Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2010 по делу n А75-275/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения,Удовлетворить ходатайство (заявление) (АПК)

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

14 мая 2010 года

Дело № А75-275/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме  14 мая 2010 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Шиндлер Н.А.

судей Сидоренко О.А., Лотова А.Н.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Моисеенко Н.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2063/2010) общества с ограниченной ответственностью «Магелан» на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17.02.2010 по делу № А75-275/2010 (судья Шабанова Г.А.),

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Магелан»

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре

о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 16.12.2009 № 99-ВК/11

представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились;

установил:

решением от 17.02.2010 по делу № А75-275/2010 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры оставил без удовлетворения требования общества с ограниченной ответственностью «Магелан» (далее по тексту – ООО «Магелан», Общество) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее по тексту – Управление Росприроднадзора, административный орган) о назначении административного наказания от 16.12.2009 № 99-ВК/11.

Решение суда первой инстанции мотивировано наличием в действиях Общества, выразившихся в использовании акватории водного объекта без договора водопользования, события административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наличием вины Общества в его совершении, а также соблюдение административным органом порядка и срока давности привлечения к административной ответственности.

При этом суд отклонил доводы Общества о том, что водный объект используется для судоходства, в связи с чем в силу подпункта 1 пункта 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации не требуется заключение договора водопользования. Суд пришел к выводу о том, что Общество не использовало в период проверки плавучие краны для судоходства, фактически акватория водного объекта использовалась для отстоя плавучих кранов, что не предполагает использование судна, а свидетельствует об использовании акватории водного объекта.

В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Общество считает, что плавкраны используется им для судоходства, то есть для перевозки грузов на внутренних водных путях, что следует уже из цели их приобретения, соответственно в силу пунктов 1, 4 и 5 части 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации заключение договора водопользования не требуется.

Также податель апелляционной жалобы ссылается на следующее: не доказан вывод суда о том, что акватория поверхностного водного объекта, на которой находились плавкраны, является пунктом отстоя; суд не выяснил на какую именно часть водной акватории Обществу необходимо было заключить договор водопользования; представитель Общества указывал на то, что в настоящее время оформляется разрешение к плаванию в районах, указанных в приобщенных к делу актах внеочередного освидетельствования судна Обь-Иртышским филиалом Российского речного регистра, а не об оформлении разрешения на судоходство, разрешение на которое не требуется; постановление о назначении административного наказания не содержит ссылки на пункт 2 части 1 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации, нарушение которого вменяется Обществу, а содержит ссылку на пункт 3 части 1 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации.

Управление Росприроднадзора в соответствии с представленным суду апелляционной инстанции отзывом на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.

Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.

30.10.2009 в ходе производства по делу об административном правонарушении, возбужденному определением от 14.10.2009 № 53-ВК/11 госинспектором Управления Росприроднадзора в присутствии директора ООО «Магелан» проведен осмотр земельного участка, расположенного в районе АБЗ г. Ханты-Мансийска.

В ходе осмотра установлено, что на прилегающей к осматриваемому земельному участку акватории карьера протоки Ретечная размещены два плавучих крана: ПГ-8 с идентификационным номером ОИ-05-1850, КПЛ – 5-30 с идентификационным номером ОИ – 05-1851, принадлежащих ООО «Магелан». Документы на право пользования водным объектом для использования акватории протоки Ретечная (в районе АБЗ г. Ханты-Мансийска) с целью размещения плавательных средств ООО «Магелан» не получало (л.д. 61-62).

03.11.2009 госинспектором Управления Росприроднадзора вынесено определение № 56-ВК/11 о возбуждении дела об административном правонарушении по признакам правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и проведении административного расследования.

20.11.2009 госинспектором Управления Росприроднадзора проведен повторный осмотр земельного участка, расположенного в районе АБЗ г. Ханты-Мансийска, в ходе которого установлено, что на прилегающей к осматриваемому земельном у участку акватории карьера протоки Ретечная размещены два плавучих крана: ПГ-8 с идентификационным номером ОИ-05-1850, КПЛ – 5-30 с идентификационным номером ОИ – 05-1851, принадлежащих ООО «Магелан» и баржа (ОИ - 20-520 МП 204) с установленными на ней двумя судами. Плавкраны подключены к электричеству, электрокабель проходит по берегу, прикреплен к одному из швартовочных тросов (л.д. 40).

По окончании административного расследования госинспектором Управления Росприроднадзора 01.12.2009 в отношении ООО «Магелан» составлен протокол об административном правонарушении, в котором указано о наличии в действиях заявителя признаков административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в использовании акватории водных объектов для размещения плавательных средств без документов на право пользования водным объектом, что является нарушением статей 9 и 11 Водного кодекса Российской Федерации (л.д.36)

По результатам рассмотрения протокола и материалов административного дела госинспектором Управления Росприроднадзора вынесено постановление от 16.12.2009 № 99-ВК/11 о назначении административного наказания, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде взыскания штрафа в сумме 5000 рублей.

Общество, полагая, что необоснованно привлечено к административной ответственности, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 16.12.2009 № 99-ВК/11.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано.

Означенное решение обжалуется Обществом в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает, исходя из следующего.

Ответственность по статье 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Согласно статье 1 Водного кодекса Российской Федерации водопользованием признается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц. Акваторией является водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ.

Статьей 9 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 данного кодекса.

Главой 3 Водного кодекса Российской Федерации (части 1, 2 статьи 11) предусмотрено, что право пользования водными объектами возникает на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 11 этого же Кодекса.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации на основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей.

Пунктами 3 и 4 части 2 этой же статьи установлено, что на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для размещения причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений; размещения стационарных и (или) плавучих платформ.

Часть 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации устанавливает перечень видов использования водного объекта, при которых не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Таким образом, по общему правилу для пользования водными объектами необходимо заключение договора водопользования или получение решения о предоставлении водного объекта в пользование. Исключение из этого правила составляют случаи, прямо предусмотренные частью 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации.

Общество ссылается на пункт 1 части 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для судоходства.

Статьей 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации установлено, что судоходство - это деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировки судов и иных плавучих объектов, проведения поисков, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, санитарного и другого контроля, проведения научных исследований, учебных, спортивных, культурных и иных целей.

Этой же статьей предусмотрено, что судно – это самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие техническое сооружения подобного рода.

При этом из части 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации следует, что виды пользования водными объектами, для осуществления которых не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование, законодатель выделяет по видам (целям) использования именно водного объекта. Соответственно для вывода о том, что Общество использует водный объект для судоходства, необходимо не только установление факта использования судна для указанных в статье 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации целей, в том числе для перевозки грузов, но и факт осуществления этого вида деятельности именно в акватории рассматриваемого водного объекта.

В связи с изложенным, указание Общества на то, что плавучие краны используются для судоходства (перевозки грузов на внутренних водных путях) само по себе, без доказательств, во-первых, фактического осуществления данной деятельности, во-вторых, того, что для данного вида деятельность используется рассматриваемый водный объект, на котором выявлено размещение плавучих кранов, не свидетельствует о том, что деятельность Общества подпадает под пункт 1 части 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации.

Указанных доказательств Обществом не представлено, в силу чего основания для вывода об использовании Обществом водного объекта для судоходства, и соответственно об отсутствии у него обязанности по заключение договора водопользования отсутствуют.

Из объяснений директора ООО «Магелан» от 03.11.2009 следует, что плавучие краны ПГ-8 с идентификационным номером ОИ-05-1850, КПЛ – 5-30 с идентификационным номером ОИ – 05-1851 находятся в акватории карьера протоки Ретечная с ноября 2009 года.

Как пояснил представитель Общества в заседании суда первой инстанции, плавкраны были приобретены ООО «Магелан», однако в настоящее время не эксплуатируются, поскольку идет процесс оформления разрешения к плаванию. Фактически акватория водного объекта используется для отстоя судов.

Согласно статье 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2010 по делу n А81-5853/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также