Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2010 по делу n А46-7355/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

01 декабря 2010 года

                                                  Дело №   А46-7355/2010

Резолютивная часть постановления объявлена  26 ноября 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме  01 декабря 2010 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,

судей  Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8670/2010) Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 05.08.2010 по делу № А46-7355/2010 (судья Голобородько Н.А.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Темнова Олега Григорьевича к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска о признании незаконным решения об отказе в размещении объекта и обязании устранить нарушения,

при участии в судебном заседании представителей:

от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска – Никитина В.А. по доверенности от 23.11.2010;

от индивидуального предпринимателя Темнова Олега Григорьевича – лично Темнов О.Г. предъявлен паспорт; Кондрахин В.Б по доверенности от 16.12.2009 сроком действия до 15.12.2010;

установил:

Индивидуальный предприниматель Темнов О.Г. (далее по тексту – заявитель, ИП Темнов О.Г.) обратился в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее по тексту – Департамент, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения об отказе в размещении объекта на земельном участке, площадью 436 кв.м, с учетным кадастровым номером 3, из состава земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, относящейся к категории земель населенных пунктов в границах города Омска, с кадастровым номером 55:36:12 03 04:1038, местоположение: Омская область, город Омск, Октябрьский АО, улица Богдана Хмельницкого, дом 176, для строительства капитального объекта – кафе; об обязании Департамента оформить ИП Темнову О.Г. в установленном порядке акт выбора земельного участка площадью 436 кв.м, с учетным кадастровым номером 3, из состава земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, относящегося к категории земель населенных пунктов в границах города Омска, с кадастровым номером 55:36:12 03 04:1038, местоположение: Омская область, город Омск, Октябрьский АО, улица Богдана Хмельницкого, дом 176, и принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее данный акт выбора земельного участка.

Решением от 05.08.2010 по делу № А46-7355/2010 Арбитражный суд Омской области требования ИП Темнова О.Г. удовлетворил частично. Признал незаконным  решение Департамента  об отказе в размещении объекта на земельном участке, площадью 436 кв.м. с учетным кадастровым номером 3 из состава земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, относящегося к категории земель населенных пунктов в границах города Омска, с кадастровым номером 55:36:12 03 04:1038, местоположение: Омская область, город Омск, Октябрьский административный округ, улица Богдана Хмельницкого, дом 176, для строительства капитального объекта – кафе. Обязал Департамент оформить ИП Темнову О.Г. в установленном порядке акт выбора земельного участка для размещения капитального объекта – кафе на  спорном земельном участке и принять решение в соответствии с пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации. В удовлетворении остальной части требований  суд отказал.

В обоснование принятого судебного акта суд первой инстанции указал на то, что заявление ИП Темнова О.Г. от 03.03.2010 по форме и содержанию соответствует требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем данное заявление по сути является заявлением о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. При этом Департаментом не соблюден порядок, регламентирующий последовательность действий по рассмотрению заявления о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. Поскольку Департамент предписанных статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации действий по выбору земельного участка не совершил, суд первой инстанции в целях восстановления нарушенного права обязал заинтересованное лицо оформить в установленном порядке акт выбора опрашиваемого земельного участка с последующим принятием решения в порядке пункта 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.

В апелляционной жалобе Департамент, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворения требований заявителя и принять в указанной части новый судебный акт.

Податель апелляционной жалобы указывает на ошибочность вывода суда первой инстанции о том, что поданное ИП Темновым О.Г. заявление соответствует требованиям статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку  из содержания данного заявления не усматривается обязанность Департамента осуществить выбор земельного участка, соответствующие документы к заявлению не прилагались.

По мнению Департамента, оспариваемое решение напрямую затрагивает права и законные интересы муниципального учреждения «Спортивный комплекс «Юность» имени С.С. Бовкуна, не привлеченного к участию в деле, поскольку земельный участок с кадастровым номером 55:36:12 03 04:1038 общей площадью 27 901 кв.м. сформирован, поставлен на государственный кадастровый учет и предоставлен последнему на праве постоянного (бессрочного) пользования. На земельном участке расположен объект недвижимости – спортивный павильон, находящийся в собственности муниципального образования город Омск Омской области, предоставленный муниципальному учреждению «Спортивный комплекс «Юность» имени С.С. Бовкуна. При этом предоставление части земельного участка заявителю под строительство автоматически влечет право ИП Темнова О.Г. приобрести данный земельный участок в собственность согласно статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации после завершения строительства и регистрации права собственности на построенные объект и, соответственно, уменьшение земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 04:1038, принадлежащего муниципальному учреждению «Спортивный комплекс «Юность» имени С.С. Бовкуна.

В обоснование доводов апелляционной жалобы Департамент ссылаясь на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.05.2009 № 2081/09 указал на то, что земельный участок с расположенными на нем объектами недвижимого имущества является единым объектом недвижимого имущества, в отношении которого не могут быть предприняты действия по его предоставлению заявителю под строительство. Из системного толкования статей 30, 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации следует, при предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта законодатель не установил обязанности публичного собственника осуществлять в этих целях раздел сформированного земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие иным лицам.

В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.

В устном выступлении в заседании суда апелляционной инстанции представитель ИП Темнова О.Г. отклонил доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Возражений против рассмотрения законности решения суда первой инстанции в обжалуемой Департаментом части от заявителя не последовало.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

03.03.2010 ИП Темнов О.Г. обратился к первому Мэру города Омска В.Д. Потапову с заявлением о предоставлении части земельного участка площадью 436 кв.м. с учетным кадастровым номером 3 из состава земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, относящегося к категории земель населенных пунктов в границах города Омска, с кадастровым номером 55:36:12 03 04:1038, местоположение: Омская область, город Омск, Октябрьский административный округ, улица Богдана Хмельницкого, дом 176, для строительства капительного объекта – кафе с учетом реконструкции существующего кафе. В качестве прилагаемых к заявлению документов, поименованы: копия договора аренды земельного участка № Д-0-21-4684 от 30.04.2004, копия план – схемы места размещения объекта, копия свидетельства о регистрации индивидуального предпринимателя (л.д. 11).

Письмом от 29.03.2010 ИП Темнов О.Г. был извещен о том, что обращение от 03.03.2010 направлено в уполномоченный орган – Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (л.д.22).

В мае 2010 года в адрес ИП Темнова О.Г. было направлено письмо № 06/3984, в котором Департамент уведомил заявителя о том, что в соответствии с пунктом 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации сформированный, но не закрепленный за гражданином или юридическим лицом земельный участок предоставляется для строительства с торгов (конкурсов, аукционов).

Кроме того, в письме указано, что согласно планировочной структуре Парка культуры и отдыха имени 30-летия ВЛКСМ в составе проекта планировки территории города Омска в границах: улица Богдана Хмельницкого – левый берег реки Оми – Окружная дорога – граница промышленной территории – улица Ипподромная, рассмотренного и одобренного Архитектурно-градостроительным советом Омской области размещение объекта капитального строительства на запрашиваемом участке не предусмотрено.

Полагая, что решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, выраженное в письме за № 06/3984, не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы ИП Темнова О.Г., последний обратился в арбитражный суд с названными выше требованиями.

05.08.2010 Арбитражный суд Омской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по данному делу.

При рассмотрении жалобы суд апелляционной инстанции руководствуется пунктом 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской федерации от 28.05.2009 № 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции», согласно которому, если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведённых в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Учитывая, что Департаментом решение суда первой инстанции обжалуется только в части удовлетворения требований заявителя, и от спорящих сторон не поступили возражения против проверки решения суда первой инстанции в части, суд апелляционной инстанции рассматривает законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой Департаментом части.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 266, части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены в обжалуемой части, исходя из следующего.

Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также регулирование застройки территорий городских и сельских поселений регламентируются Земельным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию двумя способами: предоставления земель для строительства без предварительного согласования и с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии со статьей 32 настоящего Кодекса предшествует, помимо прочего, выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2010 по делу n А70-6521/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также