Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2010 по делу n А75-216/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                 

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

07 мая 2010 года

                                  Дело №   А75-216/2010

Резолютивная часть постановления объявлена  29 апреля 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме  07 мая 2010 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Рыжикова О.Ю.

судей  Ивановой Н.Е., Киричёк Ю.Н.

при ведении протокола судебного заседания:  Михайловой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1249/2010) открытого акционерного общества "Северречфлот" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 18.01.2010 по делу № А75-216/2010 (судья Истомина Л.С.), по заявлению открытого акционерного общества "Северречфлот" к  Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре,

об оспаривании постановления № 711-09/245 от 27.11.2009,

при участии в судебном заседании представителей: 

от открытого акционерного общества «Северречфлот» - представитель не явился, лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;

от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре – не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

установил:

Решением от 18.01.2010 по делу №А75-216/2010 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа отказал в удовлетворении требований открытого акционерного общества (Северречфлот) (далее – ОАО «Северречфлот», общество) о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее – ТУ Росфиннадзора, административный орган) о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 711-09/245, предусмотренном частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В обоснование принятого судебного акта суд первой инстанции указал на наличие в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения и отсутствие нарушений процедуры привлечения к административной ответственности.

В апелляционной жалобе общество просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь при этом на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств дела, в частности им не учтено, что административный орган составил протокол об административном правонарушении и рассмотрел материалы административного дела в отсутствие законного представителя общества.

Административный орган, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения настоящего спора, явку своего представителя не обеспечил, отзыв на апелляционную жалобу не представил.

На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

По результатам рассмотрения материалов, полученных в ходе проведения проверки соблюдения ОАО «Северречфлот» актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, должностным лицом ТУ ФСФБН в ХМАО-Югре обнаружены признаки административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, выразившееся в невыполнении в установленный срок обязанности по предоставлению в уполномоченный банк подтверждающих документов, о чем составлен протокол № 711-09/245 об административных правонарушениях от 27.11.2009.

В частности, в ходе проверки установлено, что 14 марта 2005 года между обществом и компанией «Алматыпромстрой» заключен договор аренды № 14-АП недвижимого имущества.

Уполномоченным банком резидента являлся ОАО «Ханты-Мансийский банк», в котором Общество оформило паспорт сделки № 06020004/1971/0000/3/0.

30 декабря 2008 года ОАО «Северречфлот» в уполномоченный банк были представлены документы, связанные с проведением валютных операций с нерезидентом по вышеуказанной внешнеторговой сделке: счет-фактура от 31.10.2008 № 1267 на сумму 44 444 рубля 26 копеек, полученный 08.11.2008, справка от 08.11.2008, при этом срок представления документов установлен законодательством не позднее 15 календарных дней, после окончания месяца, в котором были осуществлены операции, таким образом срок представления должен был быть не позднее 15.12.2008.

По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении № 711-09/245 руководителем ТУ ФСФБН в ХМАО-Югре вынесено постановление от 21.12.2009 № 711-09/245, согласно которому ОАО «Северречфлот» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

Полагая, что вышеуказанное постановление ТУ ФСФБН в ХМАО – Югре нарушает права и законные интересы ОАО «Северречфлот», последнее обратилось в арбитражный суд первой инстанции с заявленным требованием.

18.01.2010 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры принял обжалуемое решение.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Ответственность по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок является основанием для привлечения  к  административной ответственности.

В соответствии с частью 4 статьи 5 и пунктом 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее– Закон о валютном регулировании) резиденты обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям. При этом единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 23 Закона о валютном регулировании Центральным банком Российской Федерации устанавливается порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.

На основании данной нормы, а также норм Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации, Федерального закона «О банках и банковской деятельности» Центральный банк Российской Федерации 1 июня 2004 года принял Положение № 258-П О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций (далее – Положение № 258-П).

В силу пункта 2.1. Положения № 258-П в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы).

Согласно пункту 2.6 Положения № 258-П в случае проведения валютных операций по контракту, связанных с зачислением валюты Российской Федерации, поступившей от нерезидента на счет резидента в банке ПС, резидент наряду с документами, указанными в пункте 2.2 настоящего Положения, представляет в банк ПС два экземпляра справки, содержащей информацию об идентификации по паспортам сделок поступивших за отчетный месяц денежных средств (далее - справка о поступлении валюты Российской Федерации). Справка о поступлении валюты Российской Федерации составляется и заполняется в соответствии с требованиями, изложенными в Приложении 2 к настоящему Положению, на основании документов, в соответствии с которыми совершены записи по счету.

Согласно пункту 2.7 Положения № 258-П справка о поступлении валюты Российской Федерации представляется резидентом в банк ПС в срок, не превышающий 15 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого были осуществлены валютные операции по контракту, указанные в пункте 2.6 настоящего Положения.

Таким образом, в силу изложенных норм законодательства, резидент представляет в банк справки о поступлении валюты в срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого были осуществлены валютные операции.

Как следует из материалов дела, операции осуществлены в ноябре 2008 года срок представления справки – 15.12.2008, она была представлена в только 30.12.2008, то есть с нарушением установленного законодательством 15-ти дневного срока.

Таким образом, в действиях общества имеется событие административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

Судом апелляционной инстанции отклоняется довод заявителя о том, что административным органом нарушена процедура привлечения к административной ответственности, так как общество ненадлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении, несостоятелен.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Статья 28.2 КоАП РФ содержит обязательные требования к составлению протокола об административном правонарушении, призванные обеспечить соблюдение гарантий защиты лиц, привлекаемых к административной ответственности.

На основании указанной нормы в протоколе об административном правонарушении отражается объяснение законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (часть 2); при составлении протокола законному представителю юридического лица разъясняются его права и обязанности, предусмотренные Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе (часть 3); законному представителю юридического лица должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, и он вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4); копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку законному представителю юридического лица (часть 6).

В соответствии с частью 2 статьи 25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

На основании части 1 статьи 25.5 КоАП РФ для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник.

В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу допускаются адвокат или иное лицо (часть 2 статьи 25.5 КоАП РФ).

Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом (часть 3 статьи 25.5 КоАП РФ).

Согласно части 4 статьи 25.5 КоАП РФ защитник или представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

Таким образом, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении в качестве защитника лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем. Такое лицо допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении и пользуется всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство.

Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении от 27.11.2009 № 711-09/245 составлен в присутствии представителя общества Петруций Н.В., действующей на основании доверенности от 24.11.2009 № 149 и уполномоченной подписывать от ОАО «Северречфлот» в ТУ Росфиннадзора протоколы об административном правонарушении по части 4 и части 6 статьи 15.25 КоАП РФ. При этом о составлении протокола об административном правонарушении законный представитель общества извещен 24.11.2009, о чем свидетельствует отметка канцелярии общества входящий № 635/11).

Факт уведомления общества о времени рассмотрения дела об административном правонарушении подтверждается извещением от 14.12.2009, определением об отложении рассмотрения дела от 17.12.2009 и ходатайством общества об отложении рассмотрения дела от 17.12.2009. При этом определения от 17.12.2009 об отложении рассмотрения дел об административных правонарушениях вручены представителю общества Дядюнову В.В.,

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2010 по делу n А46-22942/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также