Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2010 по делу n А75-13133/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

13 мая 2010 года

                                                      Дело №   А75-13133/2009

Резолютивная часть постановления объявлена  05 мая 201 года

Постановление изготовлено в полном объеме  13 мая 2010 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.

судей  Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Михайловой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2163/2010) Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Сургута  на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08.02.2010 по делу №  А75-13133/2009 (судья Кущева Т.П.), принятое по заявлению Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Сургута к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, при участи  в деле в качестве третьих лиц: Администрации города Сургута, общества с ограниченной ответственностью «Строительно-Финансовая Корпорация Сургутгазстрой», Департамента государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры,

о признании недействительным решения от 11.11.2009 № 02-147/2009 о нарушении антимонопольного законодательства,

при участии в судебном заседании представителей:

от Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Сургута  - Прилипко О.В. по  доверенности № 14-5804/9/01 от 22.07.2009 сроком действия 1 год;

от Администрации города Сургута - Прилипко О.В. по доверенности № 43 от 03.03.2009 сроком действия 3 года;

от общества с ограниченной ответственностью «Строительно-Финансовая Корпорация Сургутгазстрой» - Птицын В.И. по доверенности № 01-Ю от 12.01.2010 сроком действия 1 год;

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;

от Департамента государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом,

установил:

Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Сургута (далее - Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры заявлением с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, Администрации города Сургута, общества с ограниченной ответственностью «Строительно-Финансовая Корпорация Сургутгазстрой» (далее - ООО «СФК Сургутгазстрой», Общество), Департамента государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре от 11.11.2009 № 02-147/2009 (далее - Управление) о нарушении антимонопольного законодательства.

Решением от 08.02.2010 по делу № А75-13133/2009 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в удовлетворении требований Департамента отказал.

Отказывая в удовлетворении заявленных Департаментом требований, суд первой инстанции, принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательств о праве собственности Общества на объект незавершенного строительства и разрешительной документации на строительство, пришел к выводу об отсутствии доказательств законности создания объекта – «Торгово-развлекательного центра», в связи с чем действия Департамента, выразившееся в установлении существенного условия при проведении аукциона в виде  возмещения затрат ООО «СФК Сургутгазстрой» на строительство указанного объекта являются незаконными.

Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на применение судом закона неподлежащего применению, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Департаментом требований.

В апелляционной жалобе Департамент выразил свое несогласие с выводом суда первой инстанции о том, что строительство ООО «СФК Сургутгазстрой» было незаконным, права на объект отсутствовали.

По мнению подателя жалобы, при рассмотрении данного спора суд первой инстанции не обоснованно не учел, что в случае регистрации Обществом за собой права собственности на объект незавершённого строительства, продать земельный участок посредством проведения торгов было бы невозможным (статья 271 Гражданского кодекса РФ, статья 36 Земельного кодекса РФ), в связи с чем суд неправомерно применил к спорным правоотношениям Федеральный закон от 21.06.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В апелляционной жалобе Департамент указывает, что судом было установлено, что разрешение на строительство объекта «торгово-развлекательный комплекс» Обществом было получено, что позволяет прийти к выводу о том, что требования Градостроительного кодекса РФ были соблюдены, строительство осуществлялось Обществом законно.

Департамент считает, что в материалы дела представлены все необходимые документы, подтверждающие создание объекта недвижимости и произведённые для этого затраты. Следовательно, вывод суда об отсутствии таких доказательств противоречит обстоятельствам дела.

В заблаговременно представленном письменном отзыве Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре отклонило доводы апелляционной жалобы, просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Представитель Департамента в судебном заседании поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.

Представитель Общества в устном выступлении в заседании суда апелляционной инстанции и в письменном отзыве поддержал правовую позицию Департамента, просил решение суда первой инстанции отменить, приять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.

Представитель Администрации города Сургута в судебном заседании выразил свое несогласии с решением суда первой инстанции, считая его незаконным и подлежащим отмене.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, Департамент государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры,  надлежащим образом извещенные  о времени и месте рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в  судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей указанных лиц.    

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на нее, выслушав явившихся в судебное заседание представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

На основании распоряжения Администрации города Сургута № 416 от 26.02.2008 Обществу в безвозмездное (срочное) пользование с 01.09.2007 по 01.07.2010 предоставлен земельный участок площадью 150144 кв. м., относящийся к категории земель поселений, расположенный в пойменной части города по Югорскому тракту в территориальной зоне Ж.2-10, кадастровый номер 86:10:0101176:0081, для строительства объекта «Ледовый дворец в г. Сургуте» (т. 2 л.д. 58-59).

На основании указанного Распоряжения 14.05.2008 заключен договор безвозмездного срочного пользования №337, пунктом 1.4 которого стороны предусмотрели, что срок безвозмездного срочного пользования земельным участком устанавливается с 01.09.207 по 01.07.2010 (т. 3 л.д.33-36).

Администрация города Сургута письмом от 14.08.2008 за исх. № 01-11-1906/8 обратило внимания Общества на то, что в соответствии с государственным контрактом любое строительство каких-либо объектов кроме собственно Ледового дворца будет незаконным (т. 2 л.д.137).

Распоряжением № 395 от 27.02. 2009 была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 86:10:0101176, ориентировочной площадью 121407 кв. м., относящегося к категории земель населенных пунктов, в территориальной зоне ОД.1., расположенного в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в городе Сургуте по Югорскому тракту, для строительства торгово-развлекательного центра (т. 3 л.д.22-23).

Распоряжением № 397 от 27.02.2009 была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 86:10:0101176, ориентировочной площадью 55983 кв. м., относящегося к категории земель населенных пунктов, в территориальной зоне ОД.1., расположенного в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в городе Сургуте по Югорскому тракту, для строительства ледового дворца (т. 3 л.д.20-21).

Заместителем главы города Сургута 10.07.2009 издано распоряжение № 1957 «О проведении аукциона по продаже земельного участка», которым Департаменту была поручена организация и проведение аукциона по продаже земельного участка общей площадью 121407 кв. м., кадастровый номер 86:10:0101176:51, расположенного по адресу: город Сургут, тракт Югорский, для строительства торгово-развлекательного центра.

Данным распоряжением установлены: разрешенное использование земельного участка – строительство торгово-развлекательного центра; начальная цена продажи земельного участка 43794000 рублей; размер задатка 8758800 рублей; шаг аукциона 2000000 рублей (т. 2 л.д.102).

На официальном сайте Администрации города Сургута было размещено сообщение о проведении аукциона по продаже земельного участка где в состав условий, установленных распоряжением от 10.07.2009 № 1957 «О проведении аукциона по продаже земельного участка», было включено существенное условие о том, что покупатель в течение 30 календарных дней с момента заключения договора купли-продажи обязан осуществить возмещение стоимости затрат на строительство торгово-развлекательного центра  ООО «СФК«Сургутгазстрой» в сумме 445 235 965 рублей.

На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре № 424 от 30.09.2009 было возбуждено дело и создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства. Определением от 30.09.2009 дело о нарушении антимонопольного законодательства было назначенного к рассмотрению (т. 2 л.д.141-143, 144) и 11.11.2009 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре было принято решение № 02-147/2009 о признании действий Департамента в лице Азнаурова Артура Эдуардовича нарушающими пункт 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в установлении существенного условия при проведении аукциона в виде возмещения затрат ООО «СФК «Сургутгазстрой» на строительство данного объекта стоимостью 445 235 965 руб., поставив ООО «СФК «Сургутгазстрой» в привилегированное положение перед другими участниками аукциона.

Департамент, полагая, что решение № 02-147/2009 от 11.11.2009 не соответствует нормам действующего законодательства, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

08.02.2010 Арбитражный суд Ханты- Мансийского автономного округа - Югры принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по данному делу.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены или изменения, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию двумя способами: предоставления земель для строительства без предварительного согласования и с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В соответствии с постановлением Администрации города Сургта  от 07.12.2007 № 3999 «О предоставлении земельных участков для строительства», предоставление земельных участков для строительства на территории города Сургута осуществляется исключительно без предварительного согласования места размещения объектов, то есть по результатам торгов.

В силу пункта 1 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 настоящего Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.

В соответствии с пунктом 2 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации в качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации. В качестве организатора торгов (конкурсов, аукционов) выступает собственник или действующая на основании договора с ним специализированная организация

 В силу пункта 3 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка определяет форму проведения торгов (конкурсов, аукционов), начальную цену предмета торгов (конкурсов, аукционов) и сумму задатка.

Как усматривается из материалов дела, в периодическом печатном издании «Сургутские ведомости» 25.07.2009 было опубликовано и размещено на официальном сайте Администрации города Сургута сообщение о проведении аукциона по продаже земельного участка, где в качестве существенного условия договора купли- продажи земельного участка необоснованно закреплена обязанность покупателя в течение 30 календарных дней с момента заключения договора купли-продажи осуществить возмещение стоимости затрат на строительство торгово-развлекательного центра  ООО «СФК«Сургутгазстрой» в сумме 445 235 965 руб., что поставило Общество в привилегированное положение перед другими участниками аукциона

Согласно пункту 2 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2010 по делу n А46-24848/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также