Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2010 по делу n А46-3674/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения,О восстановлении пропущенного процессуального срока

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

05 августа 2010 года

                                                        Дело №   А46-3674/2010

Резолютивная часть постановления объявлена  30 июля 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме  05 августа 2010 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сидоренко О.А.,

судей  Шиндлер Н.А., Золотовой Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Моисеенко Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  08АП-4657/2010) Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 07.05.2010 по делу № А46-3674/2010 (судья Ярковой С.В.), принятое по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области к обществу с ограниченной ответственностью «Седьмое небо» о привлечении к административной ответственности,

при участии в судебном заседании представителей: 

от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области – Соколова Н.М. по доверенности от 12.10.2009, действительной в течение 1 года (личность представителя установлена на основании служебного удостоверения);

от общества с ограниченной ответственностью «Седьмое небо» – Загребина А.Н. по доверенности от 26.07.2010 (личность удостоверена паспортом гражданина РФ);

установил:

 

общество с ограниченной ответственностью «Седьмое небо» (далее - ООО «Седьмое небо», общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (далее – Управление Роспотребнадзора по Омской области, административный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления от 19.01.2010 № 131/10, которым ООО «Седьмое небо» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации (далее - КоАП РФ, Кодекс) об административных правонарушениях

Решением Арбитражного суда Омской области от 07.05.2010 по делу № А46-3674/2010 требования общества удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.

Управление Роспотребнадзора по Омской области с решением суда первой инстанции не согласилось и обжаловало его в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.

11.12.2009 в Управление Роспотребнадзора по Омской области поступило требование Прокуратуры Омской области о проведении проверки организаций всех форм собственности на объектах массового пребывания людей.

25.12.2009 специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Новоселовой П.А. проведен осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, в ресторане «На седьмом небе» ООО «Седьмое небо», расположенном по адресу: г. Омск, ул. 10 лет Октября, 43, в ходе которого установлено: отсутствие контроля качества полуфабрикатов, готовых блюд; отсутствие контроля осмотра сотрудников на наличие гнойничковых заболеваний; отсутствие проведения дезинфекционных мероприятий; отсутствуют документы, подтверждающие проведение программы производственного контроля; нарушается хранение продуктов в холодильной камере на складе продукции: сырое мясо хранится совместно со сливочным маслом; о чем составлен соответствующий протокол осмотра.

Определением от 25.12.2009 возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.4 КоАП РФ, с проведением по нему административного расследования в отношении ООО «Седьмое небо».

По результатам проверки 29.12.2009 в отношении общества составлен протокол № 131/10 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.4 КоАП РФ.

19.01.2010 ООО «Седьмое небо» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области от 19.01.2010 № 131/10 и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.

Полагая, что постановление от 19.01.2010 № 131/10 принято с нарушением норм материального и процессуального права, ООО «Седьмое небо» обратилось в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.

Суд первой инстанции требования общества удовлетворил, поскольку посчитал, что заинтересованным лицом нарушены положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», устанавливающие основания проведения проверочных мероприятий, а именно, в данном случае у административного органа не было оснований для проведения проверки (плановой либо не плановой). В связи с этим, протокол осмотра и протокол об административном правонарушении судом не были приняты в качестве доказательств, подтверждающих факт совершения вменяемого правонарушения.

При этом, суд первой инстанции отклонил довод заинтересованного лица о том, что проведение проверки было согласовано с прокурором, подтверждением чему служит письмо Прокуратуры Омской области о проведении проверки организаций на объектах массового пребывания людей.

Кроме того, суд первой инстанции, рассмотрев по существу факты, установленные в ходе проверки Управлением Роспотребнадзора по Омской области, не усмотрел в действиях общества события правонарушения.

 В апелляционной жалобе административный орган выводы суда первой инстанции считает ошибочными.

В обоснование своей позиции административный орган указал, что в отношении ООО «Седьмое небо» проводилась не внеплановая проверка, а административное расследование в рамках статьи 28.7 КоАП РФ; поводом к возбуждению дела послужило непосредственное обнаружение должностным лицом достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, квалифицированного по части 2 статьи 14.4 КоАП РФ.

Также административный орган считает ошибочными выводы суда первой инстанции по существу выявленных нарушений.

ООО «Седьмое небо» представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором изложена позиция о законности и обоснованности решения суда первой инстанции, отсутствия оснований для его отмены, а также о правомерности сделанных судом  выводов относительно существа вменяемых нарушений.

Судебное заседание апелляционного суда проведено при участии представителей административного органа и общества, поддержавших доводы и возражения в соответствующих частях.

Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Из материалов дела следует, что административным органом в отношении общества была проведена проверка соблюдения требований в области защиты прав потребителей и благополучия человека.

Порядок и основания проведения проверки по вопросу соблюдения требований законодательства в сфере защиты прав потребителей и благополучия, установлены Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Данным нормативным правовым актом установлено, что его положения распространяются на отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Данным Федеральным законом устанавливаются:

1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

2) порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;

3) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;

4) права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

Частью 3 статьи 1 Федерального закона № 294-ФЗ установлены случаи, при наличии которых данный нормативный правовой акт и его положения не распространяют свое действие при осуществлении контрольных мероприятий. В числе таких случаев: отсутствие взаимодействия между проверяемым лицом и органом, осуществляющим проверку, проведение оперативно-розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия, прокурорского надзора и др.

При этом, в числе этих случаев, при которых не подлежит применению Федеральный закон № 294-ФЗ, не поименованы мероприятия по проверке соблюдения требований законодательства в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Таким образом, в рассматриваемом случае, Управление Роспотребнадзора по Омской области должно было руководствоваться данным нормативным правовым актом.

В том числе, заинтересованное лицо должно было обеспечить выполнение таких требований как:

- плановая проверка не может быть проведена ранее трех лет со дня государственной регистрации юридического лица (пункт 1 части 8 статьи 9 Федерального закона № 294-ФЗ);

- внеплановая проверка может быть назначена только в случаях, определенных статьей 10 Федерального закона № 294-ФЗ (истечение срока для исполнения ранее выданного предписания; поступление информации о возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, нарушение прав потребителей);

- о проведении плановой проверки юридическое лицо уведомляется не позднее трех рабочих дней до ее начала (часть 12 статьи 9 Федерального закона № 294-ФЗ), а о проведении внеплановой проверки – не позднее чем за 24 часа до ее начала (часть 16 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ);

- проверка субъектов малого и среднего предпринимательства может быть проведена после согласования с органом прокуратуры (пункт 5 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ);

Судом апелляционной инстанции установлено, что данные нормы были нарушены налоговом органом при проведении проверки ООО «Седьмое небо», а именно:

- заявитель зарегистрирован в качестве юридического лица 08.05.2007 и на момент проверки не истекли три года, в течение которых установлен запрет на проведение контроля;

- основания для проведения плановой и внеплановой проверки отсутствуют. А именно: общество не включено в план проведения плановых проверок, отсутствуют предусмотренные частью 2 статьи Федерального закона № 294-ФЗ основания для проведения внеплановой проверки; административный орган не принял мер к согласованию проверки с прокурором. При этом, как правильно указано судом первой инстанции, представленная в материалы дела копия письма Прокуратуры Омской области от 09.12.2009 не содержит информации о том, в отношении какой организации поручено провести проверку соблюдения законодательства на объектах массового пребывания людей. Отсутствие в данном письме Прокуратуры указания на проведение проверки именно в отношении ООО «Седьмое небо» не дает оснований рассматривать его в качестве санкционирующего внеплановую проверку деятельности предприятия;

- о проведении проверки ООО «Седьмое небо» не было уведомлено.

Частью 3 статьи 1 Федерального закона № 294-ФЗ установлено, что его положения непосредственно не применяются к отношениям, связанным с привлечением к административной ответственности.

В то же время результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля, могут на основании статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужить поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.

В таком случае при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд должен учитывать положения статьи 20 Федерального закона № 294-ФЗ, в силу которой результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

На основании статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2010 по делу n А75-312/2010. Изменить решение (ст.269 АПК)  »
Читайте также