Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2011 по делу n А70-8168/2010. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

03 февраля 2011 года

                                                      Дело №   А70-8168/2010

Резолютивная часть постановления объявлена  27 января 2011 года

Постановление изготовлено в полном объеме  03 февраля 2011 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,

судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Моисеенко Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10673/2010) Северо-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на решение Арбитражного суда Тюменской области от 11.11.2010 по делу № А70-8168/2010 (судья Коряковцева О.В.), принятое по заявлению закрытого акционерного общества «Завод сварочных электродов «СИБЭС» к Северо-Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании незаконным отказа в принятии Технического отчета о неизменности производственного процесса и подтверждения срока действия лимита на размещение отходов на период с 29.04.2009 по 29.04.2010, изложенного в письме от 16.04.2010 № 2952,

при участии в судебном заседании представителей:

от Северо-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору – не явился, извещен;

от закрытого акционерного общества «Завод сварочных электродов «СИБЭС» – не явился, извещен;

установил:

Закрытое акционерное общество «Завод сварочных электродов «СИБЭС» (далее – ЗАО «Завод сварочных электродов «СИБЭС», заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Северо-Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее –Управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в принятии Технического отчета о неизменности производственного процесса и подтверждения срока действия лимита на размещение отходов на период с 29.04.2009 по 29.04.2010, изложенного в письме от 16.04.2010 № 2952.

Решением от 11.11.2010 по делу № А70-8168/2010 Арбитражный суд Тюменской области удовлетворил заявленные Обществом требования.

При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что мотивы отказа в принятии Технического отчета о неизменности производственного процесса и подтверждения срока действия лимита на размещение отходов на период с 29.04.2009 по 29.04.2010 безосновательны, не соответствуют требованиям законодательства и нарушают права и законные интересы Общества.

В апелляционной жалобе Управление, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения данного дела, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества.

В обоснование требований апелляционной жалобы Управление указывает на то, что со дня вступления в силу Постановления Российской Федерации от 13.09.2010 № 717 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору», то есть с  30.09.2010 Управление прекратило прием документов, их рассмотрение и выдачу соответствующих разрешительных документов, касающихся  ограничения  негативного воздействия в области  обращения с отходами и государственной экологической  экспертизы. Указанное обстоятельство, по мнению Управления, свидетельствует об отсутствии  у него   полномочий по устранению  допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.

По мнению подателя апелляционной жалобы, вывод суда первой инстанции о том, что в оспариваемом отказе Управления содержится требование о необходимости заключения договоров на передачу отходов с переходом права собственности, не соответствует обстоятельствам дела.

Кроме того, Управление считает, что суд первой инстанции должен был прекратить производство по настоящему делу на основании пункта 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку Восьмым арбитражным апелляционным  судом  16.02.2010 было принято постановление по делу № А70-8028/2009, оставленное без изменения постановлением от 13.05.2010 Федеральным арбитражным судом  Западно - Сибирского округа, по тождественному спору между теми же  лицами.

ЗАО «Завод сварочных электродов «СИБЭС» письменного отзыва на апелляционную жалобу не представило.

Управление, Общество надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.

В порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей заявителя и заинтересованного лица.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

ЗАО Завод сварочных электродов «СИБЭС» имеет проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), утвержденный 20.04.2006 сроком действия до 01.05.2011.

Представленные в проекте нормы отходов и лимитов на их размещение для ЗАО Завод сварочных электродов «СИБЭС», утверждены Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Тюменской области 20.04.2006 за № 542/п.

В соответствии с пунктом 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 № 461 «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» лимиты на размещение отходов установлены на 5 лет при условии ежегодного подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья.

Ежегодное подтверждение неизменности производственного процесса и используемого сырья осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (утв. Приказом ФСЭТАН от 19.10.2007 № 703).

В соответствии с пунктом 8 названных Методических указаний неизменность производственного процесса и используемого сырья, определяющие виды и классы опасности для окружающей среды образующихся отходов, а также нормативы и количество их образования, представленные в ПНООЛР, подтверждаются хозяйствующими субъектами в виде технического отчета.

Во исполнение требований пункта 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 № 461 «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» Общество 09.03.2010 обратилось в Северо-Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, представив Технический отчет о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах за 2008 год (л.д. 9).

На указанное обращение от 09.03.2010 Обществом 01.06.2010 был получен ответ от 16.04.2010 исх. № 2952, в котором Управление указало на то, что на основании Постановления Правительства от 16.06.2000 № 461 (с изменениями от 29.08.2007 № 545) лимит на размещение отходов устанавливается на срок действия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, а также, содержится требование о необходимости заключения договоров на передачу отходов с переходом права собственности.

Полагая, что отказ Управления в принятии Технического отчета о неизменности производственного процесса и подтверждения срока действия лимита на размещение отходов на период с 29.04.2009 по 29.04.2010, изложенный в письме от 16.04.2010 № 2952, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ЗАО Завод сварочных электродов «СИБЭС» в сфере предпринимательской деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд  с вышеуказанными требованиями.

11.11.2010 Арбитражный суда Тюменской области принял решение, являющиеся предметом апелляционного обжалования по данному делу.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены или изменения, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.

Из содержания части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту и нарушение указанным актом прав и законных интересов заявителя.

Исходя из части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания наличия факта нарушенных оспариваемыми актом (действиями) законных прав лежит на лице, оспаривающем акт (действия).

Как усматривается из материалов, отказ в принятии Технического отчета Общества Управлением был мотивирован необходимостью наличия у ЗАО Завод сварочных электродов «СИБЭС» лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, при этом Управление ссылалось на статью 7 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Постановлением Российской Федерации от 16.06.2000 № 461.

Вместе с тем указанная причина отказа в принятии Технического отчета Общества не может быть признана судом апелляционной инстанции обоснованной, исходя из следующего.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в действующей редакции от 30.12.2008) (далее - Закон № 89-ФЗ) отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

В статье 11 Закона № 89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в частности, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

Лимит на размещение отходов - это предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории, норматив образования отходов это установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции; норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции (статья 1 Закона № 89-ФЗ).

Во исполнение данных положений Правительство Российской Федерации постановлением от 16.06.2000 № 461 утвердило Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Правила).

В силу пунктов 4 и 5 Правил индивидуальные предприниматели и юридические лица, приступающие к осуществлению деятельности в области обращения с отходами или осуществляющие такую деятельность, разрабатывают и представляют на утверждение проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

На основании пункта 7 Правил для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение индивидуальные предприниматели и юридические лица представляют в территориальные органы уполномоченного органа заявление; копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов); проект расчета нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, копию лицензии на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов (для юридического лица - пользователя недр, имеющего лицензию на пользование участками недр для

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2011 по делу n А46-9187/2010. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также