Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2010 по делу n А75-5620/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

28 декабря 2010 года

Дело № А75-5620/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме  28 декабря 2010 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Шиндлер Н.А.

судей Сидоренко О.А., Золотовой Л.А.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Моисеенко Н.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9809/2010) муниципального предприятия «Городские электрические сети» муниципального образования город Ханты-Мансийск на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 01.10.2010 по делу № А75-5620/2010 (судья Шабанова Г.А.),

по заявлению муниципального предприятия «Городские электрические сети» муниципального образования город Ханты-Мансийск

к Государственной жилищной инспекции Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

о признании незаконными акта проверки от 12.04.2010 № 19 и предписания от 14.04.2010 № 13

представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились;

установил:

муниципальное предприятие «Городские электрические сети» муниципального образования город Ханты-Мансийск (далее по тексту – МП «ГЭС», Предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с требованием к Государственной жилищной инспекции Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее по тексту – ГЖИ ХМАО-Югры, Жилищная инспекция, заинтересованное лицо) о признании незаконными акта проверки от 12.04.2010 № 19 и предписания от 14.04.2010 № 13.

До принятия судом решения по делу Предприятие уточнило заявленные требования (т.1 л.д.88-89) и просило признать недействительным предписания ГЖИ ХМАО-Югры от 14.04.2010 № 13. Судом первой инстанции приняты уточненные требования.

Решением от 01.10.2010 по делу № А75-5620/2010 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры отказал в удовлетворении заявленных требований.

Суд возвратил МП «ГЭС» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 01.06.2010 №776.

МП «ГЭС», не согласившись с решением суда первой инстанции, обжаловало его в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.

На основании жалобы председателя товарищества собственников жилья «Подгорное» (далее по тексту – ТСЖ «Подгорное») по незаконному применению тарифа для обогрева и подготовки горячей воды с помощью электроотопительных установок без понижающего коэффициента, направленной из Прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Жилищной инспекцией по распоряжению от 16.03.2010 № 29 проведена внеплановая документарная проверка МП «ГЭС», по результатам которой составлен акт от 12.04.2010 № 19 (т.1 л.д.12).

В ходе проверки установлено, что многоквартирный дом по ул. Ленина д.6 «А» оборудован индивидуальными приборами учета электрической энергии, учитывающими объем потребляемой энергии непосредственно в квартирах, и коллективным прибором учета, учитывающим электроотопительными установками.

Дом введен в эксплуатацию 30.11.1999 (Акт приемки законченного строительством объекта, Справка о законченном строительством объекте МП «ГЭС» от 07.07.1999 № 635) при наличии положительного заключения МП «ГЭС» о соответствии объекта выданным техническим условиям, строительным нормам и правилам.

Из числа собственников квартир создано ТСЖ «Подгорное».

Между собственниками квартир и МП «ГЭС» заключены договоры «На оплату электроэнергии», на основании которых потребители оплачивают электроэнергии, потребление которой отражается на индивидуальном приборе учета по тарифу, остановленному Региональной энергетической комиссией Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов по графе 2.1.2 «Население, проживающее в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками»: в 2009 - 105 коп./за кВт.ч, в 2010 - 1,17 руб/кВт.ч (с НДС).

Между ТСЖ «Подгорное» и МП «ГЭС» заключен договор на снабжение электрической энергией от 21.07.1999 № 418, в соответствии с условиями которого производится отпуск и оплата электроэнергии, используемой на отопление и горячее водоснабжение дома. Объем потребленной электроэнергии зафиксирован коллективными приборами учета. В расчетах (счета-фактуры за период с 01.01.2009 по 01.02.2010) МП «ГЭС» применен тариф: в 2009 году - 151 коп./ кВт.ч., в 2010 - 1,67 руб./кВт.ч.

Таким образом, энергия, используемая для обогрева и отопления, предъявляется Предприятием ТСЖ по тарифам, установленным для категории «прочие потребители».

В последующем, данный тариф применялся и к жильцам при расчете платы за отопление и подогрев воды.

В соответствии с Примечанием к Приложению к Решению РЭК ТО, ХМАО, ЯНАО от 11.12.2008 № 350 «Об установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к категории население, на территории Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа» исполнители коммунальных услуг, приобретающие электрическую энергию для коммунально-бытового потребления граждан, проживающих в жилых домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, в объемах фактического потребления граждан и объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования, должны оплачивать электроэнергию по тарифу для населения по пункту 1.2 приложения, то есть по графе «Население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и или) электроотопительными установками» (т.1 л.д.61-62).

В соответствии с разъяснениями Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, с июля 2009 года счета на электроэнергию энергосбытовыми организациями в местах общего пользования граждан следует исчислять с применением понижающего коэффициента 0,7, т.е. по группе «население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами (т.1 л.д.38-39).

В связи с тем, что Жилищной инспекцией в ходе проверки было установлено неправильное начисление МП «ГЭС» платы за электроснабжение, 14.04.2010 Жилищной инспекцией вынесено предписание № 13, которым Предприятию в срок до 01.06.2010 предписано произвести перерасчет платы за электроснабжение ТСЖ «Подгорное» с применением тарифа: с 01.07.2009 по 31.12.2009 - 105 коп/кВт.ч, в 2010-1,17 руб/ кВт.ч, на основании пункта 2.1.2 Приложения к Решению РЭК ТО, ХМАО, ЯНАО от 11.12.2008 № 370, пункта 1.2. Приложения к Решению РЭК ТО, ХМАО, ЯНАО от 11.12.2009 № 350 и разъяснений РЭК ТО, ХМАО, ЯНАО (т.1 л.д.10-11).

МП «ГЭС», полагая, что предписание не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в силу норм Жилищного кодекса Российской Федерации в рамках рассматриваемых в настоящем деле правоотношений ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ, соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами-членами ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например, услуг по энергоснабжению, ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.

МП «ГЭС» в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование жалобы Предприятие ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств дела, а именно – дом ТСЖ «Подгорное» не имеет крышных котельных, электрические котлы находятся в подвале дома, а поскольку подвал дома принадлежит фонду Жилище, то электроэнергию, которую потребляют электрокотлы для производства тепловой энергии используется не только для нужд ТСЖ «Подгорное», но и для нужд юридического лица.

В связи с указанным, Предприятие считает, что суд первой инстанции нарушил нормы материального права, что выразилось в применении судом положений пункта 15 Правил, в котором речь идет о коммунальных услугах предоставляемых гражданам в случае покупки коммунального соответствующего ресурса у энергоснабжающего предприятия. В данном же случае, поскольку, по мнению Предприятия, коммунальная услуга для ТСЖ «Подгорное» производилась за счет электрокотлов, находящихся в собственности Фонда жилище, применению подлежал пункт 18 Правил.

Податель апелляционной жалобы полагает, что из текста решения непонятно в чем суд отказал Предприятию.

Жилищная инспекция отзыв на апелляционную жалобу не представила.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. Апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции, изучив апелляционную жалобу, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.

Согласно пункту 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него, отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

В соответствии со статьями 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, при этом порядок расчетов - определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг, проживающих на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов, постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее по тексту – Правила), которыми предусмотрено предоставление коммунальных услуг потребителю через исполнителя - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, предоставляющего коммунальные услуги, производящего или приобретающего коммунальные ресурсы и отвечающего за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Пунктом 2 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2007 № 57 разъяснено, что согласно пункту 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации ТСЖ признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации ТСЖ вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации ТСЖ вправе выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги.

Как указано выше, из материалов дела следует, что между ТСЖ «Подгорное» и МП «ГЭС» заключен договор на снабжение электрической энергией от 21.07.1999 № 418 (т.1 л.д.48-57), по условиям которого производится отпуск и оплата электроэнергии, используемой на отопление и горячее водоснабжение дома. Объем потребленной электроэнергии зафиксирован коллективными приборами учета. В расчетах (счета-фактуры за период с 01.01.2009 по 01.02.2010) МП «ГЭС» применен тариф: в 2009 году - 151 коп./ кВт.ч., в 2010 - 1,67 руб./кВт.ч, установленные для «потребителей, приравненные к населению».

При этом, электрическая энергия, приобретаемая ТСЖ в соответствии с условиями указанного договора, используется ТСЖ в качестве топлива для крышной котельной, которая производит тепловую энергию исключительно для нужд собственников жилого дома, расположенного по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул. Ленина, д. 6 «А».

Данные обстоятельства, с учетом приведенных выше положений Жилищного кодекса Российской Федерации свидетельствуют о том, что в рамках рассматриваемых в настоящем деле правоотношений ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами-членами ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например, услуг по энергоснабжению, ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.

Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, ТСЖ, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2010 по делу n А46-4507/2010. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также