Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2010 по делу n А75-1687/2010. Отменить решение полностью и принять новый с/а
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 19 октября 2010 года Дело № А75-1687/2010 Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2010 года Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2010 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: Председательствующего судьи Лотова А.Н., судей Золотовой Л.А., Шиндлер Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Леоновой Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5986/2010) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.05.2010 по делу № А75-1687/2010 (судья Дроздов А.Н.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью Региональная лесопромышленная компания «Кода Лес» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о взыскании процентов в сумме 4 058 549 руб. 87 коп., при участии в судебном заседании представителей: от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре – Наносов Е.Н., предъявлено удостоверение, по доверенности б/н от 10.09.2010 сроком действия до 31.12.2010; от общества с ограниченной ответственностью Региональная лесопромышленная компания «Кода Лес» – Елистратова М.В., предъявлен паспорт, по доверенности № 35 от 01.01.2010 сроком действия до 31.12.2010; установил: общество с ограниченной ответственностью Региональная лесопромышленная компания «Кода Лес» (далее по тексту - ООО Региональная лесопромышленная компания «Кода Лес», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее по тексту - налоговый орган, Инспекция, заинтересованное лицо) о взыскании процентов в сумме 4 058 549 руб. 87 коп. Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 05.05.2010 по делу № А75-1687/2010 заявленные Обществом требования удовлетворены. Суд первой инстанции обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 3 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре произвести выплату ООО Региональная лесопромышленная компания «Кода Лес» 4 058 549 руб. 87 коп. процентов, начисленных на сумму излишне взысканных по решению о привлечении к налоговой ответственности от 23.06.2006 № 26-11/776 налога на доходы физических лиц, пеней и штрафа. Исследовав материалы дела, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Общество вправе требовать от государства уплаты процентов за пользование незаконно доначисленными ему в ходе производства по делу о налоговом правонарушении денежными средствами (в виде налогов, пени и штрафа), которые Общество уплатило в бюджет. При этом, суд первой инстанции отклонил, как несостоятельные, доводы налогового органа о том, что к спорным правоотношениям не применимы положения статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации. Не согласившись с указанным судебным актом, Инспекция обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 05.05.2010 по делу № А75-1687/2010 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, заявленных Обществом. В обоснование апелляционной жалобы налоговый орган указал, что судом первой инстанции при принятии решения не были полно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела. В частности, податель апелляционной жалобы указывает на то, что в данном случае Обществом был уплачен НДФЛ, пени и штрафные санкции по НДФЛ воисполнение требования об уплате налога № 481 от 19.11.2007, однако, по утверждению Инспекции, указанное требование налоговым органом в адрес Общества не направлялось. Также в апелляционной жалобе указано, что произведенные Обществом платежи (НДФЛ, пени и штраф) не относятся к решению Инспекции от 23.06.2006 № 26-11/776 о привлечении к налоговой ответственности. Налоговый орган утверждает, что в данном случае Общество уплатило спорные суммы не в принудительном порядке во исполнение решения Инспекции от 23.06.2006 № 26-11/776. В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы и дополнительных пояснений к апелляционной жалобе, решение суда первой инстанции считает незаконным и подлежащим отмене. Представитель ООО Региональная лесопромышленная компания «Кода Лес» в судебном заседании поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы несостоятельными. Общество считает, что суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что спорные суммы НДФЛ, пеней и штрафа по НДФЛ были взысканы с Общества в принудительно порядке. Заявитель утверждает, что спорные суммы были доначислены ему решением Инспекции от 23.06.2006 № 26-11/776, в связи с чем, спорные суммы нельзя признать добровольно уплаченными. Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, дополнения к апелляционной жалобе, отзыв, заслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит его подлежащим отмене, исходя из следующего. Как усматривается из материалов дела, 16.12.2009 Общество обратилось в Межрайонную инспекцию ФНС России № 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, куда было переведено в 2006 году, с заявлением № 95 о возврате сумм излишне взысканного налога, пени и штрафов, о зачете излишне оплаченных налогов, пени и штрафов (л.д.113-114). Межрайонной инспекцией ФНС России № 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре 21 и 23.12.2009 вынесены решения №№ 29651-29653, 29706 о возврате денежных средств, уплаченных Обществом (л.д.105-112). Во исполнение данных решений платежными поручениями от 22.12.2009 №№ 764, 766, 765, 524, 578, 525, 767 и от 23.12.2009 № 21 произведен возврат излишне взысканных сумм налога, пени, штрафа (л.д. 32-34, 36). Также Межрайонная инспекция ФНС России № 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре проинформировала Общество о проведении зачета (л.д.28). Общество, полагая, что возврат налогов должен быть произведен в соответствии с требованиями статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации с начислением процентов, обратилось Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с заявлением о взыскании с Инспекции процентов, исчисленных на сумму излишне взысканных налогов. Как было указано выше, суд первой инстанции требования Общества признал обоснованными и удовлетворил. Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, оценив доводы сторон, апелляционный суд пришел к выводу о том, что требования Общества являются необоснованными и удовлетворению не подлежат. При этом, апелляционный суд исходит из следующего. В соответствии со статьями 21 и 79 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне взысканных налогов и пеней. Налоговые органы в силу подпункта 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней, штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Порядок возврата излишне взысканного налога, сбора, а также пеней установлен положениями статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации, излишне уплаченного - положениями статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации. В силу пункта 5 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. В случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, процентов на эту сумму (абзац третий пункта 3 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации). В отношении сумм излишне уплаченных налогов такого правила законом не установлено. Таким образом, начисление и уплата налогоплательщику процентов установлена законом только в отношении излишне взысканных сумм налогов, пеней, штрафов. Соответственно для возложения на Инспекцию обязанности по начислению и уплате налогоплательщику процентов на сумму излишне взысканного налога необходимо установить одновременное наличие следующих обстоятельств: данная сумма взыскана с налогоплательщика, а не уплачена им добровольно; данная сумма является излишне взысканной, то есть взысканной в сумме большей, чем фактическая задолженность налогоплательщика. Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, что подразумевает добровольное перечисление денежных средств в счет уплаты соответствующих налогов и сборов по собственной инициативе и в сумме, исчисленной самостоятельно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса. Согласно положениями статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках. После истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, налоговый орган принимает решение о взыскании налогов за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса (пункт 6 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации). В соответствии с пунктом 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Таким образом, исходя из содержания статей 45, 46, 47, 48 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога представляет собой длящийся процесс, включающий в себя: направление налогоплательщику требования об уплате налога с предложением в установленный срок уплатить доначисленную сумму; применение принудительных мер взыскания - принятие решений о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах в банках, принятие решения о взыскании задолженности за счет имущества. В данном случае Общество, в обоснование своей позиции, указывает следующее. Так, по результатам выездной налоговой проверки, проведенной в отношении Общества, 23.06.2006 Инспекцией принято решение № 26-11/776 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (л.д. 39). На основании указанного решения Обществу предложен к уплате НДФЛ в сумме 10 665 430 руб. 84 коп., начислены и предложены к уплате пени по НДФЛ сумме 2 316 302 руб., 34 коп., также Общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 2 130 504 руб. 97 коп. за неперечисление в бюджет НДФЛ. Как утверждает Общество платежными поручениями от 13.02.2008 №№ 7, 8, 11 и от 10.01.2008 № 1 указанные суммы были перечислены в бюджет (л.д. 140-143). Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре № 15/849 от 30.11.2009 решение от 23.06.2006 № 26-11/776 отменено, производство по делу о налоговом правонарушении прекращено (л.д.11-25). Как было указано выше, Общество в связи с указанным обстоятельством обращалось в Инспекцию с заявлением о возврате сумм НДФЛ, пеней и штрафа, уплаченных на основании платежных поручений от 13.02.2008 №№ 7, 8, 11 и от 10.01.2008 № 1. Инспекцией был осуществлен возврат Обществу спорных сумм. Общество настаивает на том, что спорные суммы НДФЛ, пеней и штрафа должны были быть возвращены с процентами, начисленными на указанные суммы излишне взысканного налога, пеней и штрафа, в порядке пункта 5 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации. Суд апелляционной инстанции доводы Общества считает несостоятельными. Так, апелляционным судом установлено, что в платежных поручениях от 13.02.2008 №№ 7, 8, 11 и от 10.01.2008 № 1, на которые Общество как на подтверждение факта уплаты спорных сумм в бюджет, имеется ссылка на требование об уплате налога от 19.11.2007 № 481. Между тем, в материалах Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2010 по делу n А46-8390/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Март
|