Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2010 по делу n А70-7324/2010. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

25 ноября 2010 года

                                                        Дело №   А70-7324/2010

Резолютивная часть постановления объявлена  18 ноября 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме  25 ноября 2010 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Рябухиной Н.А.

судей Зиновьевой Т.А., Рожкова Д.Г.

при ведении протокола судебного заседания  секретарём Ненашевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8701/2010) Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от  31 августа 2010 года по делу №  А70-7324/2010 (судья Бедерина М.Ю.), принятое по иску Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области к обществу с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие «Боровлянский рыбопитомник» о взыскании  2 095 259 руб.

при участии в судебном заседании представителей: 

от Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области - представитель  Бабушкина Л.М. по доверенности № 14/4965 от 30.12.2009,

от ООО «Сельскохозяйственное предприятие «Боровлянский рыбопитомник» - представитель Кириченов Н.А. по доверенности  от 15.11.2010,

установил:

Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области (сокращённое наименование – Департамент АПК Тюменской области) 20.07.2010 обратился в Арбитражный суд Тюменской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие «Боровлянский рыбопитомник» (далее - ООО «СП «Боровлянский рыбопитомник») о взыскании 2 095 259 руб. неосновательного обогащения.

 До принятия судом решения по делу Департамент АПК Тюменской области в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) уточнил исковые требования, просит взыскать с ответчика 2 095 259 руб. как субсидию.

Решением Арбитражного суда Тюменской области от  31.08.2010 по делу №  А70-7324/2010 в удовлетворении иска отказано.

Возражая против принятого судом решения, Департамент АПК Тюменской области в апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам.

ООО «СП «Боровлянский рыбопитомник» в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит оставить обжалуемое решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента АПК Тюменской области доводы апелляционной жалобы поддержал. Пояснил, что получателями субсидий являются рыбоводные предприятия юга области с годовым объёмом производства товарной рыбы не менее 50 тонн или рыбопосадочного материала не менее 200 тыс. штук годовиков карповых видов. Указывает, что рыбопосадочный материал ответчика не соответствовал необходимому для предоставления субсидий (имелись сеголетки карпа, а не годовики). Для получения годовиков ответчик, согласно технологии производства, мог претендовать на получение субсидий только в 2009 году. Для получения субсидии ответчик представил справку, содержащую недостоверную информацию. В настоящее время по данному факту УВД Тюменской области проводится проверка ответчика. Представление документа, содержащего недостоверные сведения, повлекло незаконное получение субсидии.

Представитель ООО «СП «Боровлянский рыбопитомник» высказался согласно письменному отзыву на апелляционную жалобу. Пояснил, что ответчик получил субсидию по договору, который никем не оспорен, использовал субсидию по назначению. Нарушений при получении субсидии не допущено.   

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и письменный отзыв на неё, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает обжалуемое решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 26.11.2008 между Департаментом АПК Тюменской области (департамент) и ООО «СП «Боровлянский рыбопитомник» (получатель) заключён договор № 41/007-1-08 о субсидировании (л.д.8-9), в соответствии с которым, департамент обязуется предоставить получателю субсидию из областного бюджета на укрепление материально-технической базы рыбоводных предприятий (пункт 1.2 договора).

Из пункта 1.1 договора следует, что он заключён в соответствии с Законом Тюменской области от 07.11.2007 № 37 «Об областном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», Постановлением Правительства Тюменской области от  04.03.2008 № 72-п «Об утверждении Положения о порядке предоставления средств областного бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства», приказом Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области от 11.03.2008 № 51-П, протоколом комиссии от 29.09.2008 № 3-мтбр.

В соответствии с пунктами 2.1, 3.1 договора субсидия предоставляется в размере 70% стоимости приобретения технологического оборудования, что составляет 2 095 259 руб. Департамент производит выплату субсидии на основании представленных документов. Получатель обязан предоставить департаменту следующие документы: справку об объёмах производства товарной рыбы или рыбопосадочного материала за предшествующий и (или) текущий год, заверенную органом местного самоуправления; копии первичных документов, подтверждающих приобретение технологического оборудования, транспорта и орудий лова: договор, счет-фактуру, товарную накладную, платежные документы. 

 Согласно статье 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2). Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (пункт 3).

Условия, порядок предоставления субсидий на укрепление материально-технической базы рыбоводных предприятий юга Тюменской области в части рыборазведения и рыбопереработки определены в пункте 11.4 Положения о порядке предоставления средств областного и федерального бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства, утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 04.03.2008 № 72-п (здесь и далее - в редакции от 02.09.2008, действовавшей на дату заключения договора № 41/007-1-08 от 26.11.2008).

Получателями субсидий по данному направлению государственной поддержки являются рыбоводные предприятия юга области с годовым объемом производства товарной рыбы не менее 50 тонн или рыбопосадочного материала не менее 200 тыс. штук годовиков карповых видов.

Основанием для выплаты субсидий является договор между Департаментом АПК Тюменской области и предприятием-получателем субсидии, счета на оплату либо копии первичных документов, подтверждающих приобретение аэрационной техники, оборудования для переработки рыбы, холодильного оборудования с учетом доставки и монтажа, орудий лова, технологического транспорта, справка о производстве товарной рыбы или рыбопосадочного материала за предшествующий и (или) текущий год, заверенная органом местного самоуправления (пункт 11.4 Положения).

Частью 6 Положения о порядке предоставления средств областного и федерального бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства установлено, что отбор получателей средств областного бюджета осуществляется комиссией, формируемой Департаментом АПК Тюменской области, в соответствии с условиями предоставления субсидий по каждому мероприятию и направлению государственной поддержки. Государственная поддержка осуществляется после решения комиссии по отбору получателей и представления документов на оказание государственной поддержки сельскохозяйственного производства.

Для подтверждения своего права на получение субсидии ООО «СП «Боровлянский рыбопитомник» представило справку о производстве товарной рыбы и рыбопосадочного материала карповых видов рыб за 2007-2008 годы, из которой следует, что ООО «СП «Боровлянский рыбопитомник» произвело рыбопосадочного материала (годовиков и двухгодовиков карповых рыб) в 2007г. 600 000 тыс. штук, в 2008 г. - 800 000 тыс. штук (л.д. 11).

В качестве документов, подтверждающих приобретение технологического оборудования ООО «СП «Боровлянский рыбопитомник» представило в Департамент АПК Тюменской области копии договора № 02-08 от 01.09.2008 на поставку трёх комплектов электронасосных агрегатов марки Д630-90, стоимостью 972 419 руб. 71 коп. за единицу, акта приёма-передачи от 04.09.2008, договора № 03-08 от 20.09.2008 на поставку четырёх комплектов аэраторов марки «Тюменец», стоимостью 373 620 руб., акта приёма-передачи от 10.11.2008, договора № 04-08 от 20.09.2008 на поставку лодочных моторов и лодки, стоимостью 241 130 руб., акта приёма-передачи от 10.11.2008, а также платежные поручения об оплате товара, товарные накладные, счета и счета-фактуры (л.д. 12-34).

Поскольку ответчик представил необходимые для получения субсидии документы, истец перечислил ему сумму субсидии в полном объеме – 2 095 259 руб., что подтверждено платежным поручением № 357676 от 22.12.2008 (л.д. 10).

Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, Департамент АПК Тюменской  области  утверждает, что ответчик необоснованно получил субсидию, нарушив правила её получения, предусмотренные частью 11.4 Положения о порядке предоставления средств областного и федерального бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства.

Истец указывает, что для получения субсидии, ответчиком была представлена справка об объёмах товарной рыбы или рыбопосадочного материала, содержащая недостоверные сведения. Кроме того, по результатам проверки в июле 2010 года установлено, что электронасосные агрегаты в количестве 3 единиц, купленные ООО «СП «Боровлянский рыбопитомник» по договору поставки № 02-08 от 01.09.2008, на приобретение которых в том числе выплачена субсидия, у ответчика отсутствуют.

Согласно акту проверки ООО «СП «Боровлянский рыбопитомник» от 06.07.2010 (л.д. 25-28), составленному по результатам проверки комиссией Департамента АПК Тюменской области использования ответчиком бюджетных средств, полученных в том числе по договору о субсидировании от 26.11.2008 № 41/007-1-08, в 2009г. в состав основных средств включен в том числе один агрегат Д630-90, два агрегата Д630-90 в производственной деятельности не использовались, в составе основных средств не значились. Проверкой также установлено, что ООО «СП «Боровлянский рыбопитомник» зарегистрировано в качестве юридического лица 08.08.2008, в связи с чем представленная им справка о производстве рыбопосадочного материала – годовиков и двухгодовиков карповых рыб в 2007г. в количестве 600 тыс. штук, в 2008 г. – в количестве 800 тыс. штук является недостоверной, поскольку в 2007г. предприятие ещё не действовало, а за 4 месяца 23 дня существования предприятия в 2008г. вырастить карпа годовика или двухгодовика невозможно. По бухгалтерскому учёту в 2008г. карпы годовики и двухгодовики не приходовались и не значились.

В пункте 5 акта указано, что предоставленные ООО «СП «Боровлянский рыбопитомник» документы для заключения договоров субсидирования, полностью соответствуют пункту 3.1 договоров о субсидировании и перечню документов, являющихся основанием для выплаты субсидий, установленному пунктом 11.4 Постановления Правительства Тюменской области от 04.03.2008 № 72-п «Об утверждении Положения о порядке предоставления средств областного бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства» (в редакции 02.09.2008).

В части 6 того же акта указано, что субсидия ООО «СП «Боровлянский рыбопитомник» в сумме 6 763 428 руб. получена по недостоверным документам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Бюджетного кодекса РФ отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Поскольку договор № 41/007-1-08 от 26.11.2008 предполагает расходование бюджетных средств на предоставление субсидии, отношения сторон, как правильно указано судом первой инстанции, должны регулироваться нормами бюджетного законодательства.

Из пункта 26 Положения о порядке предоставления средств областного и федерального бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства следует, что полученная субсидия подлежит возврату в областной бюджет в случае нарушения получателями субсидий условий использования субсидий, неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения условий договора.  

Довод апелляционной жалобы о том, что субсидия, выданная в нарушение условий, установленных при её предоставлении, должна возвращаться на основании пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ, отклоняется, поскольку данной нормой предусмотрено, что порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, должны определять нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров.

Положением не предусмотрено, что представление лицом, претендующим на получение субсидии, документов, содержащих недостоверные сведения, которые могут и должны быть проверены до принятия решения о выдаче субсидии, является основанием для возвращения субсидии в бюджет.

Справка о производстве товарной рыбы всех видов и рыбопосадочного материала карповых видов рыб за 2007-2008г.г. в части достоверности её сведений, исходя из даты регистрации в качестве юридического лица ООО «СП «Боровлянский рыбопитомник», должна была быть проверена истцом на стадии отбора получателя субсидии.

В пункте 6.1 Положения установлено, что в целях всестороннего и объективного рассмотрения представленной заявки и приложенных к ней документов специалист вправе в случае наличия сомнений в достоверности информации, представленной

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2010 по делу n А46-11378/2010. Отменить определение первой инстанции: Направить вопрос на новое рассмотрение (ст.272 АПК)  »
Читайте также