Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2010 по делу n А46-4436/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

25 октября 2010 года

                                                        Дело №   А46-4436/2010

Резолютивная часть постановления объявлена  18 октября 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме  25 октября 2010 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Глухих А.Н.,

судей  Зиновьевой Т.А., Шаровой Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Кокориной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7574/2010) открытого акционерного общества «Сибирьтелеком» на решение Арбитражного суда Омской области от 30 июля 2010 года по делу №  А46-4436/2010 (судья Савинов А.В.), принятое по иску Прокурора Омской области к Государственному учреждению Омской области «Областная станция по борьбе с болезнями животных по Калачинскому району», открытому акционерному обществу «Сибирьтелеком» о признании договора недействительным в части,

при участии в судебном заседании представителей: 

от ОАО «Сибирьтелеком» – представитель Богачкова Н.П. (доверенность № 4-95 от 11.01.2010 сроком действия до 31.12.2010); 

от Прокурора Омской области – прокурор отдела Марченко Т.В. (удостоверение № ТО 083094 выдано 05.03.2009 сроком действия до 05.03.2012); 

от Государственного учреждения Омской области «Областная станция по борьбе с болезнями животных по Калачинскому району» – представитель не явился, извещено;

установил:

 

Прокурор Омской области обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к открытому акционерному обществу «Сибирьтелеком» (далее - ОАО «Сибирьтелеком») и Государственному учреждению Омской области «Областная станция по борьбе с болезнями животных по Калачинскому району» (далее - ГУОО «Областная станция по борьбе с болезнями животных по Калачинскому району») о признании недействительными пунктов 2.2.1, 4.4. договора № 550066 от 01.01.2010 об оказании услуг электросвязи.

Решением Арбитражного суда Омской области от 30.07.2010 по делу № А46-4436/2010 пункты 2.2.1 и 4.4 договора № 550066 от 01.01.2010  об оказании услуг электросвязи признаны недействительными. С ОАО «Сибирьтелеком» и ГУОО «Областная станция по борьбе с болезнями животных по Калачинскому району» в доход федерального бюджета взыскано по 2 000 руб. государственной пошлины (с каждого).

Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО «Сибирьтелеком» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

По мнению подателя жалобы, пункты 2.2.1 и 4.4 договора № 550066 от 01.01.2010  не противоречат закону в связи с тем, что к отношениям сторон не может быть применен Указ Президента Российской Федерации от 23.11.1995 № 1173 «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства» как акт, не содержащий норм гражданского права и не являющийся федеральным законом, на основании которого могут быть ограничены гражданские права, что противоречит пункту 2 статьи 1 ГК РФ. Более того, истцом не доказано, что объекты, снабжаемые по спорному договору, относятся к объектам, обеспечивающим безопасность государства.

От Прокурора Омской области поступил отзыв на апелляционную жалобу, в  котором истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

ГУОО «Областная станция по борьбе с болезнями животных по Калачинскому району», надлежащим образом извещенное в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации (далее – АПК РФ) о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в суд не обеспечило.

На основании статей 156, 266 суд находит возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося участника процесса.

Представитель ОАО «Сибирьтелеком» поддержала требования, изложенные в апелляционной жалобе, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. Пояснила, что договор об оказании услуг заключен в рамках обычной хозяйственной деятельности.

Прокурор Омской области поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу. Пояснил, что ГУОО «Областная станция по борьбе с болезнями животных по Калачинскому району» выполняет функции по предупреждению и ликвидации болезней животных, обеспечивает безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства и защищает население от болезней, общих для человека и животных.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, заслушав Прокурора Омской области и представителя ОАО «Сибирьтелеком», проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.

Как следует из материалов дела, между ОАО «Сибирьтелеком» (оператор) и ГУОО «Областная станция по борьбе с болезнями животных по Калачинскому району»  (абонент) заключен договор № 550066 от 01.01.2010 об оказании услуг электросвязи, предметом которого является возмездное оказание оператором абоненту услуг электросвязи, услуг по предоставлению доступа к сетям электросвязи оператора, иных услуг, технологически неразрывно связанных с услугами электросвязи и направленных на повышение их потребительской ценности.

Согласно пункту 2.2.1 договора № 550066 от 01.01.2010 оператор имеет право, уведомив абонента, приостанавливать оказание ему услуг в случае нарушения абонентом требований, связанных с оказанием этих услуг и установленных ФЗ «О связи», иными нормативными правовыми актами и настоящим Договором, в том числе нарушения сроков оплаты оказанных Абоненту услуг, до устранения нарушения и предоставления документов, подтверждающих оплату Оператору стоимости оказанных услуг.

В соответствии с пунктом 4.4 договора № 550066 от 01.01.2010 в случае не устранения абонентом нарушений, указанных в пункте 2.2.1 настоящего договора, в течение шести месяцев со дня получения абонентом от оператора уведомления в письменной форме о намерении приостановить оказание услуг оператор в одностороннем порядке без обращения в суд вправе расторгнуть настоящий договор.

Полагая, что условия пунктов 2.2.1., 4.4. договора № 550066 от 01.01.2010, являются недействительными, поскольку не соответствуют действующему законодательству, Прокурор Омской области обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

По правилам статьи 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части (статья 180 ГК РФ).

По вопросу о несоответствии положений договора Указу Президента Российской Федерации от 23.11.1995 № 1173 «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства» суд апелляционной инстанции поддерживает выводы, изложенные в обжалуемом решении, относительно недействительности положений пунктов 2.2.1., 4.4. договора № 550066 от 01.01.2010.

Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.

В соответствии с пунктами 1, 2  статьи 4, статьей 21 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» государственное регулирование деятельности в области связи основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и иных федеральных законов. Отношения, связанные с деятельностью в области связи, регулируются также нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

В силу статьи 80 Конституции Российской Федерации государственное регулирование в области связи осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и другими компетентными органами.

Таким образом, приведенные выше нормы не исключают, наряду с положениями закона, возможности регулирования отношений по поводу предоставления связи, иными правовыми актами, в том числе и указами Президента Российской Федерации, в связи с чем подлежат отклонению возражения подателя жалобы относительно невозможности применения к спорным отношениям сторон Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 № 1173 «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства» (далее - Указ).

Так, названным Указом определены особые условия отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды) потребителям, обеспечивающим безопасность государства.

На основании пунктов 1, 2 Указа ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, считается действиями, нарушающими безопасность государства.

В силу статей 1 и 4 Закона Российской Федерации от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности» безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которая достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Статьей 12 Закона Российской Федерации от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности» предусмотрено, что силы и средства обеспечения безопасности включают в себя, в том числе, органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможенные органы, природоохранные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства.

Согласно пункту 1 Положения «О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 12.06.2008 № 450 Министерство сельского хозяйства Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая ветеринарию.

В соответствии с пунктом 2 Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.1994 № 706, во исполнение Закона Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии», органы управления, учреждения и организации Государственной ветеринарной службы Российской Федерации (в том числе станции по борьбе с болезнями животных и ветеринарные лаборатории субъектов Российской Федерации, районов и городов) являются органами государственного ветеринарного надзора. При этом Государственная ветеринарная служба Российской Федерации (в составе которой находятся указанные станции) входит в структуру Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии», система государственной ветеринарной службы Российской Федерации включает в себя:

- федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии, в области ветеринарии и подведомственные ему организации, в области ветеринарного надзора и подведомственные ему территориальные органы; ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба;

- в субъектах Российской Федерации - уполномоченные в области ветеринарии органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения.

В соответствии с Уставом ГУОО «Областная станция по борьбе с болезнями животных по Калачинскому району» является учреждением, подведомственным Главному управлению ветеринарии Омской области как отраслевому органу исполнительной власти Омской области.

В статье 1 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» указано, что ветеринария - это область науки и практической деятельности человека, направленная на предупреждение и лечение болезней животных, защиту людей от антропозоонозов, а также на производство доброкачественных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства и ветеринарно-санитарную защиту природы и окружающей среды.

Согласно пункту 1 статьи 5 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» задачами государственной ветеринарной службы Российской Федерации являются: предупреждение и ликвидация заразных и массовых незаразных болезней животных; обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении; защита населения от болезней, общих для человека и животных; охрана территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств.

В силу пунктов 2.1., 2.2. Устава ГУОО «Областная станция по борьбе с болезнями животных по Калачинскому району» целями деятельности последнего является реализация мероприятий, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, защиту населения от болезней, общих для человека и животных на закрепленной территории обслуживания.

ГУОО «Областная станция по борьбе с болезнями животных по Калачинскому району» выполняет функции по предупреждению и ликвидации болезней животных, обеспечивает безопасность в

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2010 по делу n А46-3952/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также