Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2010 по делу n А75-458/2010. Отменить решение полностью и принять новый с/а
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 13 мая 2010 года Дело № А75-458/2010 Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2010 года Постановление изготовлено в полном объеме 13 мая 2010 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Рыжикова О.Ю. судей Ивановой Н.Е., Киричёк Ю.Н. при ведении протокола судебного заседания: Михайловой Н.А. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2227/2010) Межмуниципального отдела внутренних дел "Ханты-Мансийский" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 19.02.2010 по делу № А75-458/2010 (судья Кущева Т.П.), по заявлению Межмуниципального отдела внутренних дел "Ханты-Мансийский" к Ханты-Мансийскому отделу охраны окружающей среды Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, при участии в судебном заседании представителей: от Межмуниципального ОВД «Ханты-Мансийский» - представитель не явился, лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом; от Ханты-Мансийского отдела охраны окружающей среды Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности ХанХМАО- Югры - представитель не явился, лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, установил: Решением от 19.02.2010 по делу № А75-458/2010 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа отказал в удовлетворении требований Межмуниципального отдела внутренних дел «Ханты-Мансийский» (далее – заявитель, МОВД «Ханты-Мансийский») к Департаменту охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее– Департамент, административный орган) об отмене постановления о назначении административного наказания от 25.12.2009 № 120 за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). В обоснование принятого судебного акта суд первой инстанции указал на наличие в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения. В апелляционной жалобе МОВД «Ханты-Мансийский» просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь при этом на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств дела. Судом первой инстанции не исследован вопрос о наличии процессуальных нарушений при процедуре привлечения к административной ответственности, в частности отсутствие протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий. Кроме того, судом первой инстанции неверно установлен субъект данного правонарушения, поскольку заявитель таковым не является в силу осуществления иной деятельности, чем связанной с переработкой отходов. В отзыве на апелляционную жалобу административный орган с ее доводами не соглашается, считает их необоснованными, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. Апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Исследовав материалы дела, рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства. Департаментом проведена проверка МОВД «Ханты-Мансийский» по соблюдению в области охраны окружающей природной среды на территории Ханты-Мансийского района в ходе которой установлен факт захламления бытовыми и строительными отходами лесного массива и несанкционированный сброс жидких бытовых отходов. На территории базы размещается РММ, общежитие, около 10 жилых вагончиков. Организовано проживание сотрудников в вагончиках. Территория базы граничит с территорией Природного Парка «Самаровский чугас» и располагается в границах населенного пункта г. Ханты-Мансийск. В результате проживания работников организации в общежитии и в вагончиках образуются отходы. Территория базы, а также прилегающий лесной массив захламлен твердыми бытовыми и строительными отходами на площади 100 кв.м. Сброс сточных вод осуществляется не организовано в лог и на территорию леса. Брошен старый кузов от автомобиля. При обслуживании базы ОВД мероприятия по обращению с отходами осуществляются без соблюдения экологических и санитарно-эпидеомиологических требований. Условия и способы хранения отходов на данной территории являются опасными для окружающей среды, загрязнение и захламление происходит постоянно, что является несоблюдением требований статей 39, 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 10 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». По результатам административного расследования 23.12.2009 в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении № 107 и 25.12.2009 вынесено № 120 о назначении административного наказания, за административное правонарушение ответственность за которое предусмотрена статьи 8.2 КоАП РФ, в виде в виде штрафа в размере 100000 рублей. Считая данное постановление незаконным, МОВД «Ханты-Мансийский» обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене. 19.02.2010 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа принято обжалуемое решение. Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, находит основания для его отмены, а доводы апелляционной жалобы принимает, исходя из следующего. В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. При рассмотрении материалов дела об административном правонарушении Управлением было выявлено нарушение Предпринимателем при осуществлении своей деятельности положений статьи 10 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 39, 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Между тем в соответствии с частями 1, 3 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения. Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Статьей 26.1 КоАП РФ также предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения. Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ (п. 16 названного постановления). Согласно части 1 статьи 26.2 и части 1 статьи 26.7 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Порядок проведения осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов предусмотрен статьей 27.8 КоАП РФ. В соответствии со статьей 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса. Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых. Об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол. Суд апелляционной инстанции исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, не находит надлежащих доказательств фиксации события административного правонарушения в момент его обнаружения административным органом. Департаментом не были соблюдены требования, установленные статьей 27.8 КоАП РФ, поскольку не был составлен протокол осмотра места совершения административного правонарушения, отсутствие протокола осмотра лишает определение № 69 от 30.11.2009, в котором зафиксированы нарушения, доказательственной силы. В соответствии с положениями частей 3, 4 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе; им должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. По смыслу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный орган обязан предоставить привлекаемому к административной ответственности лицу возможность реализовать гарантии защиты, предусмотренные названной нормой Кодекса. При надлежащем извещении лица, привлекаемого к административной ответственности, о факте, месте и времени составления протокола об административном правонарушении названный протокол может быть составлен в отсутствие этого лица, поскольку его неявка или уклонение не свидетельствует о нарушении установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях гарантий защиты. В соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения. Согласно пункту 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2007 № 46) при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ. Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции указывает на существенное нарушение административной комиссией порядка производства по делу об административном правонарушении, так протокол об административном правонарушении и постановление о привлечении Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2010 по делу n А70-13327/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|