Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2008 по делу n А46-6693/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

17 июля 2008 года

Дело № А46-6693/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме  17 июля 2008 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Сидоренко О.А.

судей Золотовой Л.А., Ивановой Н.Е.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Радченко Н.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2924/2008) муниципального учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи № 2» на решение Арбитражного суда Омской области от 28.04.2008 по делу № А46-6693/2008 (судья Глазков О.В.),

по заявлению муниципального учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи № 2»

к Территориальному Фонду обязательного медицинского страхования Омской области

о признании недействительным предписания от 15.02.2008 № 5

при участии в судебном заседании представителей:

от муниципального учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи № 2» - Литвинов С.В. по доверенности от 09.01.2008 № 7 действительной до 31.12.2009; Окишев К.В. по доверенности от 29.08.2007 № 21 действительной до 31.12.2008;

от Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Омской области – Баканова Е.В. по доверенности от 29.12.2007 № 5181/07-01-06 действительной до 31.12.2008; Фартух Е.С. по доверенности от 29.12.2007 № 5179/07-01-06 действительной до 31.12.2008; Секретов Н.А. по доверенности от 29.12.2007 № 5180/07-01-06 действительной до 31.12.2008;

УСТАНОВИЛ:

 

Решением от 28.04.2008 по делу № А46-6693/2008 Арбитражный суд Омской области отказал в удовлетворении требований муниципального учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи № 2» (далее по тексту – МУЗ «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи № 2», Учреждение) о признании недействительным предписания Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Омской области (далее по тексту – ТФ ОМС Омской области, Фонд) от 15.02.2008 № 5 об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки с 05.02.2008 по 11.02.2008.

В обоснование решения суд первой инстанции указал на следующее.

Фонд является органом, осуществляющим государственный контроль за поступлением и расходованием средств федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Пунктом 4 Указа № 1095 предусмотрено, что средства на обязательное медицинское страхование, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.

Поскольку МУЗ «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи № 2» средства обязательного медицинского страхования были использованы не по це­левому назначению, а именно с нарушением Тарифного соглашения на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования населения Омской области и договора на представление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию, данные средства полежат восстановле­нию лечебным учреждением одним из способов, предусмотренных в предписании от 15.02.2008 № 5 об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования.

В апелляционной жалобе МУЗ «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи № 2» просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

По мнению подателя апелляционной жалобы у ТФ ОМС Омской области отсутствуют полномочия по изданию обязательных для исполнения предписаний о восстановлении средств обязательного медицинского страхования путем перечисления денежных средств на счет ТФ ОМС Омской области или путем уменьшения размера оплаты оказанной Учреждением медицинской помощи в соответствии с условиями заключенных на ее оказание договоров. При этом Учреждение указывает на то, что Указ Президента Российской Федерации от 25.07.1996 № 1095 на ТФ ОМС не распространяется, поскольку ТФ ОМС уже по определению не может относится к федеральным внебюджетным фондам; инструкции и указания Федерального фонда ОМС, утвержденные приказами этого фонда № 100 и 105 в части в которой их положениям придается сила нормативно-правовых актов, обязательных для исполнения всеми участниками системы обязательного медицинского страхования, изданы Федеральным фондом ОМС с превышением полномочий; утвержденный 05.04.2001 Федеральным фондом ОМС Временный порядок взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, таких полномочий ТФ ОМС также не представляет.

Также Учреждение считает, что ТФ ОМС Омской области не наделен полномочиями по контрою за соблюдением Тарифного соглашения и договоров, а само тарифное соглашение, стороной которого МУЗ «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи № 2» не является, не обязательно для Учреждения; договоры на предоставление лечебно-профилактической помощи Учреждение с ТФ ОМС Омской области не заключало.

Все денежные средства, по мнению Учреждения, получены им от страховых организаций по гражданско-правовым договорам, имеют статус внебюджетных средств; от ТФ ОМС Омской области Учреждение денежных средств не получало, контроль за исполнением этих договорных обязательств осуществляется сторонами договора, а не иными субъектами.

ТФ ОМС Омской области в соответствии с представленным суду письменным отзывом на апелляционную жалобу решение суда считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель Учреждения поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель ТФ ОМС Омской области поддержал возражения, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.

Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.

15.02.2008 специалистами ТФ ОМС Омской области была проведена проверка МУЗ «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи № 2» по вопросам целевого использования средств обязательного медицинского страхования, в ходе которой было установлено, что средства обязательного медицинского страхования используются МУЗ «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи № 2» с нарушением Тарифного соглашения на медицинские услуги в системе обязательного медицин­ского страхования населения Омской области и договора на представление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию. Средства обязательного медицинского страхования направляются на оплату расходов, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов. Использование средств обязательного медицинского страхования не по назначению составило 22 987 985 руб. или 26 % от финансирования по программе обязательного медицинского страхования.

По результатам означенной проверки 15.02.2008 ТФ ОМС Омской области был составлен акт, на основании которого 15.02.2007 было вынесено предписание об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки с 05.02.2008 по 11.02.2008 № 5.

Данным предписанием Учреждению предписано направить в адрес ТФ ОМС Омской области информацию о принятых мерах по устранению выявленных в ходе проверки нарушений; средства обязательного медицинского страхования, использованные не по назначению, в сумме 15 533 705 руб. восстановить в соответствии с «Временным порядком обеспечения ра­ционального использования средств системы обязательного медицинского страхования»: путем перечисления суммы средств, использованных не по назначению, на счет ТФ ОМС Омской области за счет средств бюджета, платных услуг населению; путем перечисления установленной суммы средств, использованных не по назначению, за счет бюджетных средств или платных медицинских услуг (добровольного медицинского страхования) на счет медицинского учреждения по учету средств обязательного медицинского страхования, при условии отражения указанных операций в бухгалтерской отчетности медицинского учреждения и представления в ТФ ОМС Омской области копий платежных документов с отметкой банка; путем уменьшения размера оплаты оказанной медицинской помощи страховыми медицинскими организациями в соответствии с условиями заключенных между субъектами обязательного медицинского страхования договоров; направить в адрес ТФ ОМС Омской области уведомление об исполнении.

МУЗ «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи № 2», полагая, что указанное предписание вынесено с нарушением норм действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы, обратилось в суд с требованием о признании его недействительным.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении требований Учреждения отказано.

Означенное решение обжалуется Учреждением в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его изменения или отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.

Пунктами 1, 4 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.1996 № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» (далее по тексту – Указ Президента РФ № 1095) установлено, что в Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.

Согласно пункту 2 Указа Президента РФ № 1095 функции государственного финансового контроля в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации разграничением функций и полномочий возлагаются на органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 8 раздела 3 устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1998 № 857, подпунктом 9 пункта 3 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 № 4543-1, пунктом 14 Временного порядка финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, утвержденным Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 05.04.2001 № 1518/21-1 по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации от 06.04.2001 № 2510/3586-01-34 и Министерством финансов Российской Федерации от 27.04.2001 № 12-03-14 функцией Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также его территориальных органов является осуществление контроля за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок.

Аналогичные положения содержатся в статье 3 Закона Омской области от 24.06.1996 № 62-ОЗ «О территориальном фонде обязательного медицинского страхования Омской области», Приказе ФФ ОМС от 09.12.1999 № 105 «Об обеспечении рационального использования средств системы обязательного медицинского страхования», Приказе ФФ ОМС от 17.12.1998 № 100 «Об утверждении и введении Инструкции «О порядке проведения территориальными фондами обязательного медицинского страхования контрольных проверок целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в медицинских учреждениях, функционирующих в системе ОМС».

В силу изложенных норм действующего законодательства суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у ТФ ОМС Омской области полномочий по осуществлению государственного контроля за поступлением и расходованием средств федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Доводы апелляционной жалобы о том, что данные нормы не распространяются на ТФ ОМС, в том числе со ссылкой на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области от 17.01.2003 по делу № А-1042/02, суд апелляционной инстанции отклоняет как противоречащие изложенным нормам.

Ссылка на преюдициальное значение указанного постановления судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку в соответствии счастью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица. В данном же случае, в указанном постановлении никаких обстоятельств, установлено не было. В указанном постановлении судом дана своя оценка, свое собственное толкование норм действующего законодательства, на основании чего сделаны определенные выводы. Применение судом нормы права не является обстоятельством, имеющим преюдициальное значение. Кроме того, при рассмотрении дела № А-1042/02 участвовали другие лица.

В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 № 1491-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон о медицинском страховании) обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Согласно статье 24 Закона о медицинском страховании тарифы на

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2008 по делу n А46-15403/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также