Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2010 по делу n А46-6527/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

09 сентября 2010 года

Дело № А46-6527/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме  09 сентября 2010 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Шиндлер Н.А.

судей Сидоренко О.А., Лотова А.Н.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бондарь И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6018/2010) открытого акционерного общества «Омская энергосбытовая компания» на решение Арбитражного суда Омской области от 22.06.2010 по делу № А46-6527/2010 (судья Голобородько Н.А.),

по заявлению открытого акционерного общества «Омская энергосбытовая компания»

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области

о признании незаконным и отмене постановления от 28.04.2010 № 1275/10

при участии в судебном заседании представителей:

от открытого акционерного общества «Омская энергосбытовая компания» - Красноусов А.М. по доверенности от 16.12.2009 сроком действия до 31.12.2010;

от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области – Минько Е.А. (удостоверение № 479 выдано 29.09.2009) по доверенности от 08.07.2010 сроком действия 1 год;

установил:

решением от 22.06.2010 по делу № А46-6527/2010 Арбитражный суд Омской области удовлетворил требований открытого акционерного общества «Омская энергосбытовая компания» (далее по тексту – ОАО «Омская энергосбытовая компания», Общество), признал незаконным и отменил постановление Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (далее по тексту – Управление Роспотребнадзора по Омской области, Управление, административный орган) от 28.04.2010 № 1275/10 по делу об административном правонарушении, которым ОАО «Омская энергосбытовая компания» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5173 руб.

При принятии решения суд первой инстанции исходил из подтверждения материалами дела наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку в соответствии с приказом РЭК Омской области от 10.11.2009 № 254/66 «Об установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям открытым акционерным обществом «Омская энергосбытовая компания» тариф на электрическую энергию установлен в размере 2,28 рублей за один киловатт-час, а в квитанциях, выставляемых потребителям, ОАО «Омская энергосбытовая компания», указывало тариф за электрическую энергию по местам общего пользования в размере 2,287 рублей за киловатт-час, что на 0,007 копеек больше тарифа, установленного вышеназванным приказом РЭК Омской области.

При этом суд отклонил доводы Общества о том, что в квитанциях тариф указан с учетом надбавки в соответствии с решением Омского городского Совета от 26.11.2008 № 196, мотивировав свою позицию тем, что надбавка к тарифу, исходя из анализа норм действующего законодательства, в частности, Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», не является составной частью тарифа. Более того, указанная надбавка установлена Муниципальному унитарному производственно-эксплуатационному предприятию «Омскэлектро», что также свидетельствует о незаконности ее включения в тариф ОАО «Омская энергосбытовая компания».

В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Общество считает, что в его действиях отсутствует событие вмененного ему административного правонарушения, указывая в обоснование этого вывода на следующее.

Диспозиция части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит прямое указание на применение регулируемых цен (тарифов) в том числе с учетом установленных надбавок. Квитанция содержит указание как на размер применяемой надбавки, так и на нормативный акт, которым надбавка установлена. Надбавка установлена в предусмотренном законом порядке представительным органом местного самоуправления.

В дополнениях к апелляционной жалобе Общество ссылается на то, что надбавка не подлежит выделению в качестве отдельной величины, как в силу отсутствия в нормативных правовых актов такой обязанности, так и в силу того, что рассматриваемая надбавка не является ни ценой отдельного товара, ни отдельной ценой части товара, а является составной частью конечной цены. Поскольку завышением цен, надбавок является взимание или попытка взимания платы, превышающей установленный размер этой платы, а в данном случае административный орган не отрицает ни правомерность установления, ни размер надбавки, ни тот факт, что цена, указывавшаяся в квитанциях и взимаемая Обществом, не превышает сумму тарифа, установленного РЭК Омской области, и надбавки, установленной органами местного самоуправления, то по сути административный орган подтверждает, что Общество взимало плату, соответствующую размеру установленного тарифа и надбавки к нему.

Кроме того, Общество указывает на то, что взимаемая плата не превышает установленного федеральным органом по тарифам предельного уровня для региона на соответствующий регулируемый период.

Управление Роспотребнадзора по Омской области в соответствии с представленным суду апелляционной инстанции отзывом на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению.

Управление, поддерживая выводы суда первой инстанции, указывает на то, что надбавка не является составной частью тарифа, и, кроме того, рассматриваемая надбавка установлена Муниципальной унитарному производственно-эксплуатационному предприятию «Омскэлектро», а не Обществу.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции; представитель Управления поддержал возражения, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил отказать в ее удовлетворении, решение суда – оставить без изменения.

В заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 11.53 час. 31.08.2010 до 14.37 час. 02.09.2010.

Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей Управления и Общества, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.

Управлением Роспортебнадзора по Омской области была проведена внеплановая проверка деятельности ОАО «Омская энергосбытовая компания», в ходе которой было установлено, что ОАО «Омская энергосбытовая компания» выставляет в квитанции потребителю тариф на электрическую энергию, потребленную в местах общего пользования в размере 2,287 рублей за один киловатт-час, при том, что в соответствии с приказом РЭК Омской области от 10.11.2009 № 254/66 тариф на электрическую энергию установлен в размере 2,28 рублей за один киловатт-час.

В квитанции за февраль 2010 по лицевому счету 0100968 не указана отдельной строкой надбавка, утвержденная постановлением Мэра города Омска от 10.12.2008 № 1113-п «Об установлении надбавки к тарифу на услуги по передаче электрической энергии муниципальному унитарному производственно-эксплуатационному предприятию «Омскэлектро» г.Омска».

В связи с выявленными обстоятельствами 21.04.2010 Управлением Роспотребнадзора по Омской области в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, в котором действия Общества квалифицированы по части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

28.04.2010 по результатам рассмотрения протокола и других материалов дела об административном правонарушении Управлением Роспотребнадзора по Омской области вынесено постановление № 1275/10 по делу об административном правонарушении, которым ОАО «Омская энергосбытовая компания» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5173 руб.

Общество, полагая, что в его действиях отсутствует состав вменяемого правонарушения, постановление вынесено неуполномоченным органом, обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконным и отмене постановления от 28.04.2010 № 1275/10.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано.

Означенное решение обжалуется Обществом в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает, исходя из следующего.

Ответственность по части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), - что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.

В силу Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 41-ФЗ) государственному регулированию подлежат тарифы на электрическую и тепловую энергию.

Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» Правительству Российской Федерации предоставлено право по утверждению перечней продукции, товаров и услуг, цены (тарифы) и надбавки на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию. При этом установлено, что регулируемые государством цены (тарифы) и надбавки подлежат применению на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утверждены соответствующие перечни, согласно которым органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственное регулирование цен (тарифов на электрическую и тепловую энергию (за исключением тепловой энергии, вырабатываемой организациями, поставляющими электрическую энергию на оптовый рынок), сбытовые надбавки организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, - гарантирующих поставщиков электрической энергии на розничные (потребительские рынки электрической энергии, тарифы (цены) на которую регулируются региональными энергетическими комиссиями.

Из содержания статей 1, 2, 4 Федерального закона № 41-Ф следует, что тарифы на тепловую энергию - это система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию. Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется на основе принципов, изложенных в данном Законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию и (или) их предельных уровней. Основными принципами государственного регулирования тарифов являются обеспечение баланса экономических интересов поставщика и потребителей; определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов; обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение тепловой энергии.

Согласно части 4 статьи 2 этого же Федерального закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках установленных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 6 Федерального закона № 41-ФЗ к полномочиям исполнительных органов власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов относится, в том числе установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

На основании указа Губернатора Омской области от 28.05.2003 № 95 осуществление названных функций в Омской области возложено на Региональную энергетическую комиссию Омской области.

В соответствии с приказом РЭК Омской области от 10.11.2009 № 254/66 «Об установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям открытым акционерным обществом «Омская энергосбытовая компания» тариф на электрическую энергию, поставляемую Обществом, установлен в размере 2,28 рублей за один киловатт-час.

В силу приведенных выше норм действующего законодательства, ОАО «Омская энергосбытовая компания» может выставлять потребителю электрической энергии к оплате квитанции с указанием в них тарифа в размере 2,28 рублей за один киловатт-час, то есть тарифа, утвержденного РЭК Омской области для ОАО «Омская энергосбытовая компания».

Обществом же выставлены потребителям квитанции с указанием тарифа за электрическую энергию по местам общего пользования в размере 2,287 рублей за киловатт-час, что на 0,007 копеек

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2010 по делу n А70-1200/2009. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также