Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2010 по делу n А46-2622/2010. Отменить решение полностью и принять новый с/а

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

12 июля 2010 года

                                                        Дело №   А46-2622/2010

Резолютивная часть постановления объявлена  06 июля 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме  12 июля 2010 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,

судей  Киричёк Ю.Н., Кливера Е.П.,

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем судебного заседания

Леоновой Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3910/2010) Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу города Омска  на решение Арбитражного суда Омской области от 01.04.2010 по делу № А46-2622/2010 (судья Крещановская Л.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Стройобъект»

к инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу города Омска

о признании недействительным решения № 2575 от 23.12.2009,

при участии в судебном заседании представителей: 

от Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу города Омска – Василишин Р.В. (удостоверение № 640684 действительно до 31.12.2014, доверенность б/н от 11.01.2010 сроком действия по 31.12.2010); Голушкова Д.А. (удостоверение № 641049 действительно до 31.12.2014, доверенность б/н от 11.01.2010 сроком действия по 31.12.2010);

от общества с ограниченной ответственностью «Стройобъект» – Мелихова О.В. (паспорт, доверенность б/н от 08.06.2009 сроком действия 3 года).

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Стройобект» (далее - ООО «Стройобъект», налогоплательщик, общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу города Омска (далее - ИФНС по Кировскому административному округу г. Омска, инспекция, налоговый орган) № 2575 от 23.12.2009 в части.

Решением от 01.04.2010 по делу № А46-2622/2010 Арбитражный суд Омской области удовлетворил заявленные ООО «Стройобъект» требования, признав недействительным решение налогового органа от 23.12.2009 № 2575 в части доначисления земельного налога за 2008 год в сумме 387 302 руб. и предложения уплатить земельный налог в сумме 387 302 руб. или заявить о зачете переплаты в счет доначислений в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что применение при определении налоговой базы по земельному налогу кадастровой стоимости земельного участка, рассчитанной на основании постановления от 19.12.2007 № 174-п, с внесенными в него изменениями постановлением от 26.11.2008 № 193-п, возможно лишь по истечении сроков вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, установленных статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации. Учитывая, что постановление от 19.12.2007 № 174-п опубликовано в издании «Омский вестник» от 30.11.2008 № 141, и по правилам статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации вступает в силу 31 декабря 2008 года, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по земельному налогу, то есть, начиная с 1 января 2009 года, применение его при исчислении налогового обязательства ООО «Стройобъект» по земельному налогу за 2008 год является незаконным.

Данная позиция относительно порядка вступления в действие норм, определяющих кадастровую стоимость земельных участков, по мнению суда, нашла также свое отражение в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 № 165-О-О.

Не согласившись с принятым судебным актом, ИФНС по Кировскому административному округу г. Омска обратилась с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Инспекция в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь в обоснование жалобы на следующее.

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования. При этом ни налогоплательщик, ни налоговый орган не определяют самостоятельно кадастровую стоимость земельного участка, а руководствуются сведениями о кадастровой стоимость, которые представляются Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости.

Налоговый орган считает необоснованной ссылку суда первой инстанции на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 № 165-О-О, указывая на то, что Конституционный суд не рассматривал вопрос о соответствии Конституции Российской Федерации статьи 5 и главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации и, как следствие, не выявлял ее конституционно-правовой смысл. Кроме того, определение в соответствии со статьей 71 Федерального закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» не является итоговым решением Конституционного Суда Российской Федерации по существу вопроса, в связи с чем не может являться обязательным для арбитражного суда при разрешении конкретного дела. Не подлежит применению при рассмотрении настоящего дела указанное определение, по мнению Инспекции, и в силу того, что оно не распространяется на правоотношения, возникшие до формирования правовой позиции, изложенной в этом определении, и ее закрепления.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ИФНС по Кировскому административному округу г. Омска поддержали требования, заявленные в апелляционной жалобе.

В письменном отзыве на апелляционную жалобу и в устном выступлении в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО «Стройобъект», заявленные в апелляционной жалобе требования отклонил по основаниям, изложенным в отзыве, просит решение арбитражного суда оставить без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей налогового органа и общества, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

ООО «Стройобъект» принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 6592 кв.м. с кадастровым номером 55:36:19 0321:0026, расположенный по адресу: г. Омск, ул. Семиреченская, 18, о чем имеется свидетельство о государственной регистрации права от 03.06.2005 серия 55АВ № 087374.

Налогоплательщиком 27.08.2009 в инспекцию была представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2008 год.

Специалистами ИФНС по Кировскому административному округу г. Омска была проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации, по результатам которой составлен акт № 21294 от 27.10.2009.

В ходе проверки налоговым органом было установлено, что ООО «Стройобъект» исчислило к уплате налог в сумме 0 руб., исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 0 руб., что, по мнению инспекции, не соответствует данным о кадастровой стоимости земельных участков, указанным в постановлении Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» (далее по тексту – Постановление от 19.12.2007 № 174-п).

Поскольку использование земли в Российской Федерации является платным, формами платы являются земельный налог и арендная плата, налоговый орган, не согласившись с данными уточненной налоговой декларации, доначислил налогоплательщику земельный налог в соответствии с Постановлением Правительства Омской области № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» в редакции Постановления Правительства Омской области № 193-п от 26.11.2008 года, определившим кадастровую стоимость спорного участка 25 820 138 руб. 88 коп. Земельный налог с учетом данной кадастровой стоимости составил 387 302 руб.

23.12.2009 заместитель начальника ИФНС по Кировскому административному округу г. Омска, рассмотрев материалы камеральной налоговой проверки, возражения налогоплательщика, вынес решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности № 2575.

Данным решением налоговый орган на основании пункта 1 статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации отказал в привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, доначислил земельный налог за 2008 год в сумме 387 302 руб., предложил уплатить земельный налог за 2008 год в сумме 387 302 руб. или заявить о зачете переплаты в счет доначислений в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Не согласившись с принятым решением, ООО «Стройобъект» обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Омской области (далее – УФНС России по Омской области) с апелляционной жалобой, по результатам рассмотрения которой 04.02.2010 принято решение № 16-17/01404, оставившее решение инспекции без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

ООО «Стройобъект», полагая, что решение налогового органа не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Омской области с требованием о признании его недействительным в части.

01.04.2010 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое решение.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит его подлежащим отмене, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации ООО «Стройобъект» признается налогоплательщиком земельного налога.

Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Абзац первый пункта 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Таким образом, налогоплательщик не определяет самостоятельно кадастровую стоимость, а использует в целях налогообложения сведения земельного кадастра в части кадастровой стоимости своего участка.

При названных обстоятельствах апелляционный суд признает необоснованными доводы налогоплательщика и выводы суда первой инстанции о невозможности самостоятельного определения кадастровой стоимости из положений постановления Правительства Омской области № 174-п, поскольку такого определения от налогоплательщика налоговое законодательство не требует, а предписывает использовать в целях налогообложения сведения земельного кадастра о каждом земельном участке.

Суд апелляционный инстанции находит несостоятельной позицию суда и налогоплательщика о том, что, поскольку в вышеназванном постановлении не содержится кадастровая стоимость земельного участка и определить таковую из содержания постановлении невозможно, то содержащаяся в государственном земельном кадастре стоимость земельного участка не была установлена в законом установленном порядке и не подлежит применению в целях налогообложения.

В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Таким образом, законодательно утверждена обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по утверждению среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Согласно Закону Омской области «О регулировании земельных отношений в Омской области» от 08.02.2006 № 731-ОЗ к полномочиям Правительства Омской области в сфере регулирования земельных отношений относится, в том числе, утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель на территории Омской области, утверждение среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району (городскому округу) Омской области (пункты 35, 36 статьи 4).

Правительство Омской области, как это следует из преамбулы, во исполнение пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, а также в соответствии с пунктами 35, 36 статьи 4 Закона Омской области «О регулировании земельных отношений в Омской области», приняло постановление № 174-п, которым утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 согласно приложению.

Данным приложением были утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель в пределах кадастровых кварталов кадастрового района 55:36 по видам разрешенного пользования в рублях за квадратный метр.

Как следует из пункта 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (в редакции от 04.12.2006, действовавшей в период издания постановления № 174-п), сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В соответствии

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2010 по делу n А75-11604/2009. Отменить решение полностью и принять новый с/а  »
Читайте также