Н.А.

судей Сидоренко О.А., Золотовой Л.А.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бондарь И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-900/2011) закрытого акционерного общества «Управление механизации строительства» на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24.12.2010 по делу № А75-8198/2010 (судья Кущева Т.П.),

по заявлению закрытого акционерного общества «Управление механизации строительства»

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре

о признании незаконным отказа от 09.08.2010 № 02/032/2010-095,02/2-67 в государственной регистрации права собственности

при участии в судебном заседании представителей:

от закрытого акционерного общества «Управление механизации строительства» – Евсеева С.А. по доверенности от 01.10.2010 сроком действия 1 год;

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре – Тимакова Т.Н. по доверенности от 01.01.2011 № 40 сроком действия до 31.12.2011;

установил:

решением от 24.12.2010 по делу № А75-8198/2010 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры отказал в удовлетворении требований закрытого акционерного общества «Управление механизации строительства» (далее по тексту – ЗАО «УМС», Общество, заявитель) о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее по тексту – Управление Росреестра по ХМАО-Югре, Управление, рагистрирующий орган, заинтересованное лицо) от 09.08.2010 № 02/032/2010-095,02/2-67 в государственной регистрации права собственности на склад № 1 (блок горячих цехов) площадью 362,9 кв.м, расположенный по адресу: г. Нижневартовск, западный промышленный узел, панель 10, улица 9П, № 8, строение 5, и обязании регистрирующего органа произвести государственную регистрацию права собственности на данный объект.

ООО «УМС», не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.

09.08.1990 между Трестом «Нижневартовскспецстрой» и Управлением механизированного строительства – 84 был заключен договор аренды, согласно которому арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду имущество согласно Перечню арендованного имущества (в том числе блок горячих цехов) на общую сумму 4 698 686 руб. (т. 1 л.д.15-20).

На основании Приказа Комитета по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа от 15.10.1992 № 141, между Комитетом и арендным предприятием «Управление механизированного строительства 84» был заключен договор купли-продажи основных и оборотных средств арендного предприятия от 15.10.1992, в соответствии с которым в собственность был передан блок горячих цехов.

Пунктом 2 указанного приказа предусмотрено выдать свидетельство о собственности после оплаты стоимости основных и оборотных средств в сумме 9 413 000 рублей (т. 1 л.д.21).

16.11.1992 арендному предприятию «Управление механизации строительства – 84» выдано  свидетельство № 27 на право собственности (т. 1 л.д. 114).

Открытое акционерное общество «Управление механизации строительства – 84» 22.01.2002 обратилось в регистрирующий орган о регистрации права собственности. В регистрации было отказано, так как объект, право на который заявлено, в акте оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 не указан, объект не вошел в уставной капитал общества (т. 1 л.д. 132-133).

Между открытым акционерным обществом «Управление механизации строительства – 84» (продавец) и ЗАО «Управление механизации строительства» (покупатель) заключен договор купли-продажи недвижимого имущества от 15.03.2004 № 13 (т. 1 л.д. 10-11), согласно пункту 2 которого продавец продает, а покупатель покупает нежилое здание Склад № 1 (Блок горячих цехов), Лит.Ж, площадью 362,9 кв.м, по адресу: г.Нижневартовск, западный промышленный узел, панель 10, улица 9П, № 8, строение 5.

В пункте 3 договора указано, что отчуждаемый склад № 1 принадлежит ОАО «УМС-84» на праве собственности на основании договора купли-продажи основных и оборотных средств арендного предприятия от 15.10.1992.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 26.12.2005 продавец – ОАО «УМС-84» признано несостоятельным (банкротом), в его отношении открыто конкурсное производство, которое завершено 28.01.2008 и 18.02.2008 ОАО «УМС-84» исключено из Единого государственного реестра юридических лиц.

09.06.2010 ЗАО «УМС» обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности на склад № 1 (блок горячих цехов) площадью 362,9 кв.м, расположенный по адресу: г. Нижневартовск, Западный промышленный узел, панель 10, улица 9П, № 8, строение 5 (т. 1 л.д. 90), и в качестве правоустанавливающих документов представлен договор купли-продажи недвижимого имущества от 15.03.2004 № 13.

Управление сообщением от 09.08.2010 № 02/032/2010-095,02/2067 (т. 1 л.д. 107-108) отказало в регистрации права собственности на указанный объект, указав на следующее: отсутствие в Едином государственном реестре прав записи о регистрации ранее возникшего права, непредставление заявления и иных необходимых документов на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества; на государственную регистрацию перехода права собственности заявление подано только одной стороной, что не соответствует требованиям закона.

Общество, полагая, что отказ в государственной регистрации не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании отказа незаконным.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Обществом не представлено достаточных доказательств, подтверждающих право собственности продавца на спорное имущество (склад № 1), в силу чего Управление Росреестра по ХМАО-Югре правомерно отказало в государственной регистрации права собственности ООО «УМС» на этот объект.

В апелляционной жалобе ООО «УМС» просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование жалобы Общество ссылается на позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении Президиума от 12.01.2010 по делу № 10885/09 и пункте 62 постановления Пленума от 29.04.2010 № 22, согласно которой, если право собственности продавца было ранее зарегистрировано, никем не оспорено, но к моменту подачи заявления в регистрирующий орган продавец ликвидирован, то право собственности должно быть зарегистрировано за покупателем на основании заявления покупателя.

Также податель апелляционной жалобы считает, что имеющиеся в материалах дела документы, в том числе: договор купли-продажи от 15.10.1992, свидетельство на право собственности от 16.11.1992 № 27, технический паспорт от 13.05.2009, подтверждают наличие у продавца – ОАО «УМС-84» права собственности на Склад № 1, проданный по договору от15.03.2004 ЗАО «УМС». Поскольку право собственности ОАО «УМС» на недвижимое имущество возникло до вступления в силу Федерального закона от 21.11.1997 № 122-ФЗ, было зарегистрировано в уполномоченных органах, не оспорено, то оно признается юридически действительной при отсутствии государственной регистрации права в порядке Федерального закона от 21.11.1997 № 122-ФЗ.

Управление Росреестра по ХМАО-Югре в соответствии с представленным суду отзывом на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель ЗАО «УМС» поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции; представитель Управления поддержал возражения, изложенные в отзыве на жалобу, просил отказать в ее удовлетворении, решение суда – оставить без изменения.

Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей Общества и Управления, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее по тексту – Федеральный закон № 122-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.

В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах  Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительной.

При этом, в силу пункта 2 статьи 6 Федерального закона № 122-ФЗ государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.

Государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав (абзац третий пункт 2 статьи 13 Федерального закона № 122-ФЗ).

Таким образом, в силу приведенных норм действующего законодательства государственная регистрация перехода права собственности на объект недвижимого имущества – Склад № 1 за ЗАО «УМС» возможна только при условии наличия государственной регистрации права собственности на этот объект за продавцом – ОАО «УМС-84».

Соответственно, при отсутствии такой регистрации, переход права собственности может быть зарегистрирован после представлении документов и осуществления регистрации права собственности на этот объект за продавцом.

Из материалов дела следует, что Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним не содержит записи о регистрации права собственности ОАО «УМС-84» на объект – склад № 1 (блок горячих цехов) площадью 362,9 кв.м, расположенный по адресу: г. Нижневартовск, Западный промышленный узел, панель 10, улица 9П, № 8, строение 5.

Как поясняет Управление, заявлений о регистрации ранее возникшего права собственности на этот объект за ОАО «УМС-84» не поступало.

Кроме того, представленные ЗАО «УМС» для регистрации перехода права собственности документы не подтверждают наличие у ОАО «УМС-84» права собственности на Склад № 1, его регистрацию в соответствии с нормами ранее действовавшего законодательства.

Согласно стать 8 Закона Российской Федерации от 30.11.1994 «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до введения в действие закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним применяется действующий порядок регистрации недвижимого имущества и сделок с ним.

Инструкцией «О порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР», утвержденной приказом Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 21.02.1968 № 83 было предусмотрено, что бюро технической инвентаризации производят регистрацию строений в целях учета принадлежности строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР.

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 01.11.1997 № 1378 «О мерах по реализации Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в системе государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним является Министерство юстиции Российской Федерации.

До создания в субъектах Российской Федерации учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее именуются - учреждения юстиции по регистрации прав) определить уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по обеспечению соблюдения правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним органами технической инвентаризации и жилищными органами - Государственный комитет Российской Федерации по жилищной и строительной политике, органами по земельным ресурсам и землеустройству - Государственный комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, органами по управлению государственным и муниципальным имуществом - Министерство государственного имущества Российской Федерации.

Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2011 по делу n А75-10011/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также