Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2008 по делу n А46-6168/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

22 июля 2008 года

                                                       Дело №   А46-6168/2007

Резолютивная часть постановления объявлена  15 июля 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме  22 июля 2008 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Рябухиной Н.А.

судей  Гладышевой Е.В., Глухих А.Н.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Лепехиной М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1454/2008) Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Омской области от 31.01.2008 по делу №А46-6168/2007 (судья Гущин А.И.), принятое по иску муниципального предприятия города Омска «Пассажирское автотранспортное предприятие № 7» к Министерству финансов Российской Федерации

третьи лица: Министерство финансов Омской области, Министерство труда и социального развития Омской области, Департамент транспорта Администрации г. Омска

о взыскании 123 759 290 руб.,

при участии в судебном заседании представителей:

 от Министерства финансов Российской Федерации –  Сушко А.В. по  доверенность  № 129 от 15.01.2008,

от МП города Омска «Пассажирское автотранспортное предприятие № 7» –  Голенецких А.А. по доверенности от 23.01.2008,

от Министерства финансов Омской области – Каурова С.А. по  доверенности № 10-07/4497 от 06.12.2007,

от Министерства труда и социального развития Омской области – Терехова Н.Ю. по доверенности № исх.-07/мтср-6756 от 09.11.2007,

от Департамента транспорта Администрации  г.Омска – Гирло О.П. по доверенности № 01-01-04/1900 от 02.07.2008,

                                                                  УСТАНОВИЛ :

Муниципальное предприятие города Омска «Пассажирское автотранспортное предприятие № 7»  (далее – МП г.Омска ПАТП-7) 06.07.2007 обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации и Министерству финансов Омской области о взыскании 123 759 290 руб. убытков, связанных с предоставлением льгот по перевозке пассажиров городским транспортом.

Определением суда от 26.07.2007 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Министерства труда и социального развития Омской области по городу Омску.

В заседании суда, состоявшемся 04.10.2007, истец уточнил наименование третьего лица - Министерство труда и социального развития Омской области (л.д. 49 т.3).

Определением суда от 04.10.2007 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство труда и социального развития Омской области, Департамент транспорта Администрации города Омска (л.д. 50-51 т.3).

 До принятия судом решения по делу истец в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) отказался от исковых требований к Министерству финансов Омской области (л.д. 115-116 т.3).

Протокольным определением от 01.11.2007 Министерство финансов Омской области по ходатайству истца привлечено судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (л.д. 128 т.3).

На основании ст. 49 АПК РФ истец при рассмотрении дела в суде первой инстанции уточнял исковые требования, заявив в окончательном варианте о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации убытков, связанных с предоставлением льгот по перевозке пассажиров городским транспортом, в размере 103 287 300 руб. (л.д. 129-130 т. 3). Уточнения приняты судом (л.д. 42 т.4).

Решением Арбитражного суда Омской области от 31.01.2008 по делу №А46-6168/2007 иск МП г.Омска ПАТП-7 удовлетворен. С Министерства финансов Российской Федерации в пользу МП г.Омска ПАТП-7  взыскано 103 287 300 руб. убытков и 2000руб. расходов по уплате государственной пошлины. С Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в доход федерального бюджета взыскано 98000руб. государственной пошлины. Производство по делу № А46-6168/2007 в части взыскания 103 287 300 руб. убытков с Министерства финансов Омской области прекращено.

Возражая против принятого судом решения в части взыскания убытков, Министерство финансов Российской Федерации в апелляционной жалобе (с дополнениями) просит его отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, неправильное применение норм материального права. Ответчик считает, что истец не представил доказательств, свидетельствующих о его фактических расходах по перевозке льготной категории граждан в спорный период.

В письменных отзывах на апелляционную жалобу МП г.Омска ПАТП-7, Министерство труда и социального развития Омской области, Департамент транспорта Администрации города Омска, просят оставить обжалуемое решение суда без изменения.

Министерство финансов Омской области просит изменить решение суда, указав в его резолютивной части о взыскании убытков с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны, в остальной части – апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации оставить без удовлетворения.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства финансов Российской Федерации поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе (с дополнениями).

Представители  МП г.Омска ПАТП-7, Министерства финансов Омской области, Министерства труда и социального развития Омской области, Департамента транспорта Администрации г.Омска высказались согласно своим отзывам на апелляционную жалобу. 

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу (с дополнениями) и письменные отзывы на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает обжалуемое решение суда подлежащим оставлению без изменения.

  Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Омское муниципальное унитарное предприятие «Омскпассажиртранс» (далее – ОМУП «Омскпассажиртранс»), являясь в соответствии с уставом коммерческой организацией, осуществляющей деятельность по перевозке пассажиров по установленным городским маршрутам, в период с 01.01.2004 по 31.12.2004 предоставляло услуги по пассажирским перевозкам автотранспортом лицам, пользующимся правом бесплатного проезда.

Право ОМУП «Омскпассажиртранс» на осуществление пассажирских перевозок возникло на основании лицензии (регистрационный № АСС-55-021436 от 18.04.2002), сроком действия с 26.04.2002 по 25.04.2007 (письмо Управления государственного автодорожного надзора по Омской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 16.04.2008 №1432).

Право бесплатного проезда льготным категориям пассажиров предоставлено Федеральным законом от 21.07.1997 №118-ФЗ «О судебных приставах», Законом РФ от 26.06.1992 №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральным законом от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Законом РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции», Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Законом РФ от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Законом РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Законом РФ от 15.01.1993 №4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы», Федеральным законом от 09.01.1997 № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям социалистического труда и полным кавалерам Ордена Трудовой славы», Законом РФ от 18.10.1991 №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», Федеральным законом от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом от 02.08.1995 №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом РФ от 09.06.1993 №5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов».

Перевозки осуществлялись ОМУП «Омскпассажиртранс» на основании договора о муниципальном заказе по организации маршрутной перевозки пассажиров в городе Омске, заключенного с Департаментом транспорта Администрации города Омска.

Из материалов дела следует, что истец является правопреемником ОМУП «Омскпассажиртранс» по спорному обязательству.

На основании Постановления Мэра г.Омска от 29.12.2001 №562-п  ОМУ ПАТП-2, ОМУ ПАТП-7, ОМУ ПАТП-8, ОМУ ПАТП-9, ОМУ ПАТП-10 реорганизованы путем их слияния в Омское муниципальное унитарное предприятие «Омскпассажиртранс».

 Приложением №1 к уставу ОМУП «Омскпассажиртранс» подтверждается, что ОМУП «Омскпассажиртранс» имеет следующие филиалы: Пассажирский автотранспортный филиал №2 ОМУП «Омскпассажиртранс», Пассажирский автотранспортный филиал №4 ОМУП «Омскпассажиртранс», Пассажирский автотранспортный филиал №7 ОМУП «Омскпассажиртранс», Пассажирский автотранспортный филиал №10 ОМУП «Омскпассажиртранс», Филиал «Транссервис» ОМУП «Омскпассажиртранс» (л.д. 102 т.1).

Из пояснений Департамента транспорта Администрации города Омска  также следует, что реорганизованные предприятия вошли в состав ОМУП «Омскпассажиртранс» в качестве филиалов и действовали как обособленные структурные подразделения с сохранением производственной базы и закрепленного подвижного состава. Их деятельность учитывалась в общих показателях финансово-экономической деятельности ОМУП «Омскпассажиртранс» и по каждому подразделению отдельно (что подтверждается и представленными в настоящее дело документами)

В 2005 г. осуществлена реорганизация ОМУП «Омскпассажиртранс», в результате которой создано в том числе МП г.Омска ПАТП-7 (постановление Мэра г.Омска от 03.08.2005 №369-п «О реорганизации Омского муниципального унитарного предприятия «Омскпассажиртранс»).

Согласно разделительному балансу МП г.Омска ПАТП-7, наряду с МП г.Омска ПАТП-1, МП г.Омска ПАТП-2, МП г.Омска ПАТП-4, МП г.Омска ПАТП-8, является правопреемником прав и обязательств ОМУП «Омскпассажиртранс» в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые третьими лицами.

В связи с чем суд апелляционной инстанции считает установленным, что надлежащим истцом по настоящему делу является МП г.Омска ПАТП-7.

Довод апелляционной жалобы о том, что сумма убытков в размере 103 287 300 руб. не отражена в ликвидационном балансе ОМУП «Омскпассажиртранс» и в разделительном бухгалтерском балансе МП г.Омска ПАТП-7, что свидетельствует, по мнению ответчика, об отсутствии правопреемства между ОМУП «Омскпассажиртранс» и МП г.Омска ПАТП-7 по спорному обязательству, является необоснованным.

В ликвидационном балансе ОМУП «Омскпассажиртранс» по строке 470 пассива баланса отражен непокрытый убыток в сумме 782 392 000 руб. по состоянию на 21.10.2005. Указанная сумма убытка отражена и в разделительных балансах вновь возникших предприятий. Поскольку убытки в размере 103 287 300 руб. определены расчетным методом, их сумма изменялась истцом в процессе рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции, убытки не могли быть отражены в сумме 103 287 300 руб. в указанных балансах отдельно.

В связи с изложенным правопреемником ОМУП «Омскпассажиртранс» по обязательству о взыскании 103 287 300 руб. убытков является МП г.Омска ПАТП-7.

Представленной в материалы дела производственной программой в машино-часах по предприятиям городского пассажирского транспорта за 2004 год подтверждается, что в 2004 году ОМУП «Омскпассажиртранс» выполнен объем работ в 1919,97 м/часов, что составляет 63,95% от общего количества перевозок, при этом на долю ПАТП-7 пришлось 437, 53 м/часов (14,57%) - л.д. 127 т.1.

В соответствии с п. 64 Инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью автомобильного транспорта, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 31.10.2002 № 207 (далее – Инструкция), количество лиц с правом бесплатного проезда на городских и пригородных маршрутах устанавливается по справкам о количестве выданных документов, на основании которых разрешен бесплатный проезд отдельных категорий граждан. Эти справки представляются организациями, выдавшими документы на бесплатный проезд (органами местного самоуправления, городским военным комиссариатом, местными органами социальной защиты и др.).

Исходя из справок, предоставленных Министерством труда и социального развития Омской области, Департаментом транспорта Администрации города Омска, Управлением судебного департамента в Омской области, Прокуратурой Омской области, Штабом УВД Омской области, Омской академии МВД России, Омским линейным управлением внутренних дел на транспорте, МЧС России, УФССП по Омской области, Военной комендатурой Омского гарнизона, Управлением ФСБ России по Омской области, Омским кадетским корпусом, УФСИН России по Омской области, (л.д. 133-148 т.1), в 2004 году количество льготных категорий граждан, пользующихся правом бесплатного проезда, составило 255089 человек. Лица, вошедшие одновременно в несколько категорий льготных пассажиров, учтены только по одной категории.

Таким образом, количество льготных пассажиров, приходящихся на долю ОМУП «Омскпассажиртранс» (ПАТП-7) исходя из удельного веса выполненных м/часов, составило 37164 человека.

Согласно п.65 Инструкции количество перевезенных пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда, в расчете на месяц определяется на основании периодически проводимых натурных обследований пассажиропотоков, в результате которых определяется коэффициент соотношения платных и бесплатных пассажиров (количество бесплатных пассажиров, приходящееся на каждого платного). В дальнейшем этот коэффициент в виде постоянной величины (на срок до проведения нового обследования) используется для расчета количества перевезенных бесплатных пассажиров.

При отсутствии данных натурных обследований количество перевезенных пассажиров определяется из расчета 50 поездок в месяц на каждом виде транспорта для всех категорий лиц, пользующихся правом бесплатного проезда (п. 66 Инструкции).

Как следует из письма Департамента транспорта Администрации г.Омска

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2008 по делу n   А70-6845/11-2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также