Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2010 по делу n А81-1098/2010. Отменить решение полностью и принять новый с/а

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

29 сентября 2010 года

                                            Дело №   А81-1098/2010

Резолютивная часть постановления объявлена  22 сентября 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме  29 сентября 2010 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  судьи Лотова А.Н.,

судей  Золотовой  Л.А., Шиндлер Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем  судебного заседания Моисеенко Н.С.,  рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5721/2010) открытого акционерного общества «Меретояханефтегаз» на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20.05.2010 по делу № А81-1098/2010 (судья Каримов Ф.С.), принятое по заявлению открытого акционерного общества «Меретояханефтегаз» к Управлению Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу, Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Надыму Ямало-ненецкому автономному округу  о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 23.11.2009 № 439 и признании частично недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Надыму Ямало-ненецкому автономному округу от 31.08.2009 № 39,

при участии  в  судебном заседании представителей:

от открытого акционерного общества «Меретояханефтегаз» - не явился, извещен;

от Управления Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу -  не явился, извещен;      

от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Надыму Ямало-ненецкому автономному округу -  Мурадымов А.Р., предъявлен паспорт,  по доверенности № 03-06/07902  от 15.04.2010 сроком действия до 31.12.2010;

установил:

 

открытое акционерное общество «Меретояханефтегаз» (далее по тексту -  ОАО «Меретояханефтегаз»,  Общество, налогоплательщик,  заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее по тексту - Управление) от 23.11.2009 № 439 и признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Надыму Ямало-Ненецкого автономного округа (далее по тексту -  Инспекция) от 31.08.2009 № 39 «Об отказе в привлечении к ответственности  за совершение налогового правонарушения» в части доначисления налога на добавленную стоимость в размере 5 284 975 руб., а также обязании Инспекции  возместить ОАО «Меретояханефтегаз» путем возврата из бюджета налога на добавленную стоимость в размере 5 284 975 руб.

Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20.05.2010 по делу № А81-1098/2010  в удовлетворении требований, заявленных ОАО «Меретояханефтегаз», отказано.

Мотивируя решение, суд первой инстанции указал, что налогоплательщику  было обоснованно  отказано в применении налогового вычета   за 4 квартал 2008 года в размере 5 284 975 руб., при этом, суд первой инстанции исходил из того, что право на налоговый вычет по НДС возникло у налогоплательщика  с 01.01.2004, с момента, когда объекты основных средств были введены в эксплуатацию.

Не согласившись с указанным судебным актом,   ОАО «Меретояханефтегаз» обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20.05.2010 по делу № А81-1098/2010  отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.

В обоснование апелляционной жалобы Общество указало, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального права, а также судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.  В частности, податель апелляционной жалобы считает, что в данном случае  право на налоговый вычет  по НДС  в сумме 5 284 975 руб. возникло в 4 квартале 2008 года, когда налогоплательщиком было зарегистрировано право собственности на объекты основных средств.

В судебном заседании представитель  Инспекции поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу, согласно которому  решение суда первой инстанции считает  законным и  обоснованным, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.

Управлением представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому  решение суда первой инстанции считает  законным и  обоснованным, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.

Управление и Общество, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не представили, ходатайства об отложении судебного заседания не представлены.

В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей заявителя и заинтересованного лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Суд апелляционной инстанции, заслушав представителя Инспекции, изу­чив материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы, установил следующие обстоятельства.

Должностными лицами Инспекции была проведена выездная налоговая проверка в отношении ОАО «Меретояханефтегаз» по вопросам правильности исчисления, своевременности перечисления в бюджет налога на прибыль, налога на добавленную стоимость (НДС), налога на имущество, транспортного налога, единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с  01.01.2007 по 31.12.2008, налога на доходы физических лиц за период с 01.06.2007 по 31.12.2008.

По итогам проверки составлен Акт № 35  от 27.07.2009.

По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки начальником  Инспекции 31.08.2009  принято решение № 39 «Об отказе в привлечении к ответственности  за совершение налогового правонарушения» на основании которого отказано в привлечении ОАО «Меретояханефтегаз» к налоговой ответственности, налогоплательщику начислены и предложены к уплате пени по НДФЛ в сумме 33 руб. 74 коп., а также предложено уплатить недоимку по НДС в сумме 5 284 975 руб.

Основанием для доначисления НДС  в  сумме 5 284 975 руб.  послужил  вывод Инспекции о неправомерном принятии налогоплательщиком  в 4 квартале 2008 года к вычету сумм НДС на основании счетов-фактур, выставленных контрагентами  в 2000-2003 годах на оплату строительно-монтажных работ. При этом, Инспекция считает, что право на налоговый вычет возникло у налогоплательщика в период  с 2004 года по 2006 год, когда были оформлены акты приема передачи объектов основных средств от декабря 2003 года.

 Решением Управления  Федеральной налоговой службы Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.11.2009 № 439, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы ОАО «Меретояханефтегаз»,    решение Инспекции № 39 от 31.08.2009  оставлено без удовлетворения, апелляционная жалоба ООО «Меретояханефтегаз»     - без удовлетворения. 

ОАО «Меретояханефтегаз»,   полагая, что решения Инспекции и Управления  являются незаконными и нарушают его права и законные интересы, обратилось  в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа  с  настоящим заявлением.

Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20.05.2010 по делу № А81-1098/2010  в удовлетворении требований, заявленных ОАО «Меретояханефтегаз», отказано.

Означенное решение обжалуется   Обществом в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266,  268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции,  находит  его подлежащим отмене, исходя из следующего.

Как было указано выше, в ходе выездной налоговой проверки Инспекцией было установлено, что налогоплательщик   неправомерно в 4 квартале 2008 года применил налоговый вычет по НДС в  сумме 5 284 975 руб.   по счетам - фактурам, выставленным контрагентами  в 2000-2003 годах для  оплаты строительно-монтажных работ. Как следует из решения Инспекции, НДС в общей сумме 5 284 975 руб.  был предъявлен к оплате Обществу в период 2000-2003 годов путем выставления  контрагентами: ООО «Абзац», ООО «Транзит», ЗАО «НТПН-Сервис», ОАО «Инжкоммуннефтеотдача», ГУП «Сибирская буровая компания», ЗАО «АЗС-Автодор», ОАО «Сибирский научно-аналитический центр», ОАО «Ямалнефтегазснаб», Комитет природных ресурсов ЯНАО, ОАО «Пурнефтеотдача», ОАО «Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз» счетов-фактур для оплаты работ (услуг), выполненных контрагентами  в ходе капитального строительства объектов Меретояхинского месторождения.

Инспекция посчитала, что  право на налоговый вычет возникло у налогоплательщика в период  с 2004 года по 2006 годы, когда были оформлены акты приема - передачи объектов основных средств от 31.12.2003, то есть тогда, когда Обществом  были приняты к учету основные средства.

В обоснование своей позиции Инспекция сослалась на положения пункта 6 статьи 171, пункта 5 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей  до 01.01.2006, согласно которым вычеты сумм НДС, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями, при проведении им капитального  строительства производятся по мере постановки на учет соответствующих объектов капитального строительства (основных средств) с момента, указанного  в абзаце 2 пункта 2 статьи 259 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговый орган, сославшись на положения подпунктов 1,2 пункта 2  статьи 171, пункта 1  статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации, указал, что  поскольку иные условия, которые должны соблюдаться налогоплательщиком для принятия к вычету НДС при капитальном строительстве, помимо указанных в данных нормах, не предусмотрены, налоговые вычеты  должны производиться в том налоговом периоде, в котором выполнено последнее их перечисленных условий.

Суд первой инстанции поддержал позицию Инспекции, признав ее правомерной, и при принятии обжалуемого судебного акта исходил из того, что право на налоговый вычет возникло у заявителя не в 4 квартале 2008 года, а в более ранний период.

Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, оценив доводы сторон,  пришел к выводу о том, что у Инспекции и Управления отсутствовали  правовые основания для отказа Обществу  в применении указанного вычета по НДС в сумме 5 284 975 руб.   При этом, апелляционный  суд исходит из следующего.

Пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право налогоплательщика НДС уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса на установленные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты.

 В соответствии с пунктом 6 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.

Согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2006 года) налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, при условии принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.

В соответствии с пунктом 5 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2006 года) вычеты сумм налога, указанных в абзаце 1 пункта 6 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации, производятся по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) с момента, указанного в абзаце втором пункте 2 статьи 259 настоящего Кодекса, а именно с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.

Таким образом, условием возникновения у налогоплательщика права на налоговый вычет до 01.01.2006 года являлась фактическая оплата им товара поставщику, включающая в себя сумму НДС,  постановка на учет основных средств и наличие соответствующих первичных документов.

Налоговый орган, не оспаривая соблюдение налогоплательщиком всех условий для вычета по НДС, при принятии решения исходил из того, что право на спорные вычеты возникло у общества не в 4 квартале 2008 года, а в периоде, когда объекты введены к эксплуатацию.

Не соглашаясь с отказом налогового органа в применении налогового вычета по НДС в 4 квартале 2008 года, заявитель указал, что право на налоговый вычет возникло в указанном налоговом периоде, поскольку именно в этом периоде им поданы документы на государственную регистрацию права собственности на объекты недвижимого имущества, а фактическая оплата выполненных работ произведена 31.03.2008.

Принятие объектов капитального строительства к учету в качестве основных средств и введения в эксплуатацию подтверждается имеющимися в материалах дела Актами о приеме-передаче здания (сооружения) от 31.12.2003 года на объекты: скважины № 1, 3, 5, 7, 8 и Актом о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) по объекту основных средств «Нефтесборные сети Р-7-т.вр.» (л.д.108-128, т.3). На основании вышеуказанных документов в бухгалтерском учете ОАО «Меретояханефтегаз» данные основные средства с 31.12.2003 года отнесены на счет 01.1 «Основные средства в организации» и в соответствии абзацем 2 пункта 2 статьи 259 Кодекса ОАО «Меретояханефтегаз» производило начисление амортизации по вышеуказанным объектам амортизированного имущества.

Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции, объекты капитального строительства, по которым Обществу в период 2000-2003 годы предъявлен к уплате НДС в размере 5 284 975 рублей, были введены в эксплуатацию с 01.01.2004 года, и с этого момента ОАО «Меретояханефтегаз» выполнено соответствующее условие для принятия

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2010 по делу n А70-6391/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также