Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2010 по делу n А75-6594/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 07 декабря 2010 года Дело № А75-6594/2010 Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2010 года Постановление изготовлено в полном объеме 07 декабря 2010 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сидоренко О.А., судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Моисеенко Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9459/2010) Федерального государственного учреждения «Обь-Иртышское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.09.2010 по делу № А75-6594/2010 (судья Федоров А.Е.), принятое по заявлению Федерального государственного учреждения «Обь-Иртышское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре 3-е лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области об обжаловании решения об отказе в государственной регистрации права оперативного управления, при участии в судебном заседании представителей: от Федерального государственного учреждения «Обь-Иртышское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» – Костерева Т.Л. по доверенности № 13-11-680 от 04.12.2009 сроком действия на 1 год (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации); от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре – не явился, извещено; от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области – не явился, извещено; установил:
Федеральное государственное учреждение «Обь-Иртышское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» (далее – ФГУ «Обь-Иртышводпуть», заявитель, учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление Росреестра по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения от 11.05.2010 об отказе в государственной регистрации права оперативного управления на жилой дом общей площадью 86,5 кв.м., расположенный по адресу: Россия, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, с. Сытомино, ул. Набережная, д. 38. Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23.09.2010 по делу № А75-6594/2010 в удовлетворении требований учреждения отказано. Не согласившись с решением суда первой инстанции, ФГУ «Обь-Иртышводпуть» обжаловало его в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд. Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства. 29.03.2010 ФГУ «Обь-Иртышводпуть» обратилось в Сургутский отдел Управления Росреестра с заявлениями о государственной регистрации права оперативного управления учреждения на объект недвижимого имущества – жилой дом, расположенный по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, с. Сытомино, ул. Набережная, д. 38. Для государственной регистрации права оперативного управления учреждением представлены следующие документы: заявление от 29.03.2010 № 03/037/2010-459, заявление от 29.03.2010 № 03/037/2010-460, копия доверенности на представителя от 19.02.2010, копия распоряжения комитета по управлению имуществом (с полномочиями территориального органа Мингосимущества РФ) администрации Омской области от 23.08.2000 № 826-РК «О закреплении имущества на праве оперативного управления» в двух экземплярах, копия выписки из реестра федерального имущества от 16.02.2010 № 30/1 в двух экземплярах, подлинный экземпляр кадастрового паспорта помещения от 16.01.2009 и его копия. 08.04.2010 Управлением Росреестра по Ханты-Мансийскому автономному округу государственная регистрация была приостановлена, о чем заявителю направлено уведомление № 22/037/2010-460. Основанием для приостановления послужило то, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, а именно: правоустанавливающий документ – акт приема-передачи не содержит описания объекта недвижимого имущества, место нахождения, площадь, не соответствует требованиям, установленным пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ), не представлена опись основных средств к акту приема-передачи, в нарушение пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ не были представлены подлинные документы, необходимые для совершения регистрационных действий. Учреждению предложено в срок до 08.05.2010 устранить причины, препятствующие проведению регистрации, и представить подлинный экземпляр акта приема-передачи государственного имущества в оперативное управление по состоянию на 01.04.2000 с описью основных средств, содержащий описание объекта недвижимого имущества (подлинник и копию). В установленный срок от ФГУ «Обь-Иртышводпуть» в регистрирующий орган были представлены копия акта приема-передачи государственного имущества в оперативное управление, копия описи основных средств, содержащая описание объекта недвижимого имущества, копии постановлений Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2010 по делу № А46-23376/2009, от 14.08.2009 по делу № А46-9404/2009. Сообщением от 11.05.2010 № 03/037/2010-458 регистрирующий орган уведомил ФГУ «Обь-Иртышводпуть» об отказе в государственной регистрации права оперативного управления. Основанием для отказа послужило непредставление заявителем подлинного экземпляра акта приема-передачи государственного имущества в оперативное управление по состоянию на 01.04.2000 с описью основных средств, содержащий описание объекта недвижимого имущества (подлинник и копия). Учреждение, полагая, что отказ регистрирующего органа в государственной регистрации права оперативного управления является незаконным, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд. Суд первой инстанции в удовлетворении требований заявителя отказал, поскольку посчитал, что в соответствии с пунктом 5 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ документы на государственную регистрацию должны представляться в подлинниках, в связи с чем указал на правомерность отказа в проведении государственной регистрации права оперативного управления на основании копий документов. В апелляционной жалобе учреждение с выводами суда первой инстанции не соглашается. Указывает, что право оперативного управления учреждения на закрепленное за ним собственником государственное имущество возникло из актов государственного органа, к которым относится распоряжение комитета по управлению имуществом Администрации Омской области от 23.08.2000 № 826-РК. В состав (содержание) названного распоряжения входят акт приема-передачи государственного имущества в оперативное управление по состоянию на 01.04.2000 с описью основных средств. В силу прямого указания абзацев 4 и 5 пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ акты органов государственной власти и акты органов местного самоуправления представляются на государственную регистрацию в копиях. Управление Росреестра по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре представило отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а спорный отказ в государственной регистрации – соответствующим положениям Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ. Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области в своем отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить. Считает, что на государственную регистрацию были представлены документы, которые в своей совокупности достаточны по смыслу статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ для осуществления государственной регистрации права оперативного управления. Судебное заседание апелляционного суда проведено при участии представителя ФГУ «Обь-Иртышводпуть», поддержавшего доводы о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции. Иные участвующие в деле лица явку своих представителей не обеспечили, ходатайства об отложении дела не заявили. В связи с тем, что уведомление о времени и месте проведения судебного заседания было произведено надлежащим образом, по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников. От заинтересованного лица поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое апелляционным судом удовлетворено. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего. Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (статьи 2, 16, 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ). В соответствии с пунктом 1 статьи 16 указанного Закона государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица. Пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ о, что к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Статьей 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ установлено, что основанием для отказа в государственной регистрации прав является непредставление документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав. Пункт 5 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ предусматривает, что необходимые для государственной регистрации прав документы, выражающие содержание сделок, совершенных в простой письменной форме, и являющиеся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав, представляются, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю, второй - помещается в дело правоустанавливающих документов. Иные необходимые для государственной регистрации прав документы (за исключением актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления, а также актов судов, установивших права на недвижимое имущество) представляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых - подлинник после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю. Копии актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления, а также актов судов, установивших права на недвижимое имущество, представляются на государственную регистрацию прав не менее чем в двух экземплярах, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю. Учреждение полагает, что им на государственную регистрацию были представлены акты государственного органа, в связи с чем такие документы могут быть представлены в копиях. Апелляционный суд с такой позицией согласиться не может. Судом апелляционной инстанции установлено, что ФГУ «Обь-Иртышводпуть» на государственную регистрацию представлены: распоряжение комитета по управлению имуществом администрации Омской области от 23.08.2000 № 826-РК «О закреплении имущества на праве оперативного управления»; акт приема-передачи государственного имущества в оперативное управление; перечень основных средств по Сургутскому району водных путей и судоходства по состоянию на 01.04.2000. Из указанного выше пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ следует, что документами, на основании которых производится государственная регистрация, могут быть: - документы, выражающие содержание сделок; - акты органов государственной власти; - иные документы. В рассматриваемом случае, распоряжение комитета по управлению имуществом администрации Омской области о передаче имущества в оперативное управление является актом государственного органа, так как в нем содержится властное распоряжение органа государственной власти. В связи с этим, апелляционный суд соглашается с позицией учреждения о том, что в соответствии с пунктом 5 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ распоряжение от 23.08.2000 № 826-РК «О закреплении имущества на праве оперативного управления» подлежало предоставлению на государственную регистрацию в копии и истребование его подлинника не соответствует указанному нормативному акту. Между тем, названное распоряжение не является единственным и достаточным документом, на основании которого должно быть зарегистрировано право оперативного управления – из данного акта не следует перечень имущества, которое было передано учреждению, в том числе жилой дом общей площадью 86,5 кв.м., расположенный Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2010 по делу n А46-300/2010. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Март
|