Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2010 по делу n А46-3448/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения14 А46-3448/2010 ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 05 августа 2010 года Дело № А46-3448/2010 Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2010 года Постановление изготовлено в полном объеме 05 августа 2010 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Шиндлер Н.А. судей Сидоренко О.А., Золотовой Л.А. при ведении протокола судебного заседания: секретарем Моисеенко Н.С. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4864/2010) Министерства экономики Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 11.05.2010 по делу № А46-3448/2010 (судья Солодкевич И.М.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Амбассадор» к Министерству экономики Омской области о признании недействительным распоряжения от 25.02.2010 № 57-л и возложении обязанности выдать разрешение на проведение на территории Омской области региональной бестиражной лотереи «Экспресс-Лото» сроком на 5 лет при участии в судебном заседании представителей: от Министерства экономики Омской области Ревзина Е.А. (удостоверение № 368 выдано 09.07.2009) по доверенности от 02.09.2009 № 17/09 сроком действия 3 года; Дьяконова О.В. (удостоверение № 366 выдано 09.07.2009) по доверенности от 30.06.2009 № 15/09 сроком действия 3 года; от общества с ограниченной ответственностью «Амбассадор» директор Скрипкин С.П. по решению от 22.06.2009 № 1; Мостовой С.А. по доверенности от 14.07.2010 сроком действия 6 месяцев; установил: решением от 11.05.2010 по делу № А46-3448/2010 Арбитражный суд Омской области полностью удовлетворил требования общества с ограниченной ответственностью «Амбассадор» (далее по тексту ООО «Амбассдор», Общество) к Министерству экономики Омской области (далее по тексту Министерство экономики), признал распоряжение Министерства экономики Омской области от 25.02.2010 № 57-л недействительным, как не соответствующее Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях». Суд обязал Министерство экономики Омской области в месячный срок с момента вступления решения по настоящему делу в законную силу выдать ООО «Амбассадор» разрешение на проведение на территории Омской области региональной бестиражной лотереи «Экспресс-Лото» сроком на 5 лет. Суд взыскал с Министерства экономики в пользу Общества государственную пошлину в сумме 2000 руб., уплаченную при подаче заявления по платежному поручению от 11.03.2010 № 1. Решение суд первой инстанции мотивировано тем, что у органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации отсутствовали предусмотренные частью 4 статьи 6 Федерального закона от 11.11. 2003 № 138-ФЗ «О лотереях» основания для отказа Обществу в выдаче разрешения на проведение заявленной им лотереи, поскольку предложенные Обществом условия лотереи соответствуют требованиям указанного закон. При этом суд пришел к выводу о том, что термин «лотерейный билет» использован законодателем в тексте Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ, в том числе его статьях 6, 8, 19, исключительно ввиду того, что выдача лотерейного билета есть наиболее часто встречавшийся (превалирующий) способ заключения договора на участие в лотерее, но не единственным, а лотерейный билет наиболее распространенным документом, подтверждающим заключение такого договора и право на участие в розыгрыше призового фонда тиражных и бестиражных лотерей. Договор между организатором лотереи и участником лотереи может быть заключен и иным способом, в том числе предусмотренным условиями лотереи. Предложенный Обществом способ заключения договора на участие в региональной бестиражной лотерее «Экспресс-Лото» путем внесения денежных средств, необходимых для оплаты игровых комбинаций, выбора серии игровых комбинаций, выбора коэффициента лотерейной ставки и игрового коэффициента, по убеждению суда первой инстанции, не противоречит закону, а игровая комбинация, формируемая генератором случайных чисел, и определяемая в числе прочих (выигрышных и невыигрышных), может быть оценена в качестве аналога лотерейного билета, визуализируемого на экране лотерейного терминал. Суд отклонил доводы Министерства экономики о применение Обществом при проведении лотереи игрового, а не лотерейного оборудования, указав, что понятие лотерейного оборудования является не столько правовым, сколько техническим. Соответствие названным параметрам терминалов, заявленных в качестве лотерейных, подтверждено заявителем сертификатом, выданным специализированным учреждением. Министерство экономики в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным толкованием норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь в ее обоснование на следующее. Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает общие требования к проведению лотерей, тотализаторов и иных игр, предусматривая, что заключение договора между организатором и участником лотереи оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции и иного документа, а также иным способом. Федеральный закон от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» является специальным нормативным актом, определяющим порядок организации и проведения лотерей на территории Российской Федерации. Данный закон определяет порядок проведения бестиражной лотереи путем выявления нанесенных на лотерейный билет скрытых надписей, рисунков или знаков, и сопоставления участником бестиражной лотереи выявленных скрытых надписей, рисунков или знаков с условиями бестиражной лотереи. Также Министерство экономики указывает на то, что суд первой инстанции не принял во внимание то, что Общество, заявляя, что вместо лотерейных билетов используется некая выигрышная комбинация, в одних условиях лотереи представляет в качестве макета лотерейного билета макет кассового купона, а во всех остальных документах делает ссылку на отсутствие лотерейных билетов на бумажных носителях и описывает порядок работы центрального сервера с игровыми комбинациями. Министерство экономики считает недоказанным вывод суда об отсутствии у оборудования Общества признаков игрового оборудования, указывая на то, что суд не учел, что в условиях лотереи Общества указано на условность снабжения терминала устройством для печати кассовых купонов. Также, по мнению подателя апелляционной жалобы, суд без достаточных к тому оснований отклонил довод Министерства экономики о необходимости участия организатора в лотереи, а при использовании оборудования, заявленного Обществом, такое участие не предусмотрено. Общество в соответствии с представленным суду апелляционной инстанции отзывом на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению. Общество поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что Федеральный закон от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» предоставляет организатору лотереи право не только выбрать из предложенных в законе способов заключения договора на участие в лотерее, но и сформулировать собственный, указав его в условиях проведения лотереи, что и было сделано Обществом. Основное отличие игрового автомата от лотерейного оборудования заключается в наличии внутри корпуса специального устройства, которое необходимо для определения выигрыша случайным образом без участия организатора азартных игр и его работников. Поскольку в данном случае генератор случайных чисел (лотерейная программа) находится на центральном сервере, который не является блоком управления и частью лотерейного терминала, а не внутри оконченных устройств (лотерейных терминалов), а также лотерейная программа не может определять результаты игр на конкретном лотерейном терминале, то такое оборудование, по мнению Общества, не является игровым. Также Общество ссылается на то, что осуществлена добровольная сертификация лотерейных терминалов и программного обеспечения, используемого при проведении лотерей, и дан однозначный ответ о том, что используемое оборудование относится к лотерейному. В подтверждение данного обстоятельства Обществом представлены сертификаты соответствия. В заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства экономики поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции. Представитель Общества поддержал возражения, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил отказать в ее удовлетворении, решение суда оставить без изменения; пояснил, что часть сертификатов соответствия была представлена суду первой инстанции, а часть была получена после вынесения решения судом первой инстанции. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей Общества и Министерства экономики, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства. 25.12.2009 Общество подало в Министерство экономики Омской области как уполномоченный на то орган исполнительной власти субъекта РФ заявление о выдаче разрешения на проведение региональной бестиражной лотереи «Экспресс-Лото» (т. 2, л.д. 114), приложив к нему документы, перечисленные в приложении к нему (т. 2, л.д. 115), включая условия региональной бестиражной лотереи «Экспресс-Лото» (далее условия (т. 1, л.д. 16-64), макет лотерейного билета (т. 2, л.д. 139-140), правила его идентификации (т. 2, л.д. 141-142), технико-экономическое обоснование проведения лотереи (т. 2, л.д. 143-145), порядок учета распространенных и нераспространенных игровых комбинаций (т. 2, л.д. 146), порядок возврата, хранения, уничтожения или дальнейшего использования игровых комбинаций (т. 2, л.д. 147), порядок изъятия нераспротраненных игровых комбинаций (т. 2, л.д. 148), порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их истребования по истечении сроков получения выигрышей (т. 2, л.д. 149), описание и технические характеристики лотерейного и иного оборудования, используемого для проведения лотереи, нашедших обозрение в судебном разбирательстве (протокол судебного заседания, т. 3, л.д. 20-22). Рассмотрев представленные документы Министерство экономики распоряжением от 25.02.2010 за № 57-л отказало организатору лотереи в выдаче разрешения на проведение таковой, мотивировав его несоответствием представленных им документов требованиям пунктов 3, 4, 6, 10-12 части 6 статьи 6 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» (далее по тексту Закон о лотереях) и их недостоверностью, что выразилось в следующем: 1) в отсутствии условия о выпуске лотерейного билета или любого иного документа на бумажном носителе, подтверждающего заключение договора на участие в лотерее, поскольку пункт 5.6 условий, указывающий на то, что после внесения денежных средств, необходимых для оплаты игровых комбинаций, происходит розыгрыш призового фонда, состоящий в выявлении участником сочетания игровых символов конкретного игрового поля игровой комбинации, отображаемых на табло лотерейного терминала и сопоставлении их с условиями лотереи, противоречит пункту 1 статьи 19 Закона о лотереях; 2) в применении при проведении лотереи оборудования, отвечающего закрепленным Федеральным законом от 29.12.2006 № 224-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 224-ФЗ) признакам игрового, но заявленного как лотерейного, ввиду того, что при этом нет участия организатора лотереи или его работников, а лишь имеется использование электронного оборудования, определяющего выигрыши на основе принципа случайного выпадения выигрышных игровых комбинаций, формируемых «генератором случайных чисел» (т. 1, л.д. 14-15). Последний вывод Министерство экономики Омской области обосновало ссылкой на постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа, вынесенное 28.12.2009 по делу № А46-15557/2009 (т. 2, л.д. 127-131). ООО «Амбассадор», не согласившись с этим распоряжением, полагая, что оно не соответствует статье 1063 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 1 статьи 2 Закона о лотереях, и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании распоряжения недействительным и обязании Министерства экономики выдать разрешение на проведение на территории Омской области региональной бестиражной лотереи «Экспресс-Лото» сроком на 5 лет. Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены. Означенное решение обжалуется Министерством экономики в суд апелляционной инстанции. Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего. В соответствии с пунктом 1 стать 1063 Гражданского кодекса Российской Федерации отношения между организаторами лотерей, тотализаторов (взаимных пари) и других основанных на риске игр - Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, лицами, а для лотерей - юридическими лицами, получившими от уполномоченного государственного или муниципального органа право на проведение таких игр в порядке, установленном законом, - и участниками игр основаны на договоре. Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что в случаях, предусмотренных правилами организации игр, договор между организатором и участником игр оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции или иного документа, а также иным способом. Предложение о заключении договора, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, должно включать условия о сроке проведения игр и порядке определения выигрыша и его размере (пункт 3 статьи 1063 Гражданского кодекса Российской Федерации). Из приведенных норм Гражданского кодекса Российской Федерации Общество и суд первой инстанции сделали правильный вывод о том, что выдача (распространение) лотерейного билета является лишь один из допускаемых способов оформления договора, заключаемого между организатором и участником лотереи. Правовую основу государственного регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, в том числе виды и цели проведения лотерей, порядок их организации и проведения на Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2010 по делу n А81-6965/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Март
|