Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2010 по делу n А75-3538/2010. Отменить решение полностью и принять новый с/а
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 20 октября 2010 года Дело № А75-3538/2010 Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2010 года Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2010 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Глухих А.Н., судей Еникеевой Л.И., Зиновьевой Т.А., при ведении протокола судебного заседания: секретарем Прилипко Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6417/2010) общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 июня 2010 года по делу № А75-3538/2010 (судья Кущева Т.П.), принятое по иску Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа -Югры к обществу с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» о возмещении вреда в натуре, при участии в судебном заседании представителей: от общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» – представитель Шанаурова Е.И. (доверенность № 14/10 от 01.01.2010 сроком действия до 31.12.2010); от Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры – представитель не явился, извещено; установил:
Департамент охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «РНЮганскнефтегаз» (далее – ООО «РН-Юганскнефтегаз», ответчик) о возмещении вреда, причиненного окружающей среде на Южно-Балыкском месторождении нефти, в районе куста № 436, путем восстановления нарушенного состояния компонентов природной среды на площади 1560 кв.м. за счет собственных сил и средств (в натуральной форме), в соответствии с утвержденными постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 466-П от 10.12.2004 региональными нормами «Допустимого остаточного содержания нефти и нефтепродуктов в почвах после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры». В обоснование заявленных требований, Департамент охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры ссылается на не соблюдение ответчиком природоохранного законодательства, путем загрязнения окружающей среды в районе куста № 436 Южно-Балыкского месторождения нефтепродуктами. Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.06.2010 по делу № А75-3538/2010 исковые требования удовлетворены. ООО «РН-Юганскнефтегаз» обязано возместить вред, причиненный окружающей среде на Южно-Балыкском месторождении в районе куста № 436, путем восстановления нарушенного состояния компонентов природной среды на площади 1560 квадратных метров за счет собственных сил и средств, в соответствии с утвержденными постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 466-П от 10 декабря 2004 г. региональными нормами «Допустимого остаточного содержания нефти и нефтепродуктов в почвах после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» до 1 ноября 2013 года. С ООО «РН-Юганскнефтегаз» в доход федерального бюджета взыскано 2 000 руб. государственной пошлины. Не соглашаясь с принятым судебным актом, ООО «РН-Юганскнефтегаз» в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что у истца отсутствует право на предъявление настоящего иска, поскольку объект подлежит федеральному государственному экологическому контролю и контрольные функции в отношении него осуществляет Росприроднадзор. Кроме того, судом первой инстанции необоснованно вынесено решение в части сроков проведения рекультивации, поскольку проект восстановительных работ отсутствует. Департамент охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Иск заявлен надлежащим лицом в пределах имеющихся полномочий. Истец, надлежащим образом извещенный в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) о мессе и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в суд не обеспечил. На основании статей 156, 266 АПК РФ арбитражный суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя истца. В заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО «РН-Юганскнефтегаз» поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции находит оспариваемый судебный акт подлежащим отмене, а заявленные исковые требования – оставлению без удовлетворения. Как следует из материалов дела, по итогам проведения проверки ООО «РН-Юганскнефтегаз» с целью соблюдения природоохранного законодательства, составлен акт проверки № 436 от 14.08.2009, согласно которому Департаментом охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры установлен факт загрязнения нефтью компонентов природной среды (почвы, водной растительности, подлеска) в районе развилки внутрипромысловых автомобильных дорог на куст № 436 Южно-Балыкского месторождения Нефтеюганского района (л.д. 9-10). Загрязнение произошло в результате разгерметизации нефтепровода диаметром 159 мм «точка № 34 - точка № 35» Южно-Балыкского месторождения, эксплуатацию которого осуществляет ООО «РН-Юганскнефтегаз». Общая площадь загрязнения составила 1560 квадратных метров. Указанное загрязнение выразилось в виде скопления слоя нефти на компонентах природной среды. Разлив нефти обваловкой по замкнутому периметру не локализован, что влечет к дальнейшему распространению нефти, увеличению площади загрязнения и степени негативного воздействия нефтепродуктами на окружающую среду. С целью определения содержания нефтепродуктов и хлоридов определением Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.09.2009 № 86 была назначена химико-биологическая экспертиза, для чего были отобраны пробы загрязненных нефтью компонентов природной среды. При исследовании проб грунта с загрязненного участка установлено, что содержание нефтепродуктов составляет 165200 мг/кг, и превышает фоновое содержание в 1898,8 раза, а содержание хлоридов превышает фоновые концентрации в 11,4 раза (л.д. 18). Поскольку ущерб, причиненный окружающей среде не возмещен, Департамент охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обратился в арбитражный суд с настоящим иском. Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из установленных фактов наличия ущерба, неприятия ответчиком надлежащих мер по ликвидации последствий разлива нефти, и обязательностью компенсации вреда, причиненного окружающей среды. Повторно оценив материалы дела, суд апелляционной инстанции, считает, что принимая судебный акт об обязании ответчика выполнить действия по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет собственных средств и сил, согласно плану рекультивации в срок до 01.11.2013 на Южно-Балыкском месторождении в районе куста № 436, суд первой инстанции неполно исследовал обстоятельства имеющие существенное значение для дела. Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по общему правилу вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред. В соответствии со статьей 1082 ГК РФ способами возмещения вреда являются возмещение вреда в натуре (предоставление вещи того же рода и качества, исправление поврежденной вещи и т.п.) или возмещение причиненных убытков. В соответствии со статьей 34 Федерального Закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Согласно части 1 статьи 46 Закона об охране окружающей среды размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды. Пунктом 2 статьи 46 Закона об охране окружающей среды установлено, что при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов. С учетом приведенных выше норм права, суд первой инстанции правильно указал, что непринятие ООО «РН-Юганскнефтегаз» мер по ликвидации последствий аварийных разливов нефтепродуктов, нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду. В пункте 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Обращение истца в арбитражный суд с настоящим иском обусловлено установленной законом обязанностью ответчика возместить причинённый им вред в результате имевшего место загрязнения нефтью компонентов природной среды (почвы, водной растительности, подлеска), а также полномочиями (правом) истца на обращение с иском о возмещении вреда причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Оценивая довод ответчика, об отсутствии у истца права на обращение в суд с настоящим иском, суд апелляционной инстанции находит довод необоснованным исходя из следующего. Согласно статье 6 Закона об охране окружающей среды к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится, в том числе, осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю; обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды; предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Таким образом, из буквального толкования приведенной выше нормы права, следует, что государственные органы власти субъектов Российской Федерации обладают полномочиями на предъявление исков о возмещении вреда окружающей среды, причиненного в результате нарушения законодательства в области окружающей среды. В соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.09.2006 № 218-П «О департаменте охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» Департамент охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим государственное управление в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, сохранения биологического разнообразия, обращения с отходами производства и потребления, охраны атмосферного воздуха, охраны и использования объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты, а также регионального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов в пределах компетенции Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и переданных полномочий Российской Федерации федеральными законами и по соглашениям с федеральными органами исполнительной власти. Также установлено, что Департамент охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие полномочия, в частности, предъявляет иски о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды (пункт 3.1. Положение о Департаменте охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры). Из материалов дела, следует, что Департаментом охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2010 по делу n А70-5133/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Март
|