Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2010 по делу n А81-7571/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

26 августа 2010 года

                                                        Дело №   А81-7571/2009

Резолютивная часть постановления объявлена  23 августа 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме  26 августа 2010 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Глухих А.Н.,

судей  Еникеевой Л.И., Солодкевич Ю.М.,

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Кокориной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4717/2010) Муниципального унитарного предприятия «Муравленковские коммунальные системы» Муниципального образования город Муравленко на решение Арбитражного суда Ямало-ненецкого автономного округа от 19 марта 2010 года по делу № А81-7571/2009 (судья Лисянский Д.П.), принятое по заявлению первого заместителя прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа к Муниципальному унитарному предприятию «Муравленковские коммунальные системы» Муниципального образования город Муравленко, Отделу внутренних дел по городу Муравленко о признании недействительными абзацев 2, 3, 4 пункта 3.3.2, дефис 2 абзаца 1 пункта 3.3.3, пункта 3.3.4, первое предложение абзаца 2, первое предложение абзаца 4 пункта 6.2 государственного контракта № 12-09/ку на отопление, водоснабжение и канализацию, заключенного 01.01.2009 Муниципальным унитарным предприятием «Муравленковские коммунальные системы» Муниципального образования город Муравленко и Отделом внутренних дел по городу Муравленко,

при участии в судебном заседании представителей: 

от прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа – не явился, извещен;

от Муниципального унитарного предприятия «Муравленковские коммунальные системы» Муниципального образования город Муравленко – представитель не явился, извещено;

от Отдела внутренних дел по городу Муравленко – представитель не явился, извещен;

установил:

 

Первый заместитель прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – прокурор) обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Муниципальному унитарному предприятию «Муравленковские коммунальные системы» Муниципального образования город Муравленко (далее – МУП «Муравленковские коммунальные системы» МО г. Муравленко), к Отделу внутренних дел по городу Муравленко о признании недействительными абзацев 2, 3, 4 пункта 3.3.2., дефис 2 абзаца 1 пункта 3.3.3., пункта 3.3.4., первое предложение абзаца 2, первое предложение  абзаца 4 пункта 6.2. контракта № 12-09/ку на отопление, водоснабжение и канализацию, заключенного 01.01.2009 МУП «Муравленковские коммунальные системы» МО г. Муравленко и Отделом внутренних дел по городу Муравленко.

В обоснование заявленных требований прокурор указывает, что абзацы 2, 3, 4 пункта 3.3.2., дефис 2 абзаца 1 пункта 3.3.3., пункт 3.3.4., первое предложение абзаца 2, первое предложение  абзаца 4 пункта 6.2. контракта № 12-09/ку на отопление, водоснабжение и канализацию, не соответствуют статье 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Указу Президента РФ от 23.11.1995 № 1173 «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства», что в соответствии со статьей 168 ГК РФ влечет недействительность сделки в оспариваемой части в силу ее ничтожности.

Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19.03.2010 по делу №; А81-7571/2009 заявленные требований первого заместителя прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа удовлетворены. Признаны недействительными абзацы 2, 3, 4 пункта 3.3.2., дефис 2 абзаца 1 пункта 3.3.3., пункт 3.3.4., первое предложение абзаца 2, первое предложение  абзаца 4 пункта 6.2. контракта № 12-09/ку на отопление, водоснабжение и канализацию, заключенного 01.01.2009 МУП «Муравленковские коммунальные системы» МО г. Муравленко и Отделом внутренних дел по городу Муравленко. С МУП «Муравленковские коммунальные системы» МО г. Муравленко в доход федерального бюджета взыскано 1 000 руб. государственной пошлины.

Не соглашаясь с решением  суда, МУП «Муравленковские коммунальные системы» МО г. Муравленко в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование апелляционной жалобы указывает, что ссылка суда первой инстанции на положения Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» и на Постановление Правительства от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» в качестве основания для признания абзацев 2, 4 пункта 6.2 государственного контракта № 12-09/ку недействительным, является неправомерной, поскольку указанные нормативно-правовые акты не содержат норм, регулирующих применение штрафных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств между энергоснабжающими организациями и абонентами.

Отмечает, что согласно Указу Президента Российской Федерации от 23.11.1995 № 1173, действиями, нарушающими безопасность государства считаются ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов учреждениям, в которых предусмотрена именно военная служба, а не приравненная к военной или аналогичная военной служба. Кроме того, Указ Президента Российской Федерации от 23.11.1995 № 1173 не может быть применен к спорным правоотношениям, поскольку он не содержит норм гражданского права и не обладает статусом федерального закона, на основании которого могут быть ограничены гражданские права.

Утверждает, что суд первой инстанции не учел, что заявление подано о признании недействительным государственного контракта, заключаемого в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Указанным законом пролонгация государственных контрактов не допускается.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в суд не обеспечили.

На основании статей 156, 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции находит возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, установил следующее.

Как усматривается из материалов дела, 01.01.2009 между МУП «Муравленковские коммунальные системы» МО г. Муравленко (далее – энергоснабжающая организация) и Отделом внутренних дел по городу Муравленко (далее – абонент) был заключен государственный контракт № 12-09/ку на отопление, водоснабжение и канализацию.

Предметом контракта № 12-09/ку от 01.01.2009 на отопление, водоснабжение и канализацию является оказание МУП «Муравленковские коммунальные системы» МО г. Муравленко энергоресурсов (поставка тепловой энергии, услуги по водоснабжению и канализации) потребителю, а также принятие и оплата коммунальных услуг абонентом.

Полагая, что условия абзацев 2, 3, 4 пункта 3.3.2., дефис 2 абзаца 1 пункта 3.3.3., пункт 3.3.4., первое предложение абзаца 2, первое предложение  абзаца 4 пункта 6.2. контракта от 01.01.2009  № 12-09/ку на отопление, водоснабжение и канализацию, противоречат статье 426 ГК РФ, Указу Президента РФ от 23.11.1995 № 1173 «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства», Постановлению Правительства РФ от 29.05.2002 № 364 «Об обеспечении устойчивого газо- и энергоснабжения финансируемых за счет средств федерального бюджета органов, обеспечивающих безопасность государства»  прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворение исковых требования явилось основанием для подачи МУП «Муравленковские коммунальные системы» МО г. Муравленко апелляционной жалобы, при оценке доводов которой суд апелляционной инстанции учел следующее.

В соответствии со статьей 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 426 ГК РФ договор об оказании коммунальных услуг является публичным, цена услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Оценивая абзацы 2, 3, 4 пункта 3.3.2, дефис 2 абзаца 1 пункта 3.3.3.  государственного контракта № 12-09/ку от 01.01.2009, устанавливающие возможности для прерывания, ограничения и прекращения водоотведения, на предмет соответствия их редакции требованиям действующего законодательства, суд апелляционной инстанции установил следующее.

Согласно абзацам 2,3,4 пункта 3.3.2. контракта энергоснабжающая организация имеет право прекратить или ограничить отпуск холодной и горячей воды и (или) прием сточных вод  через 1 сутки после направления  предварительного уведомления абонента, органам местного самоуправления, местной службе Госсанэпидемнадзора, территориальному подразделению  государственной противопожарной службы  в следующих случаях:

- резкое ухудшение качества  воды в источнике  питьевого водоснабжения;

- получение предписания или решения  местных служб госсанэпидемнадзора;

- самовольное пользование системами коммунального  водоснабжения и канализации;

- попадание не разрешенных  к сбросу сточных вод и загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации, причинивших ущерб этой системе или приведших к аварии;

- снижения показателей  качества теплоэнергии по вине потребителя до значений, нарушающих нормальное функционирование энергоустановок предприятия;

- устранение последствий аварии  на системах коммунального  водоснабжения и канализации;

- аварийное  или неудовлетворительное  состояние  водопроводных  и (или) канализационных сетей абонента;

- проведение  работ  по присоединению новых абонентов в сроки, согласованные  с указанными организациями;

- проведение планово-предупредительного ремонта.

Помимо перечисленного  основанием для прекращения  или ограничения отпуска горячей и холодной воды  и (или) приема сточных вод может являться  неуплата абонентом за полученную воду  и (или) сброшенные сточные воды при неоднократном нарушении сроков оплаты  отпущенной воды  и (или) сточных вод (неуплата за два расчетных периода, установленных договором). При этом энергоснабжающая организация действует  в последовательности, установленной пунктов 83 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167.

В указанный  в соответствующем предупреждении срок абонент обязан погасить  имеющуюся задолженность или принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса, меры по обеспечению безопасности людей, по охране окружающей среды и сохранности  оборудования  в связи с прекращением  подачи воды и (или) сточных вод.

В соответствии с дефисом 2 абзаца 1 пункта 3.3.3. контракта № 12-09/ку от 01.01.2009 энергоснабжающая организация вправе произвести перерыв в подаче, прекращении или ограничении подачи тепловой энергии  без согласия абонента, но с обязательным предварительным  предупреждением  в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии за два периода оплаты, установленных контрактом № 12-09/ку от 01.01.2009.

На основании пунктов 1, 2 Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 № 1173 «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих  безопасность государства» ограничение или прекращение отпуска топливно - энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, считать действиями, нарушающими безопасность государства.

Правительству Российской Федерации необходимо принять неотложные меры по недопущению ограничения или прекращения отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Указ от 23.11.1995 № 1173 принят Президентом Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий (статья 80 Конституции Российской Федерации) в целях осуществления устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства (воинских частей, учреждений, предприятий и организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба), исключения случаев, ставящих под угрозу выполнение возложенных на них задач.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что настоящий Указ Президента Российской Федерации не противоречит Конституции Российской Федерации, нормам ГК РФ и Федерального закона от 26.03.2006 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2002  № 364 «Об обеспечении устойчивого газо- и энергоснабжения финансируемых за счет средств федерального бюджета органов, обеспечивающих безопасность государства» установлены особые условия подачи тепловой энергии, которые в обязательном порядке включаются в договоры энергоснабжения с финансируемыми за счет средств федерального бюджета организациями - потребителями топливно-энергетических ресурсов, обеспечивающими безопасность государства (воинскими частями, учреждениями,

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2010 по делу n А46-4259/2010. Отменить решение полностью и принять новый с/а  »
Читайте также