Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2010 по делу n А81-2679/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

21 декабря 2010 года

Дело № А81-2679/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме  21 декабря 2010 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Шиндлер Н.А.

судей Сидоренко О.А., Лотова А.Н.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Леоновой Г.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8749/2010) Муниципального дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида «Детский сад «Журавленок» на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 02.08.2010 по делу № А81-2679/2010 (судья Кустов А.В.),

по заявлению Муниципального дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида «Детский сад «Журавленок»

к Отделу Государственного пожарного надзора по Муниципальному образованию г.Надым и Надымский район Управления ГПН МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу

об оспаривании предписания от 27.02.2010 № 72/72/1-9

представители лиц, участвующих в деле в судебное заседание не явились;

установил:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Детский сад «Журавленок» (далее по тексту – МДОУ «Детский сад «Журавленок», Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением об оспаривании предписания Отдела Государственного пожарного надзора по Муниципальному образованию г.Надым и Надымский район Управления ГПН МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее по тексту – ОГПН по МО г.Надым и Надымский район, Отдел пожарного надзора, заинтересованное лицо) от 27.02.2010 № 72/72/1-9 в части пунктов требующих реконструкции здания.

Решением от 02.08.2010 по делу № А81-2679/2010 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа частично удовлетворил заявленные требования, признал предписание от 27.02.2010 № 72/72/1-9 Отдела ГПН по МО г. Надым и Надымский район, выданное Учреждению, недействительным в части пункта 1 (отсутствует система вытяжной противодымной вентиляции при пожаре в коридорах, не имеющих естественного освещения, а также отсутствует естественное освещение коридоров через окна наружных стенах); пункта 3 (ширина лестничных маршей в лестничной клетке, предназначенной для эвакуации людей менее 1,35 м); пункта 4 (ширина эвакуационных выходов из детского сада в свету менее 1,35 м); пункта 5 (высота проходов на путях эвакуации в свету на третьем этаже менее – 2-х метров).

В удовлетворении остальной части заявленных требований суд отказал.

МДОУ «Детский сад «Журавленок», не согласившись с решением суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований, обжалует его в суд апелляционной инстанции в этой части, то есть в части пунктов 2, 6, 7, 9 предписания.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.

В период со 02.02.2010 по 27.02.2010 административным органом проведена внеплановая документарная проверка МДОУ «Детский сад «Журавленок», расположенного по адресу: г. Надым, ул. Набережная им. Оруджева, д. 6а, в ходе которой выявлены нарушения пожарной безопасности, а именно:

- нарушение требования пункта 3 ППБ 01-03, пункта 1.158 СНиП 2.08.02-89, статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ – отсутствует система вытяжной противодымной вентиляции при пожаре в коридорах, не имеющих естественного освещения, а также отсутствует естественное освещение коридоров через окна наружных стенах (пункт 1 предписания);

- пункта 3 ППБ 01-03, пункта 6.31 СНиП 21-01-97, статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ – открывание дверей из помещений в коридоры выполнено таким образом, что в открытом положении они перекрывают расчетную ширину путей эвакуации (пункт 2 предписания);

- пункта 3 ППБ 01-03, пункта 6.29 СНиП 21-01-97, статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ – ширина лестничных маршей в лестничной клетке, предназначенной для эвакуации людей менее 1,35 м (пункт 3 предписания);

- пункта 3 ППБ 01-03, пункта 6.16 СНиП 21-01-97, статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ – ширина эвакуационных выходов из детского сада в свету менее 1,35 м (пункт 4 предписания);

- пункта 3 ППБ 01-03, пункта 6.27 СНиП 21-01-97, статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ – высота проходов на путях эвакуации в свету на третьем этаже менее – 2-х метров (пункт 5 предписания);

- пункта 3 ППБ 01-03, СНиП 2.04.05-91, статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ – не произведена установка огнезадерживающих клапанов в местах пересечения транзитным воздуховодом противопожарных преград (пункт 6 предписания);

- пункта 3 ППБ 01-03, пункта 3.4 НПБ 245-2001, статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ – наружные пожарные лестницы, находятся в неисправном и непригодном для эксплуатации (пункт 7 предписания);

- пунктов 3, 53 ППБ 01-03, пункта 6.25 СНиП 21.-01-97, статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ – допускается отделка стен на путях эвакуации горючими материалами (эмаль) (пункт 8 предписания);

- пункта 3 ППБ 01-03 СНиП 21-01-97, статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ – допускается эксплуатация деревянных перегородок выполненных не в соответствии с требованиями СНиП на третьем этаже здания (пункт 9 предписания).

По итогам проверки ОГПН по МО г.Надым и Надымский район составлен акт проверки № 72 и выдано предписание от 27.02.2010 года №72/72/№1-9 об устранении выявленных нарушений пожарной безопасности.

МДОУ «Детский сад «Журавленок», не согласилось с вышеуказанным предписанием, оспорило его в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.

Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены в части пунктов 1, 3, 4, 5 предписания. В остальной части требования оставлены без удовлетворения.

Означенное решение обжалуется Учреждением в суд апелляционной инстанции в части пунктов 2, 6, 7, 9 предписания.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в силу пункта 39 Приказа МЧС России от 16.03.2007 № 140, а также положений Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технические регламенты о требованиях пожарной безопасности» на существующие здания, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей. В данном случае, Отделом пожарного надзора не представлено в суд доказательств того, что дальнейшая эксплуатация указанного в предписании здания детского сада приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара, то есть заинтересованное лицо не обосновало применение Строительных норм и правил, указанных в предписании, в отношении зданий детского сада, построенного и введенного в эксплуатацию в 1984 году, что подтверждается техническим паспортом.

Остальные нарушения, указанные в обжалуемом предписании, признаны судом устранимыми без реконструкции здания, в связи с чем в признании незаконным предписания в этой части судом отказано.

Учреждение в обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что устранение всех выявленных в ходе проверки нарушений норм и правил пожарной безопасности возможно лишь в результате реконструкции здания детского сада или капитального ремонта, а также на то, что орган пожарного надзора необоснованно вменил Учреждению нарушения положений СНиП – 2.08.02-89* и 21-01-97*, которые приняты после строительств и введения в эксплуатацию в 1984 году детского сада. По мнению Учреждения, область применения СНиП распространяется на проектирование и строительство здания, в связи с чем при проведении проверки эксплуатации здания данные СНиП не должны применяться.

Отдел пожарного надзора в соответствии с представленным суду апелляционной инстанции отзывом на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции в обжалуемой части законным и обоснованным, апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.

Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

Поскольку лицами, участвующими в деле, не заявлено возражений, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой Учреждением части, то есть в части отказа в признании незаконным предписания по пунктам 2, 6, 7, 9.

Суд апелляционной инстанции, изучив апелляционную жалобу, отзыв, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части, не находит оснований для его отмены в этой части, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее по тексту – Закон о пожарной безопасности).

Согласно статье 1 Закона о пожарной безопасности требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.

В силу статьи 20 Закона о пожарной безопасности к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Частью 2 статьи 37 данного закона установлена обязанность руководителей организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица и гражданами, установлены в Правилах пожарной безопасности (ППБ 01-03); Строительных нормах и правилах «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (СНиП 21-01-97*), утвержденных Постановлением Минстроя России от 13.02.1997 № 18-7; Нормах пожарной безопасности «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования» (НПБ 88-2001), утвержденных Приказом ГУГПС МВД России от 04.06.2001 № 31, и иных нормативных документах.

Согласно пункту 10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Таким образом, Учреждение как лицо, владеющее зданием детского сада на праве оперативного управления, является лицом, которое обязано соблюдать правила пожарной безопасности.

Оспариваемыми Учреждением в суд апелляционной инстанции пунктами 2, 6, 7, 9 предписания, Учреждению вменяется нарушением требований ППБ 01-03, СНиП 21-01-97*, СНиП2.04.05-91*, СНиП 21-01-85*, НПБ 245-2001, статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ.

СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений, приняты и введены в действие Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 № 18-7.

СНиП 2.04.05-91* Отопление, вентиляция и кондиционирование, утверждены Госстроем СССР 28.11.1992.

СНиП 2.01.02-85 Противопожарные нормы, утверждены Постановлением Госстроя СССР от 17.12.1985 № 232, и утратили силу с 1 января 1998 года в связи с изданием Постановления Минстроя РФ от 13.02.1997 № 18-7. Взамен данного документа введены в действие СНиП 21-01-97.

НПБ 245-2001 Лестницы пожарные наружные стационарные и ограждения крыш. Общие технические требования. Методы испытаний, утверждены Приказом ГУГПС МВД РФ от 28.12.2001 № 90.

Здание детского сада, как указывает Учреждение и как следует из технического паспорта объекта построено и введено в эксплуатацию в 1984 году, в связи с чем, по мнению заявителя, требования указных СНиП, НПБ не подлежат применению.

Между тем, во-первых, Учреждению вменено не только нарушение санитарных норм и правил, но и нарушение требований пожарной безопасности, которые, как указано выше, подлежит соблюдению всеми организациями независимо от организационно-правовой формы, в отношении всех объектов, вне зависимости от периода их постройки и введения в эксплуатацию.

Кроме того, приведенные строительные нормы и правила имеют свою сферу действия (проектирование, строительство, эксплуатация зданий, различных систем), что обуславливает порядок их применение к существующим объектам, возможность соблюдения и исполнения требований.

Согласно пункту 39 Приказа МЧС России от 16.03.2007 № 140 требования пожарной безопасности, изложенные

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2010 по делу n А81-4651/2010. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также