Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2010 по делу n А46-8588/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 02 декабря 2010 года Дело № А46-8588/2010 Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2010 года Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2010 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: Председательствующего судьи Киричёк Ю.Н., судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю., при ведении протокола судебного заседания: секретарем Айвазян Э.М., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8615/2010) открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» на решение Арбитражного суда Омской области от 01.09.2010 по делу № А46-8588/2010 (судья Солодкевич И.М.), принятое по заявлению открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» к Западно-Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании акта проверки от 29.03.2010 № 25.2-2 и предписания от 29.03.2010 № 25.2-2 частично незаконными, при участии в судебном заседании представителей: от открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» – Танапетян Е.В. по доверенности № 46Н/399 от 03.11.2010 сроком действия до 25.03.2012; от Западно-Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору – Ичанская С.П. по доверенности № 03/10837 от 10.12.2010 сроком действия до 31.12.2010; установил:
открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (далее по тексту – ОАО «МРСК Сибири», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Западно-Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее по тексту - Западно-Сибирское управление Ростехнадзора, заинтересованное лицо, уполномоченный орган) о признании незаконными и отмене акта проверки от 29.03.2010 № 25.2-2 и предписания от 29.03.2010 № 25.2-2 в части возложения на Общество обязанности по регистрации площадок трансформаторных подстанций как опасных производственных объектов. Решением от 01.09.2010 по делу № А46-8588/2010 Арбитражный суд Омской области отказал в удовлетворении требования общества о признании незаконным и отмене предписания от 29.03.2010 № 25.2-2, в части требования заявителя о признании незаконным и отмене акта проверки от 29.03.2010 № 25.2-2 прекратил производство по делу. При принятии решения суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предписание от 29.03.2010 № 25.2-2 в части возложения на Общество обязанности по регистрации площадок трансформаторных подстанций как опасных производственных объектов соответствует Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Методическим рекомендациям по осуществлению идентификации опасных производственных объектов, утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.03.2008 года № 131, Административному регламенту Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.09.2007 № 606, и не нарушает прав и законных интересов общества. Прекращая производство по делу в части требований о признании незаконным акта проверки от 29.03.2010 № 25.2-2 на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции указал на то, что данный акт проверки не является предметом самостоятельного оспаривания в арбитражном суде в силу его несоответствия признакам, предъявляемым к ненормативным правовым актам, а также ввиду того, что требование об оспаривания действий (бездействия) обществом не заявлялось. Не согласившись с принятым судебным актом ОАО «МРСК Сибири» обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя. В апелляционной жалобе ОАО «МРСК Сибири» считает незаконным прекращение производства по делу в части оспаривания акта проверки от 29.03.2010 № 25.2-2, поскольку указанный документ обладает всеми признаками ненормативного правового акта, в котором зафиксированы юридически значимые обстоятельства, а также является документальным оформлением действий государственного органа по установлению признаков правонарушения в хозяйственной деятельности заявителя. По мнению подателя апелляционной жалобы, отнесение трансформаторных подстанций к опасным объектам зависит от объемов, хранящихся на них горючих жидкостей. В обоснование указанного довода общество ссылается на пункт 12 Перечня типовых видов опасных производственных объектов для целей регистрации в государственном реестре, приложение 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». В судебном заседании представитель общества поддержал доводы и трбования апелляционной жалобы. В устном выступлении в судебном заседании апелляционного суда и письменном отзыве представитель Западно-Сибирского управления Ростехнадзора отклонил доводы апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства. Западно-Сибирское управление Ростехнадзора на основании приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) от 26.02.2010 № 119, плана проведения плановых проверок Ростехнадзора от 31.12.2009 № 1082 и распоряжения Ростехнадзора от 03.2010 за № 225-Ом о проведении плановой выездной проверки (л.д. 94-96) в период с 09.03.10 по 29.03.2010 была осуществлена проверка филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Омскэнерго» по вопросам, в том числе эксплуатации и состояния электрооборудования, зданий и сооружений, по результатам которой был составлен акт от 29.03.2010 № 25.2-2. В указанном акте зафиксировано, что Обществом не проведена регистрация опасных производственных объектов электроэнергетики в отношении площадок трансформаторных подстанций (с учетом емкостей резервного трансформаторного масла), определенных Перечнем типовых видов опасных производственных объектов для целей регистрации в государственном реестре, утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.03.2008 № 131 (далее – Перечень типовых видов опасных производственных объектов), что, по мнению уполномоченного органа, является нарушением пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 21 .07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – ФЗ от 21.07.1997 № 116-ФЗ), Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утв. Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.09.2007 № 696, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 01.10.2007 за № 10224 (далее - Административный регламент). На основании указанного акта проверки должностными лицами Западно-Сибирского управления Ростехнадзора вынесено предписание от 29.03.2010 № 25.2-2, в пункт 12 которого содержит описание выявленного нарушения, а также требование зарегистрировать в срок до 30.11.2011 площадки трансформаторных подстанций (с учетом емкостей Трансформаторного масла) как опасные производственные объекты электроэнергетики. Полагая, что акт проверки от 29.03.2010 № 25.2-2 и предписание от 29.03.2010 № 25.2-2 в части возложения на общество обязанности по регистрации площадок трансформаторных подстанций как опасных производственных объектов не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы ОАО «МРСК Сибири»., последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными и отмене в обозначенной части. 01.09.2010 Арбитражный суд Омской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по данному делу. Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены или изменения, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего. В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к подведомственности арбитражных судов относятся споры: об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда; об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Под ненормативным правовым актом государственного органа, который в силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущий неблагоприятные юридические последствия. К ненормативным правовым актам относятся акты государственных органов и должностных лиц, устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и обязанности определенного круга лиц, а также создающие правила поведения, рассчитанные на однократное применение. Как правильно указал суд первой инстанции, акт проверки от 29.03.2010 № 25.2-2 не обладает признаками ненормативного акта и не является тем актом государственного органа, который порождает гражданские права и обязанности для сторон. Вопреки доводам апелляционной жалобы, акт проверки от 29.03.2010 № 25.2-2 носит информационно-рекомендательный характер, по своей правовой природе имеет констатирующий, а не властный, обязывающий характер, не содержит обязательных предписаний, распоряжений, влекущих юридических последствий и не ограничивает права и законные интересы общества. Кроме того, данный документ не является окончательным по решению выявленного нарушения, поэтому он не может быть обжалован в судебном порядке в соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Вопреки доводам апелляционной жалобы, предмет оспаривания не может одновременно являться и ненормативным правовым актом и действием, при этом оспариваемый акт проверки представляет собой документ и не может быть признан арбитражным судом действием, предполагающим его самостоятельное оспаривание в суде. Материалами дела подтверждается, что в предмет обжалования обществом не включены действия, выразившиеся в составлении акта проверки либо проведении проверки с нарушением требований законодательства. Предметом оспаривания обществом была избрана законность именно акта проверки, при этом доводы заявителя в обоснование своей позиции направлены на устранение недостатка в избранном обществом предмете исковых требований при разрешении по существу дела № А46-8588/2009. Статья 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом. При этом заинтересованное лицо самостоятельно формулирует предмет и основания иска, которые суд в силу действующего законодательства по своей инициативе изменить не может. В свою очередь, арбитражный суд при разрешении спора исходит исключительно из требований и возражений лиц, участвующих в деле. В данном случае проверка на соответствие закону акта проверки от 29.03.2010 № 25.2-2 не возможна, поскольку последний не является ненормативным правовым актом. В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий. При этом неблагоприятные последствия исхода дела, в частности, обусловленные не верным избранием предмета иска, не могут быть устранены судом в рамках дела, рассматривающим спор. Учитывая изложенное, производство по делу в указанной части обоснованно прекращено судом первой инстанции на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Вместе с тем, в рамках настоящего дела, заявителем еще оспаривается законность вынесенного Западно-Сибирского управления Ростехнадзора Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2010 по делу n А70-4798/2010. Возместить (распределить) судебные расходы (ст.101, 106, 112 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Март
|