Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2010 по делу n А81-3913/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

21 декабря 2010 года

                                                        Дело №   А81-3913/2010

Резолютивная часть постановления объявлена  16 декабря 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме  21 декабря 2010 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,

судей  Кливера Е.П., Киричёк Ю.Н.,

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем судебного заседания

Михайловой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8759/2010) открытого акционерного общества «НК «Роснефть» - Ямалнефтепродукт» на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 02.09.2010 по делу № А81-3913/2010 (судья Каримов Ф.С.), принятое по заявлению открытого акционерного общества «НК «Роснефть» - Ямалнефтепродукт»

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкому автономному округу

об оспаривании постановления от 21.07.2010 № 177 о назначении административного наказания,

представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились,

установил:

 

Открытое акционерное общество «НК «Роснефть» - Ямалнефтепродукт» (далее –ОАО «НК «Роснефть» - Ямалнефтепродукт», общество) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением об оспаривании постановления от 21.07.2010 № 177 Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприродназора) по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - административный орган, Управление Росприроднадзора) о назначении административного наказания по части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 02.09.2010 по делу № А81-3913/2010 в удовлетворении требования общества отказано.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходил из доказанности материалами дела факта совершения обществом нарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В апелляционной жалобе ОАО «НК «Роснефть» - Ямалнефтепродукт» просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований.

В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на то, что судом первой инстанции не полно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно: в период действия разрешения на выброс (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № 45 от 25.01.2008 (сроком действия до 31.12.2009) общество заключило договор на оказание услуг по разработке проекта, с целью получения нового разрешения на выброс загрязняющих веществ. Поскольку исполнителем срок выдачи проекта неоднократно откладывался, то общество не имело возможности получить новое разрешение в срок до 31.12.2009.

Податель жалобы считает, что вина ОАО «НК «Роснефть»-Ямалнефтепродукт» в совершении правонарушения отсутствует.

До начала судебного заседания от ОАО «НК «Роснефть»-Ямалнефтепродукт» поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя общества, которое суд апелляционной инстанции счел необходимым удовлетворить.

В письменном отзыве на апелляционную жалобу Управление Росприроднадзора заявленные в апелляционной жалобе требования отклонило по основаниям, изложенным в отзыве, просит решение арбитражного суда оставить без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Управление Росприроднадзора, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайств об отложении слушания по делу не заявило, в связи с чем суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителя административного органа.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

Управлением Росприродназора проведена плановая выездная проверка по соблюдению ОАО «НК «Роснефть»-Ямалнефтепродукт» требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

В ходе проверки установлено, что выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от объектов ОАО «НК «Роснефть»-Ямалнефтепродукт», расположенных в пос. Тазовском в период с 2008 года по 2009 год осуществлялись на основании разрешения № 45 от 25.01.2008.

В 2010 году ОАО «НК «Роснефть»-Ямалнефтепродукт» получено разрешение № 43 от 29.04.2010, действующее с 23.03.2010, а так как срок действия ранее выданного разрешения истек 31.12.2009, соответственно, выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников расположенных в пос. Тазовский, в период с 01.01.2010 по 22.03.2010 осуществлялись в отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В материалах дела имеется перечень объектов общества, в период с 2007 по 2010 годы, согласно которому в вышеуказанном периоде в эксплуатации находились следующие объекты ОАО «НК «Роснефть»-Ямалнефтепродукт» филиала «Тазовское предприятие по ОНП»: КАЗС - 1 ед.; площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов (количество резервуаров - 27 шт.).

В проекте нормативов предельно допустимых выбросов данные объекты учтены как стационарные источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух. В соответствии с разделом 1 «Источники выделения загрязняющих веществ» в составе проекта нормативов предельно допустимых выбросов, загрязняющих веществ в атмосферу для ОАО «НК «Роснефть»-Ямалнефтепродукт» филиала «Тазовское предприятие по ОНП», от АЗС и резервуаров с топливом осуществляется выброс следующих загрязняющих веществ: смесь углеводородов предельных С1-С5; смесь углеводородов предельных С6-С10; пентилены (Амилены - смесь изомеров); бензол; ксилол; толуол.

Кроме того, согласно разделу 1 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами» Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2010 года, в результате деятельности ОАО «НК «Роснефть»-Ямалнефтепродукт» объем выбросов вредных (загрязняющих) веществ от источников расположенных в п. Тазовский в 1 квартале 2010 г. составил: углеводороды - 0,36 тонны; бензол - 0,009 тонн; ксилол - 0,001 тонн; толуол - 0,008 тонн. Плата за выбросы вышеуказанных веществ в связи с отсутствием разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществлялась по сверхлимиту (сумма платы за сверхлимитный выброс от стационарных объектов составила - 34,47 руб.), что также подтверждается письмом ОАО «НК «Роснефть»-Ямалнефтепродукт» исх. № ВХ-1059 от 07.07.2010 г.

Таким образом, ОАО «НК «Роснефть»-Ямалнефтепродукт» совершено административное правонарушение, выразившееся в осуществлении в период с 01.01.2010 по 22.03.2010 выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ от стационарных источников ОАО «НК «Роснефть»-Ямалнефтепродукт», расположенных в п. Тазовский.

Исследованные при рассмотрении дела материалы (перечень объектов Общества, в период с 2007 по 2010 годы, проект нормативов предельно допустимых выбросов, загрязняющих веществ в атмосферу для ОАО «НК «Роснефть»-Ямалнефтепродукт» филиала «Тазовское предприятие по ОНП», Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2010 года) подтверждают осуществление обществом выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ от стационарных источников ОАО «НК «Роснефть»-Ямалнефтепродукт», расположенных в п. Тазовский.

По указанному нарушению составлен протокол № 172 от 08.07.2010 об административном правонарушении.

На основании указанного протокола и других материалов дела ведущим специалистом-экспертом отдела экологического контроля Управления Росприроднадзора; государственным инспектором по охране природы Баркинхоевым А.Х. вынесено постановление № 177 от 21.07.2010, в соответствии с которым ОАО «НК «Роснефть»-Ямалнефтепродукт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.

Считая указанное постановление незаконным, а потому подлежащим отмене, ОАО «НК «Роснефть»-Ямалнефтепродукт» обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с соответствующим требованиями.

02.09.2010 Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа принято обжалуемое решение.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Часть 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения, а не за сам факт отсутствия специального разрешения.

Исследованные при рассмотрении дела материалы (перечень объектов общества, в период с 2007 по 2010 годы, проект нормативов предельно допустимых выбросов, загрязняющих веществ в атмосферу для ОАО «НК «Роснефть»-Ямалнефтепродукт» филиала «Тазовское предприятие по ОНП», Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2010 года) подтверждают осуществление обществом выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ от стационарных источников ОАО «НК «Роснефть»-Ямалнефтепродукт», расположенных в п. Тазовский.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.05.199 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду; загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 04.05.199 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды в порядке, определенном Правительством РФ. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Согласно пункту 8 статьи 15 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти и области охраны окружающей природной среды.

Пунктом 1 статьи 19 Закона Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды» нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Согласно статье 23 названного Закона нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Как следует из материалов дела, Разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу для ОАО «НК «Роснефть»-Ямалнефтепродукт» было выдано на основании приказа Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу сроком действия с 01.01.2008 по 31.12.2009; после окончания срока действия разрешения, выброс загрязняющих веществ в атмосферу осуществлялся без соответствующего разрешения.

В период с 01.01.2010 по 22.03.2010 до получения нового разрешения ОАО «НК «Роснефть»-Ямалнефтепродукт» осуществляло выброс загрязняющих веществ от стационарных источников в п. Тазовский в отсутствие разрешения.

Постановлением Правительства Российской Федерации 02.03.2000 № 183 утверждено Положение о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него.

Пунктом 6 данного Положения предусмотрено, что предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2010 по делу n А81-2713/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также