Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2010 по делу n А46-5291/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

21 июля 2010 года

                                                        Дело №   А46-5291/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2010 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2010 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Кливера Е.П.,

судей Золотовой Л.А., Киричёк Ю.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Леоновой Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4133/2010) открытого акционерного общества «Аптечная сеть «Омское лекарство» (далее – ОАО «Аптечная сеть «Омское лекарство»; Общество; заинтересованное лицо)

на решение Арбитражного суда Омской области от 04.05.2010 по делу № А46-5291/2010 (судья Пермяков В.В.), принятое

по заявлению прокурора Черлакского района Омской области (далее – Прокурор; заявитель)

к ОАО «Аптечная сеть «Омское лекарство»,

о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании:

от Прокурора − представитель не явился, лицо о времени и месте рассмотрения настоящего спора извещено надлежащим образом;

от ОАО «Аптечная сеть «Омское лекарство» – Мишурова Д.А. по доверенности от 10.04.2010, сохраняющей силу в течение одного года (личность удостоверена паспортом гражданина РФ),

установил:

 

Прокурор обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к ОАО «Аптечная сеть «Омское лекарство» о привлечении последнего к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Омской области от 04.05.2010 заявление Прокурора удовлетворено.

В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на наличие в действиях Общества состава вменяемого ему в вину административного правонарушения.

В апелляционной жалобе Общество просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт – об отказе в удовлетворении заявленного требования.

ОАО «Аптечная сеть «Омское лекарство» в апелляционной жалобе указывает на соблюдение им требования о наличии минимального ассортимента лекарственных средств, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.04.2005 № 312.

Общество не согласно с выводом суда о том, что наличие пандусов в аптеке является лицензионным требованием. Считает, что за отсутствие пандусов предусмотрена ответственность по статье 9.13 КоАП РФ.

Прокурор, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения настоящего спора, явку своего представителя не обеспечил, в письменном отзыве на апелляционную жалобу просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие Прокурора.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на апелляционную жалобу, заслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

ОАО «Аптечная сеть «Омское лекарство» зарегистрировано в качестве юридического лица 07.04.2010 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 12 по Омской области за основным государственным регистрационным номером 1095543010672.

23.03.2010 прокуратурой Черлакского района Омской области была проведена проверка соблюдения требований законодательства о лицензировании деятельности филиала Центральной аптеки № 14 ОАО «Аптечная сеть «Омское лекарство», расположенной по адресу: Омская область, Черлакский район, р.п. Черлак, ул. Ленина, д. 122, в ходе которой был установлен факт нарушения заинтересованным лицом лицензионных требований и условий, предусмотренных Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 № 416.

Прокурором выявлено отсутствие:

- лекарственных препаратов (бупренорфин (раствор), рисперидон (таблетки, покрытые оболочкой) флуфеназин (таблетки), имипрамин (драже, раствор для внутримышечного введения, таблетки, покрытые оболочкой), тианептин (таблетки покрытые оболочкой), ампициллин (в капсулах), ацикловир (лиофилизат для приготовления раствора для инфузий), дилтиазем (таблетки покрытые оболочкой), альфузозин (таблетки, покрытые оболочкой), хлорамфеникол (мазь глазная), карбамазепин (сироп)), входящих в минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи;

- пандуса.

По результатам проверки, прокурором Черлакского района Омской области было вынесено постановление от 12.04.2010 о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

На основании данного постановления Прокурор обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении ОАО «Аптечная сеть «Омское лекарство» к административной ответственности.

04.05.2010 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

Часть 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Согласно статье 2 Федерального закона от 08.09.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Подпункт 47 пункта 1 статьи 17 названного закона обязывает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к получению лицензии на осуществление фармацевтической деятельности.

ОАО «Аптечная сеть «Омское лекарство» осуществляет предпринимательскую деятельность на основании лицензии.

Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включающей оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств, определяется Постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 № 416 «Об утверждении положения о лицензировании фармацевтической деятельности».

В соответствии с пунктом 5 вышеуказанного Положения, под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «д» пункта 4 настоящего Положения.

Из материалов дела следует, что в ходе проведения проверки Прокурором был выявлен факт нарушения заинтересованным лицом подпунктов «а», «в» пункта 4 указанного Положения.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 № 80 утвержден Отраслевой стандарт ОСТ 91500.05.0007-2003 «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» (далее – Отраслевой стандарт), который является обязательным для всех организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих торговлю лекарственными средствами.

В соответствии с пунктом 3.1 Отраслевого стандарта все помещения аптечной организации должны быть расположены в здании (строении) и функционально объединены в единый блок, изолированный от других организаций. Допускается вход (выход) в аптечную организацию через помещение другой организации. Аптечной организации следует предусмотреть возможность входа (выхода) людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

Кроме того, требования, предъявляемые к оборудованию входа помещений, содержатся также в СниП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Пунктами 3.9., 3.13. 3.14 СНиП 35-01-2001 предусмотрено, что в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, лестницы на перепадах рельефа должны дублироваться пандусами, наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни.

Статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют, что ОАО «Аптечная сеть «Омское лекарство» выдана лицензия, которая удостоверяет право на осуществление фармацевтической деятельности.

В ходе проведенной Прокурором проверки установлено, что вход в аптеку не оборудован устройством для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения пандусом.

Доказательств, опровергающих указанное обстоятельство, материалы дела не содержат и Обществом при рассмотрении настоящего спора ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции не представлено.

Кроме того, из отзыва заинтересованного лица (л.д. 46 - 48) следует, что ОАО «Аптечная сеть «Омское лекарство» был заключен договор подряда № 54 с ООО «Строительная фирма «Спецподряд», согласно которому последний обязан выполнить работы по ремонту фасада аптеки № 14, расположенной по адресу: р.п. Черлак, улица Ленина, дом 122, а именно осуществить монтаж лестниц прямолинейных с ограждением, поручнем, пандусом и покрытия ковриком.

Однако как следует из материалов дела и Обществом не оспаривается, что договор подряда № 54 с ООО «Строительная фирма «Спецподряд» был заключен после проведения проверки прокуратурой. Следовательно, факт нарушения имеет место быть.

Суд апелляционной инстанции отклоняет довод Общества о том, что отсутствие пандусов надлежит квалифицировать по статье 9.13 КоАП РФ, поскольку квалификация административного правонарушения по статье 9.13 КоАП РФ допустима лишь в случае наличия действий, связанных с уклонением от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. Более того, как отмечено выше, обустройство входа пандусом является требованием, специально предъявляемым к зданиям аптек, следовательно, представляет собой одно из лицензионных требований к осуществлению фармацевтической деятельности.

Согласно подпункту «в» пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении фармацевтической деятельности относится соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона «О лекарственных средствах» и правил продажи лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

В соответствии с пунктом 8 статьи 32 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» аптечные учреждения обязаны обеспечивать установленный федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств, минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.

Пунктом 1.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2005 № 785, предусмотрено, что для бесперебойного обеспечения населения лекарственными средствами аптечные учреждения (организации) обязаны иметь в наличии минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.

Минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.04.2005 № 312.

Как усматривается из материалов дела, в ходе проведения прокуратурой Черлакского района Омской области проверки был выявлен факт нарушения требований, установленных вышеуказанными нормами, а именно: в аптеке отсутствовали лекарственные препараты (бупренорфин (раствор), рисперидон (таблетки, покрытые оболочкой) флуфеназин (таблетки), имипрамин (драже, раствор для внутримышечного введения, таблетки, покрытые оболочкой), тианептин (таблетки покрытые оболочкой), ампициллин (в капсулах), ацикловир (лиофилизат для приготовления раствора для инфузий), дилтиазем (таблетки покрытые оболочкой), альфузозин (таблетки, покрытые оболочкой), хлорамфеникол (мазь глазная), карбамазепин (сироп)), входящие в минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.

ОАО «Аптечная сеть «Омское лекарство» ссылается на отсутствие вины в совершении вменяемого правонарушения, по тому основанию, что в законе отсутствует указание на обязательное наличие лекарственных препаратов входящих в минимальный ассортимент в каждой точке отпуска организации. Отсутствующие препараты являются лекарственными средствами, входящими в минимальный ассортимент аптек, аптечных пунктов, аптечных киосков и аптечных магазинов, к которым принадлежащий ОАО «Аптечная сеть «Омское лекарство» филиал (Черлакская ЦРА № 14) не относится, следовательно, у филиала отсутствует необходимость иметь в наличии указанные препараты.

Однако данный довод заинтересованного лица основан на ошибочном толковании правовых норм, поскольку утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.04.2005 № 312 минимальный ассортимент лекарственных средств не содержит указания на освобождение иных аптечных организаций, отличных от аптеки, аптечного пункта, аптечного магазина и аптечного киоска, от обязанности по обеспечению наличия данных препаратов.

ОАО «Аптечная сеть «Омское лекарство», обосновывая отсутствие вины в совершении

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2010 по делу n А75-516/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также