Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2010 по делу n А75-2919/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

27 октября 2010 года

                                                        Дело №   А75-2919/2010

Резолютивная часть постановления объявлена  20 октября 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме  27 октября 2010 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Золотовой Л.А.,

судей  Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Моисеенко Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7512/2010) Администрации Нефтеюганского района на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.07.2010 по делу № А75-2919/2010 (судья Членова Л.А.), принятое по иску Администрации Нефтеюганского района к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром Трансгаз Сургут» о взыскании 6 261 467 рублей и по встречному иску общества с ограниченной ответственностью «Газпром Трансгаз Сургут» к Администрации Нефтеюганского района о признании договора аренды земельного участка от 16.09.1996 № 145 незаключенным,

при участии в судебном заседании представителей: 

от Администрации Нефтеюганского района – не явился, извещен;

от общества с ограниченной ответственностью «Газпром Трансгаз Сургут»– не явился, извещен;

установил:

 

Администрация Нефтеюганского района (далее – Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью «Газпром Трансгаз Сургут» (далее – ответчик, Общество) 4 270 378 рублей 66 копеек арендных платежей и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 171 921 рубль 55 копеек.

Ответчиком заявлен встречный иск о признании договора аренды земельного участка от 16.09.1996 № 145 незаключенным.

Решением от 20.07.2010 по делу № А75-2919/2010 в удовлетворении первоначального и встречного иска было отказано.

Основанием к отказу в удовлетворении требований Администрации о взыскании арендных платежей явилось установленное в ходе судебного разбирательство применение в целях исчисления арендной платы нормативного акта, утратившего силу, а также неверное определение истцом вида разрешенного использования земельного участка, с учетом которого производилось исчисление арендной платы.

В апелляционной жалобе истец, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований Администрации.

Так, истец отмечает, что арендуемый Обществом земельный участок в силу постановления Главы Нефтеюганского района от 16.09.2004 № 211 «Об утверждении материалов инвентаризации земель» и распоряжения Правительства ХМАО-Югры № 493-рп от 19.09.2005 относится к землям промышленности, а, следовательно, при определении размера арендных платежей в 2009 году следовало руководствоваться Решением  Думы Нефтеюганского района от 21.09.2007 № 488, в части, относящейся к установлению повышающих коэффициентов на земли промышленности, которая в 2009 году не была отменена.

В представленном в апелляционный суд отзыве на жалобу Администрации Общество выразило свое несогласие с доводами подателя жалобы, считает решение суда первой инстанции в части отказа удовлетворить первоначальный иск законным, обоснованным и не подлежащим отмене или изменению.

Ответчик в своем отзыве не оспаривает решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении встречного иска.

В силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

С учетом положений указанной статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также, принимая во внимание, что от Общества не поступило возражений в связи с рассмотрением решения арбитражного суда в части, суд апелляционной инстанции проверяет законность вынесенного судом первой инстанции акта в части отказа в удовлетворении требований Администрации о взыскании 4 270 378 рублей 66 копеек арендных платежей и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 171 921 рубль 55 копеек.

Суд апелляционной инстанции в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не заявивших ходатайства об его отложении.

Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, установил следующие обстоятельства.

26.03.1997 между Администрацией Нефтеюганского района (арендодатель) и предприятием «Сургутгазпром» РАО «Газпром», являющимся правопредшественником ООО «Газпром Трансгаз Сургут» (арендатор), на основании постановления главы администрации Нефтеюганского района от 18.09.1996 № 112 заключен договор аренды земельного участка № 44, по условиям которого арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду земельный участок общей площадью 59 629 га под объекты КС-5 Южно-Балыкская ЛПУ. Данный договор зарегистрирован в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству под № 145 от 16.09.1996 (том 1 л.д. 10-16).

Срок договора аренды установлен сторонами 25 лет с 26.03.1997 по 26.03.2022 (пункт 1.2 договора).

Пунктом 2.1 договора стороны согласовали размер арендной платы, которая вносится арендатором поквартально равными долями.

В соответствии с пунктом 3.2 договора за просрочку внесения платежей в сроки, установленные договором, арендатор уплачивает арендодателю пени в размере 0,7 % от просроченной суммы платежа за каждый день просрочки.

Согласно пункту 4.1 договора арендодатель вправе изменять размер арендной платы в случае пересмотра нормативной платы за землю законодательными органами.

Дополнительным соглашением от 03.03.1999 к договору аренды площадь земельного участка, переданного в аренду, уменьшена до 57 349 га, величина арендной платы за год   изменена и составила 29 640 рублей 75 копеек (том 1 л.д. 15-16).

Согласно уведомлениям Комитета по земельным ресурсам и землеустройству администрации Нефтеюганского района, направляемым ежегодно в адрес арендатора, арендная плата за земельный участок по договору № 145 от 16.09.1996 составляла: на 2007 год – 688 рублей 19 копеек (том 1 л.д. 95); на 2008 год – 688 рублей 19 копеек (том 1 л.д. 97); на 2009 год – 688 рублей 19 копеек (уведомление от 19.02.2009 № 269 – том 1 л.д. 99-100). Согласно пояснениям истца арендная плата была рассчитана на основании Решения думы Нефтеюганского района от 14.10.2005 № 717.

22.07.2009  в адрес ответчика поступило уведомление от 22.07.2009 № 1652, из которого следует, что за 1-2 кварталы 2009 года арендная плата составляет 344 рубля 10 копеек, за 3-4 кварталы 2009 года оплата производится согласно Решению Думы Нефтеюганского района № 488 от 21.09.2007 «Об арендной плате на территории муниципального образования Нефтеюганский район на 2008 год», при этом годовая арендная плата составляет 5 694 755 рублей 70 копеек, плата за 3-4 кварталы 2009 года – 2 847 377 рублей 85 копеек (том 1 л.д. 22-24).

05.03.2010   в адрес Общества поступило уведомление о существующей по состоянию на 15.02.2010 задолженности по договору № 145 от 16.09.1996, которая составила по основному долгу 2 847 033 рубля 76 копеек, пени – 69 703 рубля 87 копеек, с предложением погасить задолженность в течение 10 дней со дня получения уведомления (том 1 л.д. 19-20).

В связи с неисполнением Обществом требования об оплате долга в установленный в уведомлении срок администрация обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании долга, начисленного за 3-4 кварталы 2009 года и 1 квартал 2010 года исходя из квартального платежа в размере 1 423 688 рублей 92 копейки за вычетом уплаченных обществом сумм – 172 рубля 05 копеек за 3 квартал 2009 года и 172 рубля 02 копейки за 4 квартал 2009 года, что составило в общей сложности 4 270 378 рублей 23 копейки. На указанную сумму долга истцом в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за период 01.10.2009 -15.07.2010 начислены проценты за пользование чужими денежными средствами в общей сумме 171 921 рубль 55 копеек (том 2 л.д. 1-2).

Решением от 20.07.2010 по делу № А75-2919/2010 в удовлетворении требований Администрации было отказано.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в обжалуемой части, не находит оснований для его отмены.

Судом первой инстанции правомерно признано значимым (ч. 2 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) то, что законодательством для исчисления размера арендной платы за основу был принят именно размер подлежащего уплате земельного налога; размер земельного налога установлен в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка; значимым для определения суммы земельного налога, а в данном случае, соответственно, и размера арендной платы, являлся именно вид разрешенного использования земельного участка.

Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 № 212-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

На территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры указанный порядок в отношении земельных участков населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, установлен приказом Департамента государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.12.2008  № 3-нп «Об арендной плате за земельные участки» (с последующими изменениями и дополнениями). Данный приказ официально опубликован в сборнике «Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», 01.01.2009-31.01.2009, № 1, ст. 51 и подлежит   применению с 01.02.2009.

Решением Думы Нефтеюганского района от 21.09.2007 № 488 «Об арендной плате на территории муниципального образования «Нефтеюганский район» на 2008 год» были установлены корректирующие коэффициенты к размерам годовой арендной платы, утвержденной решение Думы от 26.10.2006 № 157 и от 17.01.2007 № 269.

В своем исковом заявлении Администрация указала, что согласно приложению 2 к Решению Думы Нефтеюганского района № 488 от 21.09.2007 «Об арендной плате на территории муниципального образования «Нефтеюганский район» арендная плата за 3 и 4 квартал составляет 2 847 377,85 руб., ежеквартально 1 423 688,92 руб.

Приложение 2 к Решению Думы Нефтеюганского района № 488 устанавливает размеры арендной платы за использование земельных участков земель промышленности на территории МО «Нефтеюганский район».

 Материалы рассматриваемого спора, как установлено судом первой инстанции, не позволяют прийти к однозначному выводу, что спорный земельный участок отнесен в установленном законом порядке к категории земель промышленности.

Напротив, как следует из представленного в материалы дела постановления Главы Нефтеюганского района № 211 от 16.09.2004г., содержащем сведения об объекте договора аренды № 145 (его площади 57, 40га) и арендаторе (ООО «Сургутгазпром», ОАО «Газпром») функциональное назначение спорного земельного участка определено как «земли населенных пунктов». После проведения Обществом инвентаризации  данного земельного участка образовались земельные участки с кадастровыми номерами 030201:13, 030702:2468, 030702:2469, 030201:0014 с указанием в кадастровых паспортах указанных земельных участков категории земель – «земли населенных пунктов». Доказательств обратного подателем жалобы в материалы рассматриваемого спора не представлено.

 С учетом изложенного, а также установленной статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанности по доказыванию стороной обстоятельств, положенных в основу заявленных требовании и возражений, суд апелляционной инстанции считает обоснованной квалификацию, данную судом первой инстанции, категории спорного земельного участка как земли населенных пунктов (поселений), поскольку названное обстоятельство усматривается из Приложения к постановлению Главы Нефтеюганского района от 16.09.2004 № 211 «Об утверждении материалов инвентаризации земель» (том 2 л.д. 59-60).

 Довод подателя жалобы о том, что согласно распоряжению Правительства ХМАО-Югры № 493-рп от 19.09.2005 спорный земельный участок относится к землям промышленности, апелляционным судом отклоняется.

Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли поселений («земли населенных пунктов» в ред. Федерального закона от 18.12.2006 № 232-ФЗ);

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2010 по делу n А46-22347/2008. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также